Консультация для педагогов "Формирование предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения"
консультация по коррекционной педагогике
Формирование предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov._1.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24 « Пчёлка»
Консультация для педагогов
Формирование предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения
Выполнила:
Кузнецова Светлана Александровна
учитель-дефектолог
первой квалификационной категории.
Бердск,2021
Предложно–падежные конструкции существительных - одна из самых распространённых в русском языке категорий. Усвоение их детьми происходит уже с 2, 5 лет, в этом возрасте ребёнок употребляет простые предлоги на, у, в, с , а с 4-ёх лет предлоги уже употребляются в разнообразных значениях. Пространственные предлоги – это предлоги на, в, под, над, от, к; предлоги-наречия: справа, слева, впереди, позади, между, около.
Наиболее усвоенными у детей являются формы именительного, винительного и родительного падежей имени существительного.
Мы знаем, что у дети неправильно употребляют предложно-падежные конструкции, например: под стола, в дому, из стакана, Мальчик играет машинку. Ребёнок может употребить предлог, правильный по смыслу, но при этом неправильно употребить падежную форму существительного, что является типичным признаком недоразвития речи. Нарушения построения предложно-падежных конструкций, таким образом, проявляется не только в пропусках, заменах предлогов, но и в искажении окончаний.
И даже 6-летние дети долго не усваивают предлоги, обозначающие пространственные отношения.
У детей с нарушениями зрения: слабовидением, амблиопией и косоглазием в силу особенностей зрительного анализатора имеются сбои в формировании зрительно-моторной координации, пространственных представлений. При работе с такими детьми нужно учитывать, что им трудно ориентироваться в пространстве, оценивать расстояние, взаиморасположение предметов в пространстве. Это объясняется тем, что нарушение бинокулярного зрения затрудняет восприятие перспективы, ухудшает восприятие глубины пространства, то есть имеются искажения воспринимаемого образа. Поэтому, при рассматривании картины, например, детям трудно понять такие понятия, как дальше – ближе, за, около, впереди, сзади и т. д.
Таким образом, у детей с дефектами и речи и зрения нарушается формирование предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения и имеются предпосылки к возникновению оптической и аграмматической дисграфии.
При обследовании, в первую очередь, необходимо выяснить понимание детьми данных грамматических категорий. Обычно вызывает трудности у детей понимание таких предлогов, как: за, перед, около, а также происходит смешение предлогов на и над; под и в.
Во время исследования импрессивной речи используются такие задания, как например:
Задание № 1.
Цель: Установить понимает ли ребёнок предлоги, выражающие некоторые пространственные взаиморасположения двух предметов.
1). На стол ставят коробку с крышкой. Ребёнку дают плоский предмет, н-р кружочек из картона и предлагают положить кружок: на коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой.
2). На стол ставят 2 коробки с крышками. На глазах у ребёнка в одну из коробок кладут кружок из картона. Другой такой же кружок кладут под вторую коробку. Предлагается взять или достать предмет: «Возьми кружок из коробки», «Возьми кружок из-под коробки». Или: «Достань карандаш (кружок, который лежит в коробке», «Достань карандаш (кружок, который лежит под коробкой».
3). Усложняя задание, можно предложить ребёнку положить карандаш перед коробкой, за коробкой, между коробками.
Только после того, как мы выяснили понимает ли ребёнок вопросы, которые ему задают, можно переходить к формированию предложно-падежных конструкций в речи.
На занятиях предлоги вводятся постепенно по одному.
Используются игры:
Задание № 1. «Умей найти своё место».
Педагог предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребёнка по отношению к соседям, при этом он использует слова за, перед, между, вперёд, сзади (Коля за Костей, Серёжа впереди Кости и т. д.) . Затем просит ребёнка ответить на вопрос: «За кем ты стоишь? (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого) ».
Задание № 2. «Расположи красиво мебель в нашей комнате».
Предлагается картинка, изображающая комнату. Педагог задаёт вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади.
Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель так, как на картинке. При этом дети комментируют свои действия «Поставим стул слева от стола» и т. д.
После того, как расположили мебель в комнате, взрослый задаёт вопросы,
типа: «Где находится шкаф по отношению к стулу? и т. д. ».
Аналогично проводится игра «Накроем стол для куклы» по теме «Посуда».
Задание №3.
Предложить детям выполнить поручение: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет (конструкция с предлогом в) .
ПЕДАГОГ: РЕБЁНОК:
Поставь игрушки в шкаф.
Скажи, куда ты поставил игрушки? Я поставил игрушки (в) шкаф.
Убери карандаш в коробку.
Скажи, куда ты его убрал? Я убрал карандаш (в) коробку.
Задание № 4 Игра «Кто где живёт? ». Предлог в.
На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живёт (или зимует? ».
Собака живёт в конуре.
Волк живёт в логове.
Мышка живёт в норе. И т. д.
Задание №5.
Предложить детям выполнить поручение: поместить предмет на поверхность чего-то и ответить, куда положен предмет (конструкция с предлогом на).
ПЕДАГОГ: РЕБЁНОК:
Положи тетрадь на стол.
Куда ты положил тетрадь? Я положил тетрадь на стол.
Где лежит тетрадь? Тетрадь лежит на столе.
(Дети изменяют формы с помощью окончаний –е или –и).
Задание №6.
Предложить детям выполнить поручение: положить (спрятать) предмет подо что-то (конструкция с предлогом под).
ПЕДАГОГ: РЕБЁНОК:
Спрячь мяч под ковёр.
Куда ты спрятал мяч? Я спрятал мяч под ковёр
Где находится сейчас мяч? Под ковром.
То же, но с предметными картинками. Сравнить и составить по ним предложения, н-р: «Кошка сидит на стуле. Кошка сидит под стулом. » и т. д.
Задание №7.
По сюжетным картинкам выучить с детьми следующие выражения:
а) едет, катается на + предложный падеж единственного числа (машине) ;
б) катается на + предложный падеж мн. ч. (лыжах) ;
в) играет в + винительный падеж (мяч, кубики) .
Задание №8. Игра в лото (закрепление и дифференциация предлогов в, на, под, над) .
У детей карточки лото и фишки с изображением схем предлогов. На карточках лото изображены два предмета: один внутри другого, один на другом или под другим предметом.
Педагог называет пары предметов (например, мяч и стул, а дети находят картинку с этим предметом и закрывают её соответствующей схемой. При этом они называют расположение предметов с использованием того или иного предлога (мяч под стулом) .
Задание №9. «Игра в неделю».
В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Педагог предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задаёт вопрос: «Вторник, скажи, кто идёт за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя? »
Аналогично проводится игра в части суток, во времена года, в месяцы.
Задание №10. Провести занятие на все пройденные предложные конструкции:
а) спросить о местонахождении различных предметов, окружающих детей;
б) составить предложения по сюжетным картинкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...
Консультация для воспитателей Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников.
Практика работы образовательных учреждений показывает, что у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выра...
Формирование предложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения, в речи старших дошкольников с церебральным параличом
В задачу логопеда, работающего с детьми дошкольного возраста, входит формирование не только правильного звукопроизношения, но и грамматически правильной речи.Способность ориентироваться в простр...
Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями в процессе формирования пространственных представлений
При изучении особенностей употребления предлогов пространственного значения детьми с ОНР (3 уровень речевого развития, старший дошкольный возраст) были выявлены недостатки в виде следующих ошибок:проп...
Особенности освоения детьми 3 – 4 лет предложно-падежных конструкций с пространственным значением в норме и при нарушении речевого развития (ОНР 1-2уровня) с точки зрения синтаксемного подхода
Традиционно логопатологами у детей с ОНР (моторная алалия) выделяются специфические ошибки, являющиеся дифференциальным признаком этого тяжелого нарушения. Применительно к предложно - падежным ф...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ : ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются вопросы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены механизмы нарушения, уровни н...
Авторская программа коррекционного курса "Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровень"
Данный коррекционный курс направлен на:- формирование пространственных представлений;- формирование понимания предложно-падежных конструкций пространственного значения;- формирование умения употреблят...