Деловая игра "Мастер своего дела"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Семинар-практикум для педагогов ДОУ в форме деловой игры. Семинар помогает подчеркнуть значимость организации игровой деятельности., актуализирует знания по организации дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_master_svoego_dela.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра «Мастер своего дела»
Цель: повысить значимость организации игровой деятельности.
Задачи: актуализировать знания по организации дидактических игр. Способствовать использованию на практике современных игровых технологий.
План.
- Мозговой штурм.
- Педагогическая мастерская.
- Итоги.
Содержание.
- Мозговой штурм.
Педагоги делятся на три команды. Представители команд вытаскивают по два вопроса. Дается время на обдумывание и обсуждение. Затем команды по очереди отвечают.
За каждый правильный ответ дается 1 очко.
Вопросы.
- Перечислите виды дидактических игр. (Игры с предметами, игрушками, настольные, словесные игры.)
- В чем суть дидактических игр? (Возникают по инициативе взрослых в целях воспитания и обучения, направлены на формирование умений, которыми в процессе самостоятельных упражнений дети овладеть еще не могут.)
- Какие из перечисленных материалов можно отнести к дидактическим: пирамидка, разрезные картинки, мозаика, ярко окрашенные шары, шишки, желуди, лоскуты ткани, кожи?
( Из перечисленных – все! Одни созданы для развития определенных умений и навыков, другие дают возможности для проявления самостоятельности и достижения разнообразных результатов.) - Какова роль взрослого при организации дидактической игры? (Воспитатель – организатор и участник, может руководить игрой с помощью роли, правил, «пробного хода». От него требуется начать игру, заинтересовать детей.)
- О чем может сказать воспитателю результат дидактической игры? (Результат – всегда показатель успехов детей в усвоении знаний.)
- Подберите действие к существительному ветер. Ветер что делает? (Воет, поднимает пыль, гонит листья, надувает парус.) Подберите признак существительному ученик. Какой ученик? (Старательный, трудолюбивый, хороший, нерадивый...)
Относятся ли эти упражнения к дидактическим? (Да, это словесные упражнения)
II. Педагогическая мастерская.
Я предлагаю угадать, с какими материалами мы проведем дидактические игры.
1. У первой команды – много мелких предметов растительного происхождения, но с измененным цветом. Можно назвать емкость с этими предметами – «Сухой бассейн». (Крашенный рис)
2. У второй команды – длинные деревянные палочки, часто необходимые на занятиях. (Цветные карандаши)
3. У третьей команды – небольшие твердые, гладкие предметы, разных цветов, похожие на гальку. (Камешки марблс)
По ходу игры, одной команде предлагаются дидактические игры на развитие определенных умений, а две другие команды предлагают для развития таких навыков игры со своими материалами. Команда, на материале которой предлагались упражнения, может также придумать свои варианты игр.
За каждую предложенную игру дается 1 очко.
Итак, начнем с самого известного и любимого упражнения.
1. Игры на развитие мелкой моторики.
Сухой бассейн
- «Знакомство»
Давайте поздороваемся с крупой. Опустите в рис руки. Что вы чувствуете? Рис какой: теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? Давайте поздороваемся с крупой каждым пальчиком, кулачками, ладошками, поскользим змейкой по крупе. - «Маленькие человечки»
«Пройдитесь» по крупе каждым пальчиком правой, а затем левой руки.
Для сравнения ощущений можно предложить выполнить те же упражнения по гладкой поверхности стола.
- «Разные животные»
Пройдитесь ладонями , как слон, как маленький слоненок, как быстрый зайчик. Курочки клюют зернышки, гуси щиплют травку. Оставьте отпечатки ладоней, кулачков, ребер ладоней.
- «Нарисуй узоры»
Нарисуйте солнышко, бабочку, букву А и т.д.
- «Речь с пальчиковыми движениями»
1, 2, 3, 4, 5 (Сгибаем и разгибаем пальцы в крупе)
Мы во двор пошли гулять. (Шагаем указательным и средним пальцем)
Бабу снежную лепили (Пересыпаем крупу из ладони в ладонь)
Птичек крошками кормили («Крошим» крупу пальчиками)
С горки мы потом катались (Легкие скользящие движения по крупе)
А еще в снегу валялись (Активные свободные движения по поверхности)
Все в снегу домой пришли (Отряхиваем ладони)
Съели суп и спать легли. (в одной ладони – «чашечка» с рисом, другая рука – выполняет движения воображаемой ложкой. Затем кладут руки под щеку)
Варианты
Карандаши
- «Катаем карандаш»
Дети катают карандаш по столу ладонями, подушечками пальцев, между ладонями. Действия можно сопровождать стихотворным текстом, например: «Мы играем, мы играем, карандаш в руке катаем»
- «Рисование»
Дети рисуют тупым концом карандаша на своих ладонях различные предметы, геометрические фигуры, буквы и т.д. Можно сопровождать действие стихотворением: «Сейчас каждый нарисует, что его интересует», или «Ты попробуй отгадать, что я буду рисовать» (при работе в паре, когда один ребенок рисует на ладони другого). Можно рисовать под песенку или стихотворение «Точка, точка, запятая…»)
Камешки марблс
- Дети «шагают» пальчиками по камушкам – переходим ручеек.
- «Передай другой руке» - держим камешек большим и указательным пальцами правой руки, передаем большому и указательному пальцам левой руки, затем среднему и большому пальцам правой, среднему и большому левой, безымянному и большому правой и т.д. (Получаются своеобразные колечки)
2. Игры на развитие ориентировки в пространстве и на листе бумаги
Карандаши
- «Где лежит карандаш?»
Дети определяют пространственное расположение одного, двух, трех карандашей. Например: карандаш лежит на листе бумаги слева (справа, вверху, внизу). Синий карандаш лежит вверху, а красный слева. Вверху синий карандаш, в середине красный, а внизу зеленый и т.п. можно предложить детям положить карандаши по инструкции (синий между желтым и красным и т.п.)
- «Нарисуй недостающий предлог»
Дети рисуют схему предлога между изображениями двух предметов. Например, между мячом и стулом рисуют схему предлога под.
- «Засели домик»
В схематично изображенном домике дети рисуют животных, учитывая расположение «квартир» относительно друг друга. (Заяц живет на втором этаже, в квартире слева. Обезьяна живет на третьем этаже в квартире справа. И т.д.)
Либо, как вариант, доставляют письмо или посылку по нужному адресу, рисуя в нужной «квартире» конверт или коробку. (Письмо надо доставить в правую нижнюю квартиру. Посылка пришла в левую среднюю квартиру.)
Конечно, все виды графических упражнений тоже подходят сюда (продолжить ряд, спирали, симметричные изображения и пр.)
Варианты
Камешки марблс
- «Где? Куда? Откуда?»
1. Педагог раскладывает камешки на разных предметах: на столе, под столом, в шкафу, около стула, за дверью и т.д. дети находят камешки и рассказывают, где их нашли.
2. Перед детьми поднос с камешками разного цвета и формы. Педагог предлагает ребенку разложит камешки определенного цвета и формы, комментируя свои действия. Например: «Положи синий камешек на стол. Куда ты положил синий камешек? (На стол). Где лежит синий камешек? (На столе.) Откуда ты взял синий камешек? (Со стола.)
3. Педагог раскладывает камешки в определенных местах. Дети ищут их по схеме, словесно комментируя свои действия.
4. «Сокровища пиратов». Вместо камешков в различных местах лежат записки – ориентиры, а в конце пути сундучок с сокровищами. Дети ищут сокровища, переходя от записки к записке.
5. «Морской бой». Играют двое детей. У каждого лист бумаги, разделенный на квадраты: 9 квадратов, по 3 в каждом ряду. Дети произвольно раскладывают несколько камешков на квадраты. Смотреть на лист соперника запрещается. Играющий говорит: «Верхний левый угол верхнего ряда». Если там есть камешек, то выстрел удачный, камешек убирается. У кого поле освободилось быстрее, то проиграл.
Сухой бассейн
- Здесь можно тоже прятать мелкие игрушки, бусины и пр. в правом верхнем углу, в центре и т. д.
- Проехать машинкой по инструкции: из левого нижнего угла в левый верхний, затем направо до середины, вниз до центра, направо и т.д. для удобства можно поставит ориентиры: дерево, домик и т.п.
3. Игры на развитие буквенного гнозиса
Камешки марблс
- «Произнеси и выложи букву»
На доске ряд букв, схожих по описанию. На столах у детей – камешки. В данном ряду букв найти изображение названной буквы и выложить из камешков.
- У детей глубокая чаша, наполненная камешками, в которых спрятаны объемные, шершавые, наждачные буквы. Предлагаем найти букву на ощупь, обследовать ее и назвать.
- У детей парные буквы: правильная и зеркальная. Надо определить правильную букву и выложить из камешков.
- Можно загадать слово, выделить в нем нужный звук и выложить букву, которая этот звук обозначает. Например.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома,
В гости к нам пришла… (зима). Какой первый звук в слове «зима»? (з`) какой буквой мы этот звук обозначим? (з) выложите букву з.
Варианты
Карандаши
- Выкладывание букв из карандашей
- Буква из карандашей и пальцев рук
- Дорисуй недостающие элементы букв
- Зачеркни неправильные буквы и т.д.
Сухой бассейн
- Выкладывание буквы из крупы (можно на «пластилиновом» листе, на бархатной бумаге)
- Прорисовывание буквы на тонком слое крупы и т.д.
4. Игры на развитие дыхания
Сухой бассейн
- «Дуем – сдуваем»
Дети дуют на крупу через трубочку для коктейля. Используется универсальное четырехфазное дыхание: вдох – задержка – выдох – задержка дыхания. Вначале на каждую фазу приходится 3 – 4 с, затем 6 – 7 с. Важно контролировать работу диафрагмы (т.е. надувается и сдувается животик, как шарик)
- «Узнай, кто спрятался»
Под небольшой слой крупы прячем картинку. Ребенок через трубочку от коктейля раздувает рис и говорит, кто спрятался.
Варианты
Карандаши
- Задувать ватный шарик в ворота из карандашей. Усложненный вариант – ворота в виде треугольника без основания, таким образом можно ворота сделать шире или уже.
- «Ветер»
Привязав к карандашам султанчики, листики, снежинки и пр. дуем на эти фигурки.
Камешки марблс
- Такие упражнения с ватным шариком и воротами из камешков
- Лабиринт из камешков. Легкий пластиковый или ватный шарик провести по лабиринту, помогая только воздушной струйкой.
5. Игры на развитие фонетико - фонематических процессов и звукового анализа.
Карандаши
- «Постучи, как я»
Дети копируют ритм, стуча карандашами по столу одной рукой, двумя, с открытыми или закрытыми глазами.
- «Телеграфисты»
Дети по очереди по кругу воспроизводят заданный ритм, стуча по столу карандашом.
- «Стукни больше / меньше чем я»
Взрослый отстукивает несколько ударов, а дети на один удар больше /меньше.
- «Сколько постучу, столько нарисуй»
Дети с закрытыми глазами прослушивают определенное количество ударов. Затем рисуют такое же количество вертикальных линий.
- «Гласный – согласный»
Дети придумывают слово, начинающееся на гласный звук, если взрослый показывает красный карандаш, или на твердый / мягкий согласный, если демонстрирует синий / зеленый карандаш.
Либо дети рисуют соответствующего цвета кружок (квадратик), какой звук они услышали в начале (в конце) слова.
- Раскрасить либо нарисовать звуковую схему слова.
Варианты
Камешки марблс
- «Сколько постучу, столько выложи»
- «Выложи больше / меньше чем я»
- Выкладывание звуковой схемы слова камешками.
Сухой бассейн
- Взрослый произносит ряд звуков, слов, слогов, дети на заданный звук, слог, слово выполняют оговоренное движение:
- делают «дождик», если слышат заданный звук;
-перетирают рис в ладошках, когда слышат неправильное (измененное) слово;
-хлопают по крупе, если слышат заданный звук в слове.
6. Игры на развитие глазодвигательных мышц.
Камешки
- «Лабиринты».
Перемещать камешек по нарисованным спиралям или лабиринтам, следить за ним глазами. - «Обведи глазками фигуру».
Выложенную из камешков фигуру обводим глазами.
Варианты
Карандаши
- « Следи за игрушкой».
На карандаш надевается пальчиковая игрушка. Дети перемещают ее по четырем основным направлениям: вверх, вниз, направо, нвлево, а также по двум диагоналям, к себе, от себя. - «Что нарисовал художник».
Взрослый рисует в воздухе различные предметы, а дети угадывают, что он нарисовал.
Сухой бассейн
- «Путешествие»
Передвигая небольшую машинку в разных направлениях, предлагаем детям следить за ее перемещением глазами. - «Проследи маршрут».
Несколько ориентиров стоят по краям и в середине бассейна (домик, лавочка, деревце и пр.) Проговариваем маршрут от одного ориентира к другому, детям предлагаем проследить путь глазками и запомнить. Затем предлагаем повторить словами. (От домика идем направо к дереву, затем вверх к заборчику, налево до собаки, вверх до лавочки и т.п.)
Бонусы. Можно предложить самостоятельно придумать, как можно эти материалы использовать для речевых игр.
Например.
Камешки
Образование слов со значением единицы целого.
Кучку камешков называем целым числом. Из кучки камешков берем один и называем единицей от целого.
Дождь – дождинка
Бусы – бусина
Пыль – пылинка
Роса – росинка
Икра – икринка
Изюм – изюминка
Солома, горох, чай, песок, пух, снег, виноград, жемчуг.
«Мужские» и «женские» профессии
Темные камешки – мужские, светлые – женские, Выбирая нужный камешек, озвучиваем:
мужчина - художник, а женщина – художница,
мужчина – писатель, а женщина – …
мужчина – продавец, а женщина – …
мужчина – артист, а женщина – … и т.д.
Карандаши
«Малыши» - на закрепление детенышей животных.
Рисуя большой круг, называем взрослое животное, а рисуя маленький кружок – детеныша. Либо любую другую фигуру.
Волк – волчонок, медведь – медвежонок и т.д.
Сухой бассейн
«Два брата» - образование существительных с суффиксами –ик, -ищ.
Жили были два брата. Одного звали Ик. Был он маленький, худющий, как щепотка крупы (взяли щепоку, посыпали). А другого брата звали Ищ. Он был большой и толстый, как горсть крупы (зачерпнули горсть, высыпали).
У каждого было свое жилище. Ик построил маленький домик, а Ищ – большой домище (Называя слова, сопровождаем пересыпанием щепотки и горсти крупы.) У Ика был не нос, а….(носик),а у Ища…(носище).
Аналогично отрабатываются:
ротик – ротище
огородик – огородище
глазки – глазищи
котик – котище
лапки – лапищи
хвостик – хвостище
столбик – столбище и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер своего дела
Мой педагогический девиз: Чувствовать – Познавать – Творить! А чтобы творить с детьми, педагогу самому необходимо быть увл...
Опыт работы "Я мастер своего дела"
Тема опыта: «Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста». Цель: изучить и использовать в работе с детьми принципы полоролевого воспитания....
я мастер своего дела
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависят их духовная жизнь и мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний...
Я мастер своего дела
Описание опыта работы музыкального руководителя...
Эссе на тему: "Я мастер своего дела"
Эссе воспитателя ДОУ...
"Мы мастера своего дела!" Сценарий на день дошкольного работника.
Сценарий к дню дошкольного работника....
Эссе "Я мастер своего дела"
Материал содержит размышления о профессиональном мастерстве педагога-музыканта....