Опыт работы "Я мастер своего дела"
материал (подготовительная группа) по теме

Тема опыта: «Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста».

Цель: изучить и использовать в работе с детьми принципы полоролевого воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_papka.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы.

Наблюдения последних лет свидетельствуют о проблемах в сфере полоролевого воспитания подрастающего поколения. Мальчики нередко лишены выносливости и решительности, а девочки – нежности и скромности. С самого рождения социально-психологические, культурно-бытовые установки направляют мальчиков и девочек по разным дорогам воспитания к соответствующей  полу роли, осознанию себя мужчиной и женщиной. Между тем нынешняя система общественного дошкольного воспитания этого как будто не замечает.

Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.

Исследования на эту тему ведутся с начала XX века (И.С.Кон).  Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П.Хризман, 1978). К сожалению, результаты их научных исследований не были востребованы педагогической практикой в полной мере. Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина, анатомо-физиологические различия между девочками и мальчиками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития, гемофилия, заикание, неврозы.

В исследовании Т.П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям.

По данным Т.М. Титаренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. У мальчиков превалирует абстрактное, «внесловесное», отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремлении не созерцать, а видоизменять. Девочек интересует человек и окружающая среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявляя заботу. Предпочитают порядок в вещах. Мальчикам интересны средства передвижения: самолеты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Мальчики стремятся разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два разных типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.

Таким образом, анализируя литературу по данному вопросу, определяются  следующие цели полоролевого воспитания дошкольников:  

  1. Способствовать формированию полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
  2. Создать эмоционально-положительное отношение к будущей социальной роли.

В пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы» в рамках совместной деятельности с ЮНЕСКО была включена тема «Разработка технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».

В состав ресурсного центра входит экспериментальная площадка ГОУ ЦРР – детский сад №867 ЮВАО г. Москвы. Наш детский сад работает в рамках сетевого взаимодействия дошкольных учреждений ЮВАО по реализации пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы».

Реализацию поставленных целей я предполагаю осуществить через использование дидактических и сюжетно-ролевых игр, художественной литературы, просвещение  родителей, оснащение предметно-развивающей среды.

Свою работу в этом направлении я начала с определения уровня знаний и представлений детей о социальной роли мужчины и женщины. Детям были предложены четыре серии вопросов.

  1. Для выявления представлений о роли и занятости мужчин в семье.
  2. Для уточнения представлений о социальном статусе мужчины и женщины.
  3. Для определения уровня знаний об основных чертах  мужчин и женщин.
  4. Для изучения представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре общения.

В результате беседы было выявлено, что у детей недостаточный объем знаний о профессиональной деятельности взрослых, противоречивые представления о занятости мужчин и женщин в семье и реальными взаимоотношениями отца и матери. Была слабо сформирована  культура общения между мальчиками и девочками. (Приложение №1).

Анализ диагностики показал, что необходимо:

  1. Формировать первоначальные представления:
  1. об особенностях поведения людей в зависимости от половых различий;
  2. о внутренней и внешней красоте мужчин и женщин;
  3. о социальной значимости труда взрослых.
  1. Формировать дифференцированные представления:
  1. о половой принадлежности;
  2. о различных эмоциональных состояниях;
  3. об особенностях поведения людей в зависимости от возрастных и половых различий;
  4. об особенностях поведения и взаимоотношений людей разного пола и возраста в семье.
  1. Способствовать проявлению:
  1. интереса к сфере взаимоотношений между людьми разного возраста и пола, к семейным делам, праздникам, совместному обсуждению семейных проблем.
  1. Содействовать становлению:
  1. адекватной идентификации себя с другими людьми по родовым и половым характеристикам;
  2. навыков поведения в быту, повседневном общении, общественных местах в соответствии с особенностями  полоролевых характеристик.

Анализируя вышесказанное, я пришла к выводу, что  реализация  всех перечисленных задач за короткий промежуток времени - предстоящий учебный год - возможна лишь через игру, так как игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Для  реализации поставленных задач  мною был разработан тематический план работы с детьми (Приложение №2). Свою работу я начала  с просвещения родителей в вопросах разного подхода к воспитанию мальчиков и девочек:  это были консультации, наглядная агитация, советы. Мной была организована выставка художественной литературы, которая формирует представления о мужественности и женственности,  для детей и родителей: русские народные сказки  «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна - лягушка»; сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» и «Дикие лебеди»; С.Аксакова «Аленький цветочек»; «Мальчик потерялся» З.Александровой; «Младший брат» А.Барто; «Научу братца обуваться» Е.Благининой; «Воскресенье» В.Бахневой; «Мы друзья» Б.Заходера; «Подружка» А.Кузнецовой; «Мамины сказки» С.Прокофьевой; «Рассказы о Суворове и русских солдатах» С.Александрова; «Вертолётчики» Б.Бахаревского; «Почта», «На льдине» Б.Житкова; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака; «Золотой ключик» А.Толстого.

Предполагаемым результатом своей работы я вижу качественные изменения в интеллектуальном, нравственном, трудовом и физическом воспитании детей, эмоциональное положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.


Приложение №1.

Диагностика уровня знаний и представлений детей  по теме: «Полоролевая социализация дошкольников».

С детьми в начале года (сентябрь) проводились индивидуальные беседы по данным вопросам.

  1. Для выявления представлений о роли и занятости мужчин в семье:
  1. Сколько человек в твоей семье?
  2. Кто считается главой семьи?
  3. Кто в вашей семье решает, что нужно купить?
  4. К кому ты обращаешься, чтобы тебе купили новую игрушку?
  5. Что делает в семье мама (папа)?
  6. Как мама заботится о членах семьи?
  7. Какие обязанности в семье имеет папа?
  1. Для уточнения представлений о социальном статусе мужчины и женщины:
  1. Кем работает папа (мама)?
  2. Что ты знаешь о профессии папы (мамы)?
  3. Какие орудия труда нужны папе (маме) для работы?
  4. Какие мужские (женские) профессии ты знаешь?
  1. Для определения уровня знаний об основных чертах и мужчин и женщин:
  1. Каким должен быть мужчина?
  2. Какая должна быть женщина?
  3. Какие произведения ты знаешь, где говорится о смелых, сильных мужчинах?
  4. Какие произведения ты знаешь, где говорится о скромных, добрых, заботливых женщинах?
  5. На кого из литературных героев ты хочешь быть похожим, почему?
  1. Для изучения представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре общения:
  1. Чем отличаются мальчики от девочек?
  2. С кем ты дружишь, почему?
  3. Кого ты не хотел бы принимать в игру?
  4. С кем ты иногда ссоришься, почему происходят эти ссоры?
  5. Каким должен быть мальчик (девочка), с которым тебе хотелось бы дружить?
  6. Какие правила отношений между мальчиками и девочками ты знаешь?

Анализ ответов.

Ответы детей

Первая серия вопросов

Вторая серия вопросов

Третья серия вопросов

Четвертая серия вопросов

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Полный

8%

25%

-

45%

Частичный

86%

70%

96%

55%

Не ответил

6%

5%

4%

-

Вывод:  у детей недостаточный объем знаний о профессиональной деятельности взрослых; противоречивые представления о занятости мужчин и женщин в семье и реальными взаимоотношениями отца и матери; слабо сформирована  культура общения между мальчиками и девочками.


Приложение №2.

Тематическое планирование работы по формированию полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста

 ГОУ Д/сад №1138.

Месяц

Название игр

Цель игры

Сентябрь

Сюжетно-ролевая игра

«Детский сад»

Расширить сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада, предоставить ребенку занять позицию взрослого.

Дидактическая игра

«Найди правильно»

Уточнить знания детей о различиях интересов мальчиков и девочек.

Октябрь

Дидактическая игра «Наша семья»

Учить детей дифференцировать роли и занятость  каждого  члена  семьи.

Сюжетно-ролевая игра

 «Дочки-матери»

Сформировать представления  о взаимоотношениях между родственниками. Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, использовать роли, атрибуты.

Ноябрь

Сюжетно-ролевая игра

«В гости к бабушке»

Формировать потребность выглядеть аккуратно и опрятно, учить детей доброжелательно относиться к сверстникам, проявлять заботу.

Дидактическая игра «Кто что носит»

Учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Декабрь

Дидактическая игра «Поймай-скажи»

Закрепить знания детей о профессиях взрослых.

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Закрепить знания о профессиях мужчин и женщин, об инструментах и оборудовании для профессиональной деятельности.

Январь

Сюжетно-ролевая игра

«Скорая помощь»

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, отражать в игре личный опыт и знания, полученные из бесед и рассказов.

Учить детей объединять несколько игр.

Февраль

Дидактическая игра

«Отгадай профессию»

Закреплять знания детей о профессиях. Формировать представление о разделении профессий  мужские,  женские.

Сюжетно-ролевая игра

«Военные»

Воспитывать патриотическое отношение к Родине  и уважительное отношение к работе военных.

Март

Сюжетно-ролевая игра

«Салон красоты»

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, развивать воображение, учить самостоятельно, объединять несколько игр, обогащать сюжет.

Дидактическая игра «Кто что носит»

Учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Апрель

Сюжетно-ролевая игра

«Строители»

«Спасатели»

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Учить использовать предметы- заместители. Развивать воображение, учить  самостоятельно объединять несколько игр, обогащать сюжет.

Май

Дидактическая игра

 «Что такое хорошо и что такое плохо»

Формировать уважительное отношение друг к другу, желание оказывать помощь.

Список  литературы:

  1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. - М.: ТЦ Сфера,2009.
  2. Коломийченко Л, Югова Л. Журнал «Детский сад от А до Я», №1, 2006.
  3. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.
  4. Кудрявцева Е.А., Градусова Л.В. Воспитание детей в игре.  - М., 1993.
  5. Панфилова М.А. Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и семье. Методическое пособие. – М., 2009.
  6. Репина Т.А. Хризман Т.П. Учиться искусству воспитания. – М., 1993.
  7. Титаренко Т.М. Такие разные дети. Киев, 1989.
  8. Хадыева Ф. «Детский сад от А до Я»,№1, 2005.
  9. Шелухина И.П.Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  10.  Шипицына Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). - М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер своего дела

Мой педагогический девиз:            Чувствовать – Познавать – Творить!  А чтобы творить с детьми, педагогу самому необходимо быть увл...

я мастер своего дела

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависят их духовная жизнь и мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний...

Я мастер своего дела

Описание опыта работы музыкального руководителя...

Эссе "Я мастер своего дела"

Материал содержит размышления о профессиональном мастерстве педагога-музыканта....

Номинация "Мастер своего дела" Мастер - класс "Новогодняя игушка"

Скоро наступит  Новый Год!Это волшебный праздник, который ждут и дети и взрослые.Праздники дают возможность не только отдохнуть, но и показать свои таланты.Приблизить долгожданный миг помогут ёло...