«Методические правила для построения коррекционных занятий для воспитателя»
консультация по коррекционной педагогике
Рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_pravila_dlya_postroeniya_korrektsionnyh_zanyatiy_dlya_vospitatelya.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методические правила для построения коррекционных занятий для воспитателя»
Соответствие содержания занятий лексическим темам и этапу коррекционного обучения
- Четкость, краткость, доступность всех инструкций, пояснений и вопросов на занятии
- Оптимальная умственная и речевая нагрузка детей на занятии. Малоэффективны и неинтересны детям как слишком легкие, так и сложные задания на занятии.
- Наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение задачам занятия. Устойчивость восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи ослабевает при однообразной и одноплановой работе. Чередование видов заданий способствует лучшему пониманию и усвоению материала на занятии.
- Обеспечение занятия наглядным материалом, его правильный подбор. К дидактическому материалу предъявляются следующие требования: достаточный размер (форматы А-4, А-5 - санитарно-гигиенические нормы), соответствие возрасту, эстетичность, современность.
- Учет возрастных, речевых и психологических особенностей детей
- Обеспечение индивидуального подхода на фоне коллективной работы на занятии
- Постоянная стимуляция и активизация деятельности детей на занятии, чередование психической и физической активности детей на занятии.
При проведении занятий следует также учитывать и общепедагогические требования:
- вопросы и инструкции адресовать как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально;
- невнимательных детей и детей с ослабленным зрением следует размещать ближе к объектам наблюдения;
- демонстративный материал располагать на уровне глаз детей;
- замечания делать в корректной форме.
Для проведения занятий группа делится на две подгруппы: I подгруппа занимается с учителем-дефектологом в логопедическом кабинете, II подгруппа в то же время – с воспитателем в групповой, после чего подгруппы меняются местами. На следующий день воспитатель сначала занимается с I подгруппой, а учитель дефектолог – со II. Деление на подгруппы осуществляется по результатам комплексного обследования поступивших в группу детей. Существует две точки зрения по вопросу объединения детей в подгруппы:
- Деление по принципу: «подгруппа с более высоким уровнем развития речи» и «подгруппа с более низким уровнем развития речи». Такой подход позволяет дифференцированно преподносить детям материал занятий, предлагать каждой из подгрупп свои дополнительные коррекционные и развивающие задания. Однородность группы позволяет добиваться активности всех детей на занятии.
- Деление по принципу «смешанных подгрупп» - в каждой подгруппе объединены дети с различными уровнями речевого развития. Такой подход позволяет на любом этапе коррекционной работы объединять на занятия детей с разными уровнями активной и пассивной речи. Правильные ответы детей с более высоким уровнем речевого развития являются образцом для всех остальных детей подгруппы.
Иногда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи при делении детей на подгруппы основываются на возрастном принципе, объединяя детей по возрасту и не учитывая особенности их общего и речевого развития. Как показывает практика, такой подход не способствует успешной организации коррекционной работы.
На протяжении учебного года допускается перевод детей из одной подгруппы в другую, но не предусмотрен перевод детей в другую специальную группу того же дошкольного учреждения.
При организации и проведении занятий воспитателю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.
- Объем восприятия у детей с общим недоразвитием речи ограничен. Поэтому важно на занятии четко выделять цель и осуществлять ее реализацию использованием эффективных методов обучения.
- Скорость восприятия учебного материала у детей в группе не одинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала.
- Устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием низкая и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные результаты дает частая смена видов работы на занятии и сочетание в расписании различных занятий: например, развитие речи – рисование. Кроме того, в занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психо-эмоциональную нагрузку.
- Уровень восприятия материала индивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
Консультация для воспитателей. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР.
1. Радоваться успехам, но не захваливать .Первое условие успеха - улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность взрослого в прогрессе детей. Не стоит забыв...
Методическая разработка. "Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей коррекционной группы ( к вопросу о преемственности)"
1. Содержание взаимодействия педагогов.2. Компоненты речи.3. Просодическая сторона речи. Игры.4. Языковой анализ и синтез. Игры.5. Лексико-грамматический строй речи и связная речь. Игры...
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методическая разработка комплексного консультативно-коррекционного занятия для детей группы раннего возраста с выраженной задержкой психоречевого развития в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Фрукты»
АннотацияРанняя комплексная помощь семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является необходимым условием успешной социализации детей с отклонениями в развитии Оптимальной формой ...
Методическая разработка. Конспект комплексного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Удивительное рядом».
Конспект составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующего вида ...
Методическая рекомендации по проведению коррекционных занятий плаванием
Содержат методику работы по проведению коррекционных занятий плаванием с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением осанки в условиях дополнительного образовательного учреждения. Главным критер...