Авторская методическая разработка: Тренинг для педагогов "Технология работы воспитателя с детьми подготовительной группы, имеющими особенности речевого развития"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, формирует взгляды и убеждения, оказывает человеку огромную услугу в познании мира. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Наблюдения показывают, что не всегда воспитатели знают, как организовать работу над развитием речи детей с особенностями речевого развития. Поэтому возникла необходимость в разработке методического материала по активизации коммуникативно-речевого общения в режиме дня. Методические материалы были одобрены методобъединением ДО ГБОУ, проведен тренинг для воспитателей подготовительных групп дошкольного отделения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тренинг: «Технологии работы воспитателей с детьми, имеющими особенности речевого развития»
Седьмой год жизни. Образовательные задачи по речевому развитию
Развитие речи как средства общения и культуры, как средства обмена чувствами, налаживания взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование умений формулировать мысли через слово.
Расширение и обогащение активного словарного запаса детей, продолжение работы над смысловой стороной речи, развитие речевого творчества.
Формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Совершенствование всех сторон звуковой культуры речи: фонематического восприятия, звукопроизношения и дикции, интонационной стороны речи; звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Режим дня | Форма работы | Образовательные задачи | Содержание работы |
Прием детей | Индивидуальная Подгрупповая | - Расширение словарного запаса детей в ходе формирования представлений и знаний об окружающем мире. - Формирование умений формулировать мысли через слово. - Развитие речи как средства общения и обмена ощущениями и чувствами (диалог, монолог). -Совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности. | Беседа о времени года, частях суток, днях недели. Д/игры «Времена года», «Перечисли 3 дня подряд, не называя их названий» (вчера-сегодня-завтра; с-з-п/з и т.п.) «Кто больше подберет слов?». Пример: осенняя (погода, одежда, слякоть, непогода, ярмарка); осенний: … (и так – в зависимости от сезона). Д/и «Бывает, не бывает» - поддерживать диалог, опровергать доказывать свою точку зрения на вещи. Поручения, дежурства, беседы о любимых домашних игрушках. Д/и «Пирамида» придумывание слов на предложенный слог: лак, лапа, лавина, лакомка, …. Д/и «Рифмы» |
Утренняя гимнастика | Групповая Фронтальная | - Развитие слухоречевого внимания. - Совершенствование фонематического слуха. - Развитие артикуляционного праксиса. - Совершенствование дикции и выразительности речи. | Д/и «Угадай по голосу», «Эхо», «Не ошибись» - правильное звукоподражание. Звуковые игры «Поезд», «Насос», «Ветерок», «Змея» и т. п. Включение в комплекс утренней гимнастики элементов артикуляционной гимнастики и самомассажа. Использование на утренней гимнастике элементов логоритмики: речь + движение.(Мы капусту рубим, рубим…и т.п.) |
Подготовка к завтраку | Групповая Подгрупповая | - Работа над смысловой стороной речи. - Формирование грамматически правильной речи. - Совершенствование фонематического восприятия | Беседа о профессиях: «Кому, что нужно для работы». Беседа о правилах поведения во время еды. «Я начну, а ты продолжи» по мотивам стих. «Хозяйка сегодня с базара пришла…»; Д/и «Из чего какой?-ая?»-образование относительных прилагательных(салат из капусты-….,каша из гречки-гречневая….) «Назови продукты со звуком. (С-соль, сахар, сыр, Р- рыба, макароны, рулет. ) |
Свободная деятельность детей до НОД(занятий) | Подгрупповая Групповая | - Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности: монолог – рассуждение, монолог-размышление (организация действий другого человека с помощью речи) - Совершенствование грамматически правильной монологической речи. | Игра: “Зеркало движений”. Из числа детей выбирается “зеркало”; остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает “зеркалу” (отражается в зеркале) какое- либо упражнение или ряд действий. Вслед за этим дети открывают глаза, а “зеркало” в речевой форме подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены) всеми. В том случае если более половины группы детей не могут правильно выполнить действия по полученному “отражению”, выбирается новое “зеркало”. В роли “отражающихся в зеркале” могут по очереди выступать и сами дети. «Узнай по описанию» -- на любую тему (герой сказки, животное, растение), любой предмет по актуальной теме программы. «Найди пару» -найти смысловые пары и объяснить свой выбор (полка-книга, пенал-карандаш, …) |
Подготовка к прогулке | Индивидуальная Подгрупповая Групповая | - Развитие речи как средства налаживания взаимодействия со взрослыми и сверстниками. - Развитие речи посредством создания интереса детей к фольклору - продолжение работы над смысловой стороной речи. - Формирование умения детей пользоваться разными языковыми средствами. | Беседы о погоде, предметах одежды. Умение в речи использовать уместно потешки, поговорки и пословицы (про одевание, погоду, дружбу, помощь и т.д. «Береги нос в большой мороз», «Семеро одного не ждут») Развитие умения анализировать смысл и объяснять своими словами понимание и смысл поговорок. «Скажи наоборот» -антонимический ряд, «Назови по-другому» - синонимы: варежка, рукавичка |
Прогулка | Индивидуальная Подгрупповая Групповая Фронтальная | - Совершенствование темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации речи. - Актуализация и обогащение словарного запаса. - Формирование умения связного сообщения о наблюдении и осмыслении предметов и явлений окружающей действительности. -Совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности. - Продолжение работы над смысловой стороной речи. | «Повтори тихо-громко». Подвижные игры с речёвками «Ай, ребята, тара-ра..» Упражнения на подбор сравнений (погодных характеристик, изменений в природе и т.д.). «Что интересного я увидел?..» «Телеграф» -отхлопай, оттопай слово по слогам. «Слоговой поезд» - прогулка-каток-окно-носки-киса-санки. «Собери слово из отдельных звуков»: з и м а Объясни смысл поговорки: «Мороз не велик, а стоять не велит», «Береги нос в большой мороз» и т.п. |
Возвращение с прогулки | Индивидуальная Подгрупповая | - Совершенствование речевой культуры общения со сверстниками. - Развитие речи как средства общения и налаживания взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Коммуникативное упражнение «Изящные манеры», «Уроки вежливости». «Страна вежливости», игра «Комплимент». «Назови по-другому» - подбор синонимов о настроении, дружбе…. |
Подготовка к обеду, обед | Подгрупповая Групповая | - Расширение и обогащение активного словарного запаса детей, продолжение работы над смысловой стороной речи, развитие речевого творчества. - Развитие умения детей высказываться об известных им жанрах художественной литературы ярко и образно - развивать речевое творчество.
| Чтение и пересказ рассказов, сказок. «Узнай героя», «Помоги Незнайке» Обычно во время подготовки к обеду у воспитателя (пока няня и дежурные сервируют столы) есть время вспомнить. пересказать, почитать рассказ, сказку, вспомнить литературных героев, поговорить о них, детям высказать свое отношение, самим придумать что-то, сочинить что-то, опираясь на правила стилистики определенного жанра. - У нас в гостях (лит. персонаж) … - Нам пришло письмо, посылка … -Давайте вспомним… -Сегодня мы с вами сочиним…. |
Подготовка ко сну | Индивидуальная Подгрупповая | - Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности–умение формулировать свои мысли через слово. - Совершенствование грамматически правильной речи. | - Мои планы на вечер… - Поделюсь с другом мыслями о … «Маленькие слова: где находится?..» - правильное употребление предлогов: на стул, под кроватью, между Ваней и Леной…. |
Подъем детей | Индивидуальная Подгрупповая | - Развитие умения пользоваться формами речевого этикета. - Расширение и обогащение активного словарного запаса детей - Развитие речевого творчества. | «Страна вежливости», игра «Комплимент». «Что делает?» - активизация глагольного словаря. - Мне приснилась сказка…. |
Гимнастика после сна, закаливающие процедуры | Групповая Подгрупповая | - Развитие слухоречевого внимания. - Развитие дыхания и голоса (механизм образования звука). Закрепление терминологии «звук», «слог», «слово». - Совершенствование звукопроизношения, дикции, интонационной стороны речи. | «Самолеты» -имитация звука мотора. «Кошка добрая –злая» - мурлычет, шипит. «Дровосек» - выдох при наклонах. «Шарик сдувается» -длительный выдох. «Мой веселый звонкий мяч» - речь + движение |
Подготовка к полднику, полдник | Индивидуальная Подгрупповая | - Совершенствование фонематического слуха.
- Совершенствование грамматически правильной речи. - Развитие умения пользоваться формами речевого этикета | «Цепочка слов» - определение1-го и последнего звуков в слове. «Подбери слово» на звук… Д/и «Из чего какой?-ая?»-образование относительных прилагательных (запеканка из творога -…) Коммуникативное упражнение «Изящные манеры», |
Свободная деятельность детей в группе | Индивидуальная Подгрупповая Групповая | -Воспитание самостоятельности и активности речевого общения со взрослыми и сверстниками. - Формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи: совершенствование функций словоизменения и словообразования. - Активизация речемыслительной деятельности детей. - Развитие речевой активности. - Формирование умения детей производить звуковой анализ слов, составлять звуковые модели слов, подбирать слова к звуковым моделям; - Развитие речевого творчества. | Речевое взаимодействие во время сюжетно-ролевых игр, театрализованная деятельность. Настольно-печатные речевые игры «Кому что нужно для работы?», «Профессии», «Кто чем питается?», «Чей детеныш?» и т.п. «Подбери слово», «На что похоже?», Узнай, о чем это?» «Помечтаем, что было бы...» — упражнение в употреблении сослагательного наклонения; «Отгадай, чего не хватает?» — упражнение в употреблении существительных в родительном падеже; «Я начну, а ты закончи!» — упражнение в употреблении распространенных предложений и т. д.). (с мячом, с кубом, на гранях которого наклеены разные картинки и т. п.) |
Подготовка к прогулке | Индивидуальная Подгрупповая | - Совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности. - Совершенствование грамматически правильной монологической речи. |
Телеграф» -отхлопай, оттопай слово по слогам. «Назови предметы одежды со звуком Р…Л»: рубашка, шарф, свитер, куртка, сарафан. платье, платок, колготки… «Чей, чья, чьё?» -притяжательные прилагательные «Маленькие слова: где находится?..» - правильное употребление предлогов: |
Прогулка, уход детей домой | Фронтальная Индивидуальная Подгрупповая Групповая | --Воспитание самостоятельности и активности речевого общения со взрослыми и сверстниками. - Актуализация и обогащение словарного запаса. - Формирование умения связного сообщения о наблюдении и осмыслении предметов и явлений окружающей действительности. | Подвижные игры с речёвками «По ровненькой дороге Шагают наши ноги…» Упражнения на словообразование превосходной степени прилагательных (погодных характеристик, изменений в природе и т.д.- Вечером темно, а ночью еще темнее). Наблюдения за изменениями в погоде, световом дне и т.д.: «Догадайся, о чем я скажу?» Пример: Он бывает легкий, прохладный, помогает летом людям переносить жару. Зимой он резкий, неприятный, заставляет прятать лицо от него. (Ветер). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного дошкольного возраста по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны
Дети знакомятся со звуками,определяют первый звук в слове,определяют длинные и короткие слова,используется мнемотаблица,подвижные логические игры...
Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".
Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....
Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по познавательно-речевому развитию на тему Насекомые
Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по познавательно-речевому развитию на тему Насекомые...
Викторина «Играй-ка, угадай-ка» с детьми подготовительной группы в области «Речевое развитие» (бинарное взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда)
Викторина «Играй-ка, угадай-ка» с детьми подготовительной группы в области «Речевое развитие» направлена на закрепление имеющихся знаний в области речевого развития...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы на тему: "Символы России"
Методическая разработка направлена на формирование представлений у детей о символах России....
Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна»
Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группыс ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна» (с испол...
Методическая разработка "Наблюдение – как метод работы воспитателя с детьми раннего возраста".
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....