Конспект занятия по речевому развитию с детьми ЗПР старшей группы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с ЗПР «Какая бывает береза»
Цель: систематизация и закрепление знаний детей по лексической теме «Деревья».
Задачи: Обобщить и расширить словарь детей по теме. Уточнить знания о деревьях. Развивать умение согласовывать существительное и глагол.
С. Есенин "Белая береза" направлено на формирование и развитие навыков выразительного чтения, памяти и поэтического слуха.
• Способствовать образному восприятию стихотворения
• Развивать поэтический слух, речь, память, любовь к родной природе
• Помогать детям, почувствовать образный язык стихотворения.
Методы и приёмы:
• - Чтение стихотворения «Белая береза», беседа по содержанию.
• - Детям предлагается сделать зарисовки на основе стихотворения «Белая береза».
Материалы,оборудование:
• Иллюстрации березы в разные времена года
Задачи:
Образовательные.
Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки.
Учить детей различать деревья по внешним признакам.
Образовывать прилагательные от существительных;
Развивающие.
Развивать звуковую культуру речи и обогащение словаря.
Развивать слуховое внимание, память, координацию речи с движением.
Учить образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Воспитывающие.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Кукла Лесовичок, картинки с изображением листьев разных деревьев, иллюстрации разных деревьев, гербарии листочки с различных деревьев, разрезная картинка “Береза”,мнемотаблицу «Деревья»
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята к нам в гости пришел лесовичок.
Здравствуйте, дети! Меня зовут Лесовичок!
Лесной вам привет!
Дети. Здравствуйте!
Я пришел вас навестить,
И в гости к себе пригласить!
А вот куда? Вы узнаете, если отгадаете загадку.
Ребята,послушайте загадку:
Есть главные жители в царстве моем.
А как же мы жителей этих зовем? (Деревья.)
А царство мое как называется? (Лес.)
Дети, а вы сказки и чудеса любите? (Да.) Вы хотите отправиться вместе со мной в сказочный лес? (Да.) Тогда нужно выполнить задания.
В лес мы поедем на санках. Занимайте места в санях. (Ходьба по кругу. Построение «сани».) Итак, мы отправляемся в путь!
Наши сани проноситься через поля, луга лес встает впереди. Мы приехали на станцию Лесная! Выходим из саней! А сейчас возьмемся все за руки, и снова в путь! Мы идем по узенькой тропинке (ходьба змейкой между «кочками», вот мы и пришли в лесное государство, в мой волшебный мудрый лес!
За каждое испытание буду давать вам один фрагмент картинки, чтобы в конце все собрать.
1. Ребята, давайте соберем разрезную картинку своих любимых деревьев. Пока я к вам торопился, все они перепутались.
2. Послушайте пожалуйста стихотворение
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
О чём это стихотворение? (о дереве.)
Воспитатель. Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
3.Из картинок провести сортировку на лиственные и хвойные деревья.
— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т. д.)
— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
— Где растут деревья? (в лесу, парке, саду, и т. д.)
— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
Лесовичок принес картинки: Давайте мы поможем лесовичку? Расскажем о деревьях, что мы о них знаем.
Воспитатель. показывает мнемотаблицу «Деревья» и иллюстрации деревьев и рассказывает про них. Ребятки, что это за дерево?
4. БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, на березе есть сережки
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки, на сосне есть шишки
Воспитатель. Ребятки вы, наверное, устали, лесовичок предлагает вам немножко поразмяться.
Физкультминутка «Деревья»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да, когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Подбор слов-признаков
5. Воспитатель.Играем в игру “С какого дерева листок”
Ребята, скажите, с какого дерева эти листочки? показывает картинки с изображением листьев разных деревьев.
— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.
— Лист березы …
— Лист липы …
— Лист тополя…
Воспитатель. Какую пользу приносят деревья человеку? (ответы детей)
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево- это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
Лес – это наше богатство. Берегите лес!
6. Воспитатель. Отгадайте загадку! О каком дереве идет речь?
И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряжках и серёжках.
Это белая (береза)
Воспитатель:
- Береза- символ нашей Родины, любимое дерево русского народа. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин.
Дети все вместе собирают разрезную картину «Береза»
Лесовичок прощается с нами. А вам понравилось наше путешествие? О чем мы говорили на занятии?
Ай да молодцы! Все про деревья узнали! А что же - мы еще в лесу?
Нужно возвращаться!
Мы на миг закроем глазки,
Открываем - мы не в сказке.
В детский сад вам всем пора! До свиданья, детвора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы на тему «Ноги сами рвутся в пляс!»
Цель: Информировать детей о народных инструментах, танцах. Учить детей пересказывать текст , добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас. Формировать бережное отнош...
Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы «Кто живет на лугу...» с использованием ТИО
Полноценное развитие речи дает человеку возможность думать, логически и образно мыслить. Речь напрямую связана с воображением и формированием личности человека в целом. Внедрение в образовательный про...
Конспект занятия по речевому развитию "Кошка с котятами" старшая группа
План-конспект занятий по речевоме развитию...
Конспект занятия по речевому развитию "Сивка Бурка" для старшей группы
Цель:создание условий, игровых и проблемных ситуаций для приобщения детей к фольклору: к русской народной сказке «Сивка-Бурка» в обработке М.Булатовой.Задачи:Обучающая: Формировать у детей...
конспект занятия по речевому развитию "Мои друзья" в старшей группе "Красная шапочка"
Занятие по речевому развитию "Мои друзья" в старшей группе "Красная шапочка"...
Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе
Тема: Звуки «С, Сь», буква «С»...
Конспект занятия по речевому развитию «Спасение солнышка» в старшей группе.
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе....