Эссе "Я мастер своего дела"
материал на тему
Материал содержит размышления о профессиональном мастерстве педагога-музыканта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_master_ilyanova_m.v.docx | 397.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Именно творческая деятельность делает человека существом, обращённым к будущему, создающим его и видоизменяющим своё настоящее.
Л.С.Выготский
Когда-то в детстве, мы часто смотрели на небо, восхищаясь волшебной красотой звёздного света. Каждая звезда сияла по-разному, и, наверное, поэтому хотелось смотреть и смотреть на звёздный хоровод, пытаясь увидеть что-то необыкновенное, сказочное. Говорят, у всех мечтателей в душе музыка, а в глазах светятся звёзды….
Становясь взрослее, всё реже люди смотрят на небо, всё меньше верят в чудеса, всё дальше становятся от них звёзды. А так не хочется расставаться с детством, с беззаботностью, с волшебством, с мечтой…. Не правда ли?
Мир музыки –удивительный мир, который окружал меня с детства. Те необыкновенные минуты, когда мама садилась за фортепиано, и немного посидев в тишине, касалась клавиш, я ждала с нетерпением. Сейчас произойдёт чудо… Сказочные, трепетные звуки, полные душевной красоты лились по нашей маленькой квартире, проникая через стены, заполняя мир вокруг. И вот уже далёкие загадочные звёзды оказывались рядом, нашёптывая секреты далёких вселенных. Это звучала «Лунная соната» Л.В. Бетховена. Как я была счастлива! Ах, как я хотела так же уметь играть! До сих пор помню то ощущение восторга от прикосновения к клавишам, от того, что могу САМА извлекать волшебные звуки.
Впечатления, полученные в детстве, остаются с нами навсегда….
Вот уже более 15 лет я призвана настраивать детские ушки на музыкальную волну. Понимая важность первых встреч с музыкой, я стараюсь сделать их незабываемыми, эмоционально окрашенными, радостными.
В процессе музыкальной деятельности с дошкольниками заметила, что чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой, тем больше возникает потребности и желания к выражению себя в музыке, в творческой деятельности. Как сделать общение с музыкой более эффективной? Какими методами пользоваться, чтобы познание детьми тонкостей предмета было радостным и непринужденным? Какие формы музыкальной деятельности стимулируют раскрытие творческого потенциала? С чего начать? Так много вопросов, ответы на которые помогли бы мне качественно улучшить педагогический процесс.
Поиск и изучение новых прогрессивных эффективных технологий и методик привели меня к использованию Орф - педагогики, представляющей собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Ценность музыкальной деятельности в данной концепции заключается в проявлении детьми творческого начала, раскрытия музыкального потенциала, что очень востребовано в современном воспитании. Очень ценные практические навыки были мною получены на курсах по теме: «Современные технологии развития музыкальных способностей детей». Активное слушание специалистов, работающих по системе К.Орфа, повысило мою компетентность в постижении тонкостей данной технологии и помогло запланировать дальнейшую работу. В течение нескольких лет я глубоко изучала опыт коллег и теперь в своей практике опираюсь на методические рекомендации следующих программ и методик: программа Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», программа «Вместе с мамой» Е.Железновой, методика М.Ю.Картушиной « Логоритмические занятия с дошкольниками» и ряд других. Испробовав на практике с детьми разнообразные формы деятельности по системе К.Орфа, я пришла к выводу, что элементарное музицирование - тот путь познания музыки, который всего ближе детскому восприятию, интересам и темпераменту ребёнка, независимо от того, насколько он развит в музыкальном отношении. Я поставила задачу создать оптимальные условия для развития у дошкольников высокого уровня творческой деятельности, которые способствовали бы формированию практических навыков и умений в процессе элементарного музицирования.
Детальное изучение теоретических основ и практика привели меня к пониманию, что данную работу следует начинать с раннего возраста. При каждой своей встрече с малышами я обязательно использую шумовые и элементарные музыкальные инструменты. На мой взгляд, удачным было введение мной в деятельность кукол - помощников, что повысило заинтересованность и активность детей. Сочетание музицирования с элементами кукольного театра, способствовало также созданию благоприятного эмоционального фона. В связи с этим я разработала цикл игр, направленных на развитие различных музыкальных способностей, доступных и эмоционально привлекательных для малышей. Приобретая первые музыкальные навыки, дети испытали радость первых успехов и желание вновь повторить эти ощущения. Практика показала, что малыши переходят в младшую группу, имея положительный опыт общения с разнообразными инструментами, что облегчает дальнейшее развитие музыкально- творческих способностей дошкольников. Опытом работы в данном направлении я успешно поделилась на городском методическом объединении музыкальных руководителей по теме «Музицирование на детских музыкальных и шумовых инструментах как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста».
Продолжая развивать музыкально - ритмические способности детей, я остановилась на применении «звучащих жестов». В данном случае музицировние основано на играх по принципу «Играй как я», «Эхо», которые позволяют использовать язык естественной музыкальности ребёнка - язык тела. Игры с хлопками, шлепками, языковым глиссандо, щелчками, цоканьем и т.д. оказались одними из любимых во всех возрастных группах. При своей простоте они дают удивительную эмоционально – двигательную разрядку, способствуя решению серьёзных задач развития музыкальности – формированию метра и ритма. В раннем возрасте дети с удовольствием подражают музыкальному руководителю, а в старшем возрасте ребята активно придумывают свои жесты, дополняя их движением и голосом. Дети с желанием включаются в игру как индивидуально, так и группами, соревнуясь в фантазии, умении импровизировать. При этом приятно наблюдать проявления творческой активности, раскрепощенности, сотрудничества, которые создают в непосредственной деятельности особую атмосферу. Начальные навыки импровизации, заложенные с помощью «звучащих жестов», помогают моим воспитанникам в дальнейшем в более сложных музыкально-ритмических построениях. Мною постоянно обновляется материал для озвучивания «звучащими жестами». По всем возрастным группам сформирован репертуар, в который входят народные песни, потешки, танцы так и авторский материал.
Особое значение, по моему мнению, на начальном этапе элементарного музицирования, имеют речевые упражнения и игры. Тот факт, что музыкальный слух активно развивается в тесной связи со слухом речевым, привел меня к активному использованию речевых игр. Данный материал я использую как с детьми групп общеразвивающей направленности, так и с воспитанниками групп компенсирующей направленности. Многие дети стесняются своей речи, что заставляет их замыкаться в себе. Моя задача создать в совместной деятельности ситуацию успеха, которая бы способствовала снятию негативных настроений и вела к эмоциональной стабильности ребёнка. Для этого я внимательно изучаю индивидуальные особенности каждого воспитанника и предлагаю только посильные задания, программируя их удачное выполнение. Для успешного преодоления речевых проблем ребёнка, я активно сотрудничаю с педагогом –психологом и учителем логопедом. Мной также были предложены рекомендации для воспитателей, помощь которых очень ощутима в этой работе, а именно: применение некоторых игр, упражнений в режимных моментах группы, в индивидуальных занятиях. Общие усилия по преодолению речевых трудностей позволили достигнуть ощутимых результатов. Уровень развития музыкально - ритмических способностей в группах компенсирующей направленности за последние 3 года повысился в среднем на 14% , а в группах общеразвивающей направленности на18%. Опытом взаимодействия со специалистами ДОУ в условиях ФГТ поделилась на республиканском семинаре в ноябре 2012 года.
Многие речевые, пальчиковые, коммуникативные игры я использую, добавляя авторскую мелодию, движение, шумовые и детские музыкальные инструменты. (Смотри приложение №1) Сопровождение речевых и напевных упражнений «звучащими жестами» и игрой на элементарных звуковысотных и шумовых ударных инструментах даёт дополнительные богатые возможности для различных вариантов и интерпретаций. И уже к подготовительной группе дети самостоятельно предлагают «раскрасить» стихотворение или мелодию знакомыми им способами, проявляя себя в коллективном творчестве или поражая индивидуальностью самовыражения. Каждые проявления творческого начала всячески мной поддерживаются и поощряются.
Вся Орф – педагогика основана на триединстве музыки, речи и движения. Использование элементарного импровизационного движения как естественной спонтанной реакции ребёнка на музыку закрепляет ощущение взаимосвязи интонационных основ музыки и движения в телесных проявлениях. Многие педагоги замечали странное поведение детей при слушании музыки: дети вставали со стульчиков и начинали двигаться, кружиться бегать. На самом деле, по-моему, это было адекватное проявление отзывчивости на музыку. Я в своей работе стараюсь способствовать таким проявлениям, позволяя ребёнку танцевать «как хочется», двигаться «как чувствуешь», при этом проявляя уважение, принятие любых его индивидуально – творческих проявлений.
Начальной ступенью для творческих упражнений и проявлению двигательно–творческих сил является накопление опыта элементарных движений. В этом направлении мне очень помогает принцип одномоментности (здесь и сейчас) в танцевально-пластических играх. Игры «Делай как я», «Мы идём по кругу», очень полюбились дошкольникам. Вовлекая детей в игру, я в непринужденной форме обогащаю двигательный опыт ребят, развивая при этом реакцию, сосредоточенность, концентрацию внимания, балансировку, ощущение напряжения и расслабления. Следующим этапом становится пластическая импровизация, призванная реализовать потребность детей в самовыражении под музыку. Интересной находкой считаю обратное действие, когда ребёнок импровизирует под внутреннюю музыку, а зрители пробуют подобрать словами какой должна быть музыка. Такая игра позволила значительно обогатить детский музыкальный словарь, активизируя при этом полёт детской фантазии. Дети приобрели уверенность в движении, стали более свободно ориентироваться в пространстве, жесты и позы стали выразительными.
Логическим продолжением игр со «звучащими жестами» считаю «игры со звуками». Если в раннем возрасте дети приобрели простейшие навыки звукоизвлечения на музыкальных игрушках по принципу подражания («Как капает дождик», «Как прыгает зайчик»), то в старших группах происходит более глубокое постижение разнообразных звуков. Мною сформированы тематические конспекты НОД, знакомящие с миром звуков: «Стеклянное королевство», «Дядюшка Шорох и дедушка Шёпот» и другие. В «игре со звуками» мною проводится полноценная работа над развитием тонкости и чуткости тембрового слуха. Детям нравится открывать новые звучания, экспериментировать в свободном сочетании всевозможных звучаний. Такая деятельность вызывает у ребят восторг и азарт. Они становятся не наблюдателями, а активными создателями музыки. В этом незаменимую роль играют как шумовые инструменты, так и самодельные, позволяющие детям получить опыт практического постижения элементов музыки как средства для выражения самостоятельных музыкальных идей.
Детская элементарная музыка не представляется без орф-инструментов. При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность и наконец, творчество. Накопленный опыт в других видах деятельности позволил моим воспитанникам успешно постигать музыку и в игре на детских музыкальных инструментах. Оказалось, что дополнительные занятия детского оркестра хотят посещать все ребята. В моих планах вовлечение большего количества детей в систематические занятия детским оркестром.
Многообразие применяемых мной в системе элементарных форм музицирования позволило добиться положительных результатов в развитии общей музыкальности дошкольников. За последние 3 года сложился стабильно высокий уровень усвоения программы - от 80% до 87%. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. С интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощённо в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. Мои воспитанники не раз становились участниками и лауреатами различных конкурсов. (Смотри Сертификаты индивидуальных достижений). К окончанию дошкольного образования воспитанники овладевают необходимыми интегративными качествами: проявляют устойчивый интерес к разнообразным видам деятельности, инициативу и творчество в исполнительстве, создают яркие выразительные образы в пластике и театрализации, импровизируют с использованием «языка музыки», стремятся совершенствоваться в музыкальной деятельности. После выпуска из детского сада многие из них продолжают обучение в музыкальной школе.
Знакомство с идеями К. Орфа, накопление опыта – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. Анализируя результаты работы, я убедилась, что выбранная мной технология и её умелая реализация позволяет вывести творческое музыкальное развитие детей на новый, более высокий уровень.
«Только творческий педагог может развить творческое начало в ребёнке» - эти мудрые слова В.А. Сухомлинского стали моим девизом в работе с воспитанниками.
Чем больше я работаю, тем больше осознаю, что вершины педагогического мастерства не существует. Находиться в постоянном поиске - состояние, присущее каждому, творчески работающему, педагогу. Постигаешь одну истину, впереди уже видна новая цель, не позволяющая топтаться на месте. «Стать мастером педагогического дела – это не самоцель, это страсть должна быть присуща профессии педагога как неотъемлемая черта» (Ш.А.Амонашвили) Свой опыт по практическому применению Элементарного музицирования я раскрыла в мастер-классе для музыкальных руководителей города Черногорска.
Детство – самое светлое, радостное и веселое время, которое запомнится на всю жизнь, поэтому я хочу, чтобы каждый ребенок получил незабываемые эмоции и когда-нибудь вспомнил свой детский сад только теплыми, счастливыми словами благодарности.
Заглядывая вперёд, я надеюсь, что встретив однажды повзрослевших дошколят и заглянув им в глаза, мы сможем увидеть звёзды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер своего дела
Мой педагогический девиз: Чувствовать – Познавать – Творить! А чтобы творить с детьми, педагогу самому необходимо быть увл...
Опыт работы "Я мастер своего дела"
Тема опыта: «Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста». Цель: изучить и использовать в работе с детьми принципы полоролевого воспитания....
я мастер своего дела
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависят их духовная жизнь и мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний...
Я мастер своего дела
Описание опыта работы музыкального руководителя...
Эссе на тему: "Я мастер своего дела"
Эссе воспитателя ДОУ...
"Мы мастера своего дела!" Сценарий на день дошкольного работника.
Сценарий к дню дошкольного работника....
Номинация "Мастер своего дела" Мастер - класс "Новогодняя игушка"
Скоро наступит Новый Год!Это волшебный праздник, который ждут и дети и взрослые.Праздники дают возможность не только отдохнуть, но и показать свои таланты.Приблизить долгожданный миг помогут ёло...