Методическая рекомендации по проведению коррекционных занятий плаванием
консультация по физкультуре (средняя группа)

Содержат методику работы по проведению коррекционных занятий плаванием с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением осанки в условиях дополнительного образовательного учреждения. Главным критерием отбора в секцию является умение лежать и скользить по воде. Действие данной разработки направлено на восстановление правильного положения тела, возможное исправление деформации, улучшение функции сердечно – сосудистой и дыхательных систем, укрепление мышц туловища и конечностей; укрепление мышц спины и наращивание мышечного корсета; коррекцию плоскостопия; развитие координации движений; возрастание силовой выносливости мышц; овладение техникой плавания. Увеличение количества детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, слабость мышечного корсета, требует профилактической работы в условиях ДОУ, а соответственно наличие такой разработки для проведения кружковой работы детьми имеющими нарушение осанки. Первой составной частью профилактической работы является раннее выявление нарушения осанки и прогнозирование течения, второй же – специализированная помощь на всех этапах до окончания роста скелета. Основная цель профилактической работы – не допустить прогрессирования нарушения осанки и по мере возможности добиться коррекции деформации. Основой комплексной профилактики нарушения осанки является режим разгрузки позвоночника. На фоне режима разгрузки позвоночника осуществляются меры по укреплению мышечной системы, воспитанию правильной осанки. Вторая составная часть профилактической работы с нарушением осанки – создание «мышечного корсета» – осуществляется с помощью лечебной физкультуры и лечебного плавания. Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально – волевых качеств. Оно имеет большое оздоровительно – гигиеническое, лечебное, воспитательное, эмоциональное и прикладное значение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая рекомендации по проведению коррекционных занятий плаванием

 Содержат методику работы по проведению коррекционных занятий плаванием с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением осанки в условиях дополнительного образовательного учреждения. Главным критерием отбора в секцию является умение лежать и скользить по воде. Действие данной разработки направлено на восстановление правильного положения тела, возможное исправление деформации, улучшение функции сердечно – сосудистой и дыхательных систем, укрепление мышц туловища и конечностей; укрепление мышц спины и наращивание мышечного корсета; коррекцию плоскостопия; развитие координации движений; возрастание силовой выносливости мышц; овладение техникой плавания. Увеличение количества детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, слабость мышечного корсета, требует профилактической работы в условиях ДОУ, а соответственно наличие такой разработки для проведения кружковой работы детьми имеющими нарушение осанки. Первой составной частью профилактической работы является раннее выявление нарушения осанки и прогнозирование течения, второй же – специализированная помощь на всех этапах до окончания роста скелета. Основная цель профилактической работы – не допустить прогрессирования нарушения осанки и по мере возможности добиться коррекции деформации. Основой комплексной профилактики нарушения осанки является режим разгрузки позвоночника. На фоне режима разгрузки позвоночника осуществляются меры по укреплению мышечной системы, воспитанию правильной осанки. Вторая составная часть профилактической работы с нарушением осанки – создание «мышечного корсета» – осуществляется с помощью лечебной физкультуры и лечебного плавания. Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально – волевых качеств. Оно имеет большое оздоровительно – гигиеническое, лечебное, воспитательное, эмоциональное и прикладное значение. Оздоровительно – гигиеническое значение его состоит не только в воздействии физических упражнениях на организм ребёнка, но и благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплорегуляцию, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной ёмкости лёгких. Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении нарушения осанки у детей. Оно является одним из важных звеньев профилактики и лечения. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки. Воспитательное значение плавания во многом зависит от организации процесса. Систематические занятия содействуют воспитанию у занимающихся детей чувства коллективизма, сознательной дисциплины и организованности, настойчивости и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способностей детей. Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряжённости у детей, создании оптимистического настроения. Прикладное значение плавания состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать и умения оказать помощь на воде. Плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки как один из способов профилактического и лечебного комплекса воздействия на осанку ребёнка. Одним из способов профилактики и комплексного воздействия на нарушение осанки является реализация коррекционной методики по обучению детей плаванию.

Цель: использование коррекционных мероприятий направленных на профилактику нарушения осанки посредством плавания.

Для реализации данной цели в процессе занятий необходимо наметить и выполнить ряд важных задач:

• формировать правильную осанку;

• создать благоприятные физиологические условия для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;

• научить плавать брассом и кролем;

• научить правильно дышать во время плавания;

• укрепить мышцы спины, создавая мышечный корсет;

• развивать координацию движений;

• осуществлять профилактику плоскостопия;

• воспитывать волевые качества;

• создавать оптимистическое настроение на занятии.

Процесс обучения плаванию необходимо строить так, чтобы ребёнок учился познавать окружающий мир, приобретал необходимые в жизни знания и навыки. Множество явлений, казалось бы, не имеющих никакого отношения к изучаемым способам передвижения в воде, являются фундаментом для овладения специальными навыками плавания как физического действия. Физические упражнения следует использовать не только для укрепления здоровья детей, формирования движений, двигательных навыков и физических качеств, но и для развития и совершенствования познавательной деятельности. Сделать это можно с помощью методов:

• словесного - объяснение, рассказ, беседа, замечание, команда, указание, подсчет, напоминания, анализ;

• наглядного - показ упражнения с объяснением, показ пособий, сигналы жестом, зрительные и звуковые ориентиры, имитация;

• практического - упражнения, изучение движений в целом и по частям, многократные повторения, игры, соревнования.

и приёмов:

• облегчение условий плавания (поперёк бассейна) ;

• усложнение (только руками, только ногами, доска в вертикальном положении, и т. д.) ;

• выполнение упражнений в парах с поддержкой партнёром;

• контрастные упражнения;

• вариативность при изучении движений;

• выполнение движений в соревновательной или игровой форме;

• медленное плавание;

• игровые упражнения – применяемые в процессе реализации данной программы.

Критерием эффективности проводимой коррекционной работы является:

• укрепление мышц туловища и конечностей;

• развитие координации движений;

• развитие дыхательной мускулатуры;

• овладение техникой плавания;

• совершенствование внешнего дыхания;

• возрастание силовой выносливости мышц;

• коррекция плоскостопия;

Предметно – развивающая среда бассейна

Основные понятия: Предметно - развивающая среда-это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в предметном окружении. Предметно - развивающая среда бассейна – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития физического облика в соответствии с требованиями программы дополнительного образования детей.

Предметно - развивающей среде бассейна относятся 1.Надувные круги ,2.Плавательные доски3.Надувные мячи4. Тонущие игрушки, 5.Обруч ,6. Нудолсы , 7.Очки8.Ласты

Надувные круги: Круг хорошо держит на воде, а главное дает возможность ребенку самостоятельно плавать. 


Плавательная доска: Доска для плавания: обязательно используется при обучении плаванию. Плавать можно работая ногами и держась руками доску. С помощью доски можно плавать на груди, на спине, на боку, а также осуществляется постановка правильного дыхания.


Надувные мячи: упражнения с надувными мячами основаны на то чтобы вы приложили усилия, чтобы погрузить их под воду. Мячи служат поддержкой тела на воде при выполнении на мышцы ног. 


Тонущие игрушки: Нужны для ныряния. Можно использовать колечки,камешки,шайбы,игрушки от киндер сюрпризов. 

Обруч: Используется для поддержки, для игр на воде.

Нудолсы : эластичная аквапалка. Она может выполнять функцию поддерживающего средства на воде .Позволяет массу упражнений на различные группы мышц. Используют для создания дополнительного сопротивления при движении в воде. 

Очки: Очки нужны для того чтобы ребенок смог видеть под водой, они помогают избавиться от страха погружения головы в воду. 

Ласты: Подходят для улучшения техники плавания кролем на груди, спине. Идеальное приспособление для обучения волнообразным движениям при плавании дельфином. Основное значение ласт отработка правильной техники ударов ногами. 

Предметно - развивающая среда должна способствовать реализации в образовательном процессе

- включающем совместную деятельность взрослого и детей.

-свободную самостоятельную деятельность самих детей.

При создании предметно - развивающей среды инструктор должен руководствоваться принципом информативности, предусматривающим разнообразие тематики материалов и оборудования, активности детей во взаимодействии с предметным окружением. Предметно – развивающая среда является эффективным средством формирования личности ребенка.

Осанка представляет собой важный комплексный показатель состояния здоровья и гармоничного физического развития. Правильная осанка обеспечивает оптимальное положение и нормальную деятельность внутренних органов, создавая наилучшие условия для деятельности всего организма.

Широкая распространенность нарушений осанки требует разработки надежных и доступных методов диагностики состояния осанки для массовых обследований.

Целью работы является оценка возможности совершенствования коррекционно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения осанки на основе занятий коррекционного плавания.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы коррекционно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения осанки на основе занятий коррекционного плавания.

2. Оценить результаты использования методики проведения коррекционно-профилактической работы по плаванию с детьми, имеющими нарушения осанки.

Гипотеза исследования заключается в том, что коррекционно-профилактическая работа в ДОУ с детьми, имеющими нарушения осанки, будет проходить более результативно, если:

- методика физической реабилитации носит комплексный характер с применением занятий коррекционного плавания;


- осуществляется регулярный контроль за состоянием осанки, позволяющий выявлять предпатологические стадии нарушений осанки, при которых отклонения легче поддаются коррекции;

- используется индивидуальный подход, учитывающий возрастно-половые особенности, уровень физического развития и здоровья, подверженность простудным заболевания, степень освоения с водной средой, устойчивость к изменениям температурных условий, различия индивидуальных реакций на физические нагрузки.

Коррекционно-профилактическая работа проводилась в учреждении МБО ДОД ДДТ г.Дивногорска.

Дети дошкольного возраста много времени проводят в положении «сидя», что может стать одной из причин нарушений осанки. Поэтому, организовывая процесс физического воспитания, мы учитываем данный фактор и ставим перед собой задачи коррекционно-профилактической работы.

Для успешного решения задач профилактики нарушений осанки и укрепления навыка правильной осанки на физкультурных занятиях необходимо придерживаться следующих правил:

Каждое занятие начинается и заканчивается упражнениями на формирование навыков правильной осанки и мышечно-двигательного представления о ней.

Во время выполнения физических упражнений добиваемся от детей сохранения положения правильной осанки.

Большое внимание уделяется укреплению мышц, участвующих в удержании и сохранении правильной осанки. Применяются силовые упражнения для мышц спины и брюшного пресса, как динамического, так и статического характера.

Большая часть упражнений силового характера выполняется из положения разгрузки позвоночного столба (лёжа, стоя на четвереньках и т. д.)

Силовые упражнения сочетаются с упражнениями на гибкость.

С целью выравнивания сил мышечной тяги, применяются упражнения с гимнастической палкой.

Предпочтение отдаётся симметричным упражнениям.

На каждом занятии по обучению плаванию обязательно применяются несколько специальных упражнений, включая и дыхательные упражнения (3 – 5) для профилактики и коррекции нарушений осанки.

Плавание является дополнительным фактором, позволяющим разгрузить позвоночник, нормализовать функции мышц и, тем самым, облегчить коррекцию позвоночника. Коррекционное плавание предусматривает скольжение в горизонтальном положении, погружения в воду, физические упражнения и подвижные игры в бассейне.

Задачи коррекционного плавания:

Разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела; воспитание правильной осанки; улучшение координации движений; увеличение силы и тонуса мышц; улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем; коррекция плоскостопия; закаливание; эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.

Приводим примеры специальных упражнений в воде для профилактики нарушений осанки и укрепления правильной осанки

Целью данного упражнения является развитие дыхательной мускулатуры. И. П. - присед на мелком месте (голова находится на поверхности, или лёжа на груди держась руками за опору. Глубокий вдох через рот, полный, ускоренный выдох через рот и нос с погружением головы в воду. Количество повторов - 8–10 раз.

Цель упражнения – освоение свободного лежания на воде в движении. И. П. – присев спиной к стенке бассейна. Оттолкнувшись, скольжение на груди. Руки вытянуты вперёд, лицо вниз, ноги вместе. Следует скользить как можно дальше, удерживая плечи и таз в одной плоскости, чтобы избежать вращения. Количество повторов – 4-6.

С помощью этого упражнения достигается статическая работа мышц спины. И. П. – лёжа на груди, руки вперёд. Ноги работают кролем с задержкой дыхания. Упражнение можно варьировать, используя доску в руках. «Торпеда» на груди или «торпеда» с доской на груди. Количество повторов – 4-6.

«Торпеда» на спине, «торпеда» с доской на спине. Цель та же. Количество повторов то же.

Цель упражнения – совершенствование работы ног брассом, укрепление мышц спины и ног средствами симметричного упражнения. И. П. – лёжа на груди. Руки вытянуты вперёд, ноги работают брасом. Корпус следует держать горизонтально, гребок ногами выполнять в ускоренном темпе. Можно использовать доску или нарукавники. Количество повторов по ширине бассейна – 3-4.

Тоже упражнение из И. П. – лёжа на спине. Колени не высовывать из воды.

Упражнение укрепляет мышцы спины, совершенствует работу рук брасом, развивает подвижность плечевого пояса и грудной клетки. И. П. – лёжа на груди. Руки работают брассом, ноги вытянуты, не работают, или работа ног кролем. Не следует при гребке погружать руки слишком глубоко.

Упражнение даёт тот же эффект, что и предыдущее, а также способствует уменьшению грудного кифоза при круглой спине. Из И. П. лёжа на спине, руки работают брассом, а ноги кролем, подбородок плотно прижат к груди.

Цель упражнения – коррекция искривления позвоночника, улучшение лёгочной вентиляции и кровообращения, развитие мышц туловища. Из И. П. лёжа на груди выполняется брасс с удлинённой фазой скольжения.

То же упражнение из И. П. лёжа на спине.

Цель упражнения – тренировка мышц плечевого пояса. И. П. – лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают брассом. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые.

То же упражнение из И. П. лёжа на спине

Цель упражнения – тренировка мышц плечевого пояса, увеличение экскурсии грудной клетки. И. П. – лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают кролем. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые. Пробовать сочетать движения с дыханием.

То же упражнение выполняется из И. П. лёжа на спине. Цель упражнения – укрепление мышц брюшного пресса и ног И. П. – вис на выпрямленных руках спиной к бортику. Выполняется подтягивание коленей к животу или «велосипед»; работа ног кролем или брассом.

Также было рекомендовано обращать особое внимание на осанку детей во время занятий за столом, не допускать длительного пребывания детей в однообразных позах, включить в комплекс утренней гимнастики упражнения корригирующего характера.

Конечно, за короткий срок трудно сформировать осанку, для этого необходимы постоянные занятия, направленные на исправление дефекта. Поэтому необходимо продолжать коррекционную работу, используя методические рекомендации родителями.

Занятия коррекционного плавания должны подкрепляться выполнением комплекса специальных упражнений в домашних условиях, проведением консультаций для родителей о правильном выполнении и подбору упражнений для домашних занятий.

Общеизвестно, что плавание – незаменимая форма лечебной физической культуры при коррекции осанки. Однако на практике ему уделяется незаслуженно мало внимания. Тренировки в воде считаются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма. Любые движения в воде выполняются легче — нет давления массы тела на позвоночник и суставы, сердечно-сосудистая система лучше справляется с нагрузками, не страдают вены.

Список литературы

Аикина, Л. И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений / Л. ИАикина. – Омск: ОГИФК, 1988. - 35 с.

Бородич, Л. А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков Л. А. Бородич, Р. Д. Назарова. – М.: Медицина, 1988. - 76 с.

Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 356 с.

Булах, И. М. Плавание от рождения до школы / И. М. Булах. – Мн.: Полымя, 2005. – 389 с.

Булгакова, Н. Ж. Познакомьтесь – плавание / Н. Ж. Булгакова. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

Бутович, Н. А. Плавание: Учебное пособие / Н. А. Бутович. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 420 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР.

1. Радоваться успехам, но не захваливать .Первое  условие  успеха  - улыбка,  радость,  похвала,  искренняя заинтересованность взрослого в прогрессе детей. Не стоит забыв...

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада....

Методические рекомендации по проведению логоритмических занятий

Стендовый доклад на городском семинаре "Логоритмика в работе с детьми с нарушением речи"...

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в логопедической группе детского сада

О разграничении функции педагогов, работающих на логопедической группе....

Возможности онлайн педагогики в дефектологии. Методические рекомендации по проведению онлайн занятий для учителя логопеда. Приложение к методическому пособию в виде презентации.

Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время набирает темп и силу, а дистанционное непрерывное образование для категории детей и подростков с ОВЗ, безусловно, является...