Опыт работы "Я мастер своего дела"
материал (подготовительная группа) по теме
Тема опыта: «Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста».
Цель: изучить и использовать в работе с детьми принципы полоролевого воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_papka.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы.
Наблюдения последних лет свидетельствуют о проблемах в сфере полоролевого воспитания подрастающего поколения. Мальчики нередко лишены выносливости и решительности, а девочки – нежности и скромности. С самого рождения социально-психологические, культурно-бытовые установки направляют мальчиков и девочек по разным дорогам воспитания к соответствующей полу роли, осознанию себя мужчиной и женщиной. Между тем нынешняя система общественного дошкольного воспитания этого как будто не замечает.
Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.
Исследования на эту тему ведутся с начала XX века (И.С.Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П.Хризман, 1978). К сожалению, результаты их научных исследований не были востребованы педагогической практикой в полной мере. Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина, анатомо-физиологические различия между девочками и мальчиками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития, гемофилия, заикание, неврозы.
В исследовании Т.П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям.
По данным Т.М. Титаренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. У мальчиков превалирует абстрактное, «внесловесное», отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремлении не созерцать, а видоизменять. Девочек интересует человек и окружающая среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявляя заботу. Предпочитают порядок в вещах. Мальчикам интересны средства передвижения: самолеты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Мальчики стремятся разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два разных типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.
Таким образом, анализируя литературу по данному вопросу, определяются следующие цели полоролевого воспитания дошкольников:
- Способствовать формированию полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
- Создать эмоционально-положительное отношение к будущей социальной роли.
В пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы» в рамках совместной деятельности с ЮНЕСКО была включена тема «Разработка технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».
В состав ресурсного центра входит экспериментальная площадка ГОУ ЦРР – детский сад №867 ЮВАО г. Москвы. Наш детский сад работает в рамках сетевого взаимодействия дошкольных учреждений ЮВАО по реализации пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы».
Реализацию поставленных целей я предполагаю осуществить через использование дидактических и сюжетно-ролевых игр, художественной литературы, просвещение родителей, оснащение предметно-развивающей среды.
Свою работу в этом направлении я начала с определения уровня знаний и представлений детей о социальной роли мужчины и женщины. Детям были предложены четыре серии вопросов.
- Для выявления представлений о роли и занятости мужчин в семье.
- Для уточнения представлений о социальном статусе мужчины и женщины.
- Для определения уровня знаний об основных чертах мужчин и женщин.
- Для изучения представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре общения.
В результате беседы было выявлено, что у детей недостаточный объем знаний о профессиональной деятельности взрослых, противоречивые представления о занятости мужчин и женщин в семье и реальными взаимоотношениями отца и матери. Была слабо сформирована культура общения между мальчиками и девочками. (Приложение №1).
Анализ диагностики показал, что необходимо:
- Формировать первоначальные представления:
- об особенностях поведения людей в зависимости от половых различий;
- о внутренней и внешней красоте мужчин и женщин;
- о социальной значимости труда взрослых.
- Формировать дифференцированные представления:
- о половой принадлежности;
- о различных эмоциональных состояниях;
- об особенностях поведения людей в зависимости от возрастных и половых различий;
- об особенностях поведения и взаимоотношений людей разного пола и возраста в семье.
- Способствовать проявлению:
- интереса к сфере взаимоотношений между людьми разного возраста и пола, к семейным делам, праздникам, совместному обсуждению семейных проблем.
- Содействовать становлению:
- адекватной идентификации себя с другими людьми по родовым и половым характеристикам;
- навыков поведения в быту, повседневном общении, общественных местах в соответствии с особенностями полоролевых характеристик.
Анализируя вышесказанное, я пришла к выводу, что реализация всех перечисленных задач за короткий промежуток времени - предстоящий учебный год - возможна лишь через игру, так как игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач мною был разработан тематический план работы с детьми (Приложение №2). Свою работу я начала с просвещения родителей в вопросах разного подхода к воспитанию мальчиков и девочек: это были консультации, наглядная агитация, советы. Мной была организована выставка художественной литературы, которая формирует представления о мужественности и женственности, для детей и родителей: русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна - лягушка»; сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» и «Дикие лебеди»; С.Аксакова «Аленький цветочек»; «Мальчик потерялся» З.Александровой; «Младший брат» А.Барто; «Научу братца обуваться» Е.Благининой; «Воскресенье» В.Бахневой; «Мы друзья» Б.Заходера; «Подружка» А.Кузнецовой; «Мамины сказки» С.Прокофьевой; «Рассказы о Суворове и русских солдатах» С.Александрова; «Вертолётчики» Б.Бахаревского; «Почта», «На льдине» Б.Житкова; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака; «Золотой ключик» А.Толстого.
Предполагаемым результатом своей работы я вижу качественные изменения в интеллектуальном, нравственном, трудовом и физическом воспитании детей, эмоциональное положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.
Приложение №1.
Диагностика уровня знаний и представлений детей по теме: «Полоролевая социализация дошкольников».
С детьми в начале года (сентябрь) проводились индивидуальные беседы по данным вопросам.
- Для выявления представлений о роли и занятости мужчин в семье:
- Сколько человек в твоей семье?
- Кто считается главой семьи?
- Кто в вашей семье решает, что нужно купить?
- К кому ты обращаешься, чтобы тебе купили новую игрушку?
- Что делает в семье мама (папа)?
- Как мама заботится о членах семьи?
- Какие обязанности в семье имеет папа?
- Для уточнения представлений о социальном статусе мужчины и женщины:
- Кем работает папа (мама)?
- Что ты знаешь о профессии папы (мамы)?
- Какие орудия труда нужны папе (маме) для работы?
- Какие мужские (женские) профессии ты знаешь?
- Для определения уровня знаний об основных чертах и мужчин и женщин:
- Каким должен быть мужчина?
- Какая должна быть женщина?
- Какие произведения ты знаешь, где говорится о смелых, сильных мужчинах?
- Какие произведения ты знаешь, где говорится о скромных, добрых, заботливых женщинах?
- На кого из литературных героев ты хочешь быть похожим, почему?
- Для изучения представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре общения:
- Чем отличаются мальчики от девочек?
- С кем ты дружишь, почему?
- Кого ты не хотел бы принимать в игру?
- С кем ты иногда ссоришься, почему происходят эти ссоры?
- Каким должен быть мальчик (девочка), с которым тебе хотелось бы дружить?
- Какие правила отношений между мальчиками и девочками ты знаешь?
Анализ ответов.
Ответы детей | Первая серия вопросов | Вторая серия вопросов | Третья серия вопросов | Четвертая серия вопросов | ||||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | |
Полный | 8% | 25% | - | 45% | ||||
Частичный | 86% | 70% | 96% | 55% | ||||
Не ответил | 6% | 5% | 4% | - |
Вывод: у детей недостаточный объем знаний о профессиональной деятельности взрослых; противоречивые представления о занятости мужчин и женщин в семье и реальными взаимоотношениями отца и матери; слабо сформирована культура общения между мальчиками и девочками.
Приложение №2.
Тематическое планирование работы по формированию полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста
ГОУ Д/сад №1138.
Месяц | Название игр | Цель игры |
Сентябрь | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | Расширить сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада, предоставить ребенку занять позицию взрослого. |
Дидактическая игра «Найди правильно» | Уточнить знания детей о различиях интересов мальчиков и девочек. | |
Октябрь | Дидактическая игра «Наша семья» | Учить детей дифференцировать роли и занятость каждого члена семьи. |
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» | Сформировать представления о взаимоотношениях между родственниками. Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, использовать роли, атрибуты. | |
Ноябрь | Сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке» | Формировать потребность выглядеть аккуратно и опрятно, учить детей доброжелательно относиться к сверстникам, проявлять заботу. |
Дидактическая игра «Кто что носит» | Учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. | |
Декабрь | Дидактическая игра «Поймай-скажи» | Закрепить знания детей о профессиях взрослых. |
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» | Закрепить знания о профессиях мужчин и женщин, об инструментах и оборудовании для профессиональной деятельности. | |
Январь | Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» | Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, отражать в игре личный опыт и знания, полученные из бесед и рассказов. Учить детей объединять несколько игр. |
Февраль | Дидактическая игра «Отгадай профессию» | Закреплять знания детей о профессиях. Формировать представление о разделении профессий мужские, женские. |
Сюжетно-ролевая игра «Военные» | Воспитывать патриотическое отношение к Родине и уважительное отношение к работе военных. | |
Март | Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» | Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, развивать воображение, учить самостоятельно, объединять несколько игр, обогащать сюжет. |
Дидактическая игра «Кто что носит» | Учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. | |
Апрель | Сюжетно-ролевая игра «Строители» «Спасатели» | Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Учить использовать предметы- заместители. Развивать воображение, учить самостоятельно объединять несколько игр, обогащать сюжет. |
Май | Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо» | Формировать уважительное отношение друг к другу, желание оказывать помощь. |
Список литературы:
- Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. - М.: ТЦ Сфера,2009.
- Коломийченко Л, Югова Л. Журнал «Детский сад от А до Я», №1, 2006.
- Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.
- Кудрявцева Е.А., Градусова Л.В. Воспитание детей в игре. - М., 1993.
- Панфилова М.А. Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и семье. Методическое пособие. – М., 2009.
- Репина Т.А. Хризман Т.П. Учиться искусству воспитания. – М., 1993.
- Титаренко Т.М. Такие разные дети. Киев, 1989.
- Хадыева Ф. «Детский сад от А до Я»,№1, 2005.
- Шелухина И.П.Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Шипицына Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). - М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер своего дела
Мой педагогический девиз: Чувствовать – Познавать – Творить! А чтобы творить с детьми, педагогу самому необходимо быть увл...
я мастер своего дела
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависят их духовная жизнь и мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний...
Я мастер своего дела
Описание опыта работы музыкального руководителя...
Эссе на тему: "Я мастер своего дела"
Эссе воспитателя ДОУ...
"Мы мастера своего дела!" Сценарий на день дошкольного работника.
Сценарий к дню дошкольного работника....
Эссе "Я мастер своего дела"
Материал содержит размышления о профессиональном мастерстве педагога-музыканта....
Номинация "Мастер своего дела" Мастер - класс "Новогодняя игушка"
Скоро наступит Новый Год!Это волшебный праздник, который ждут и дети и взрослые.Праздники дают возможность не только отдохнуть, но и показать свои таланты.Приблизить долгожданный миг помогут ёло...
- Мне нравится (1)