СТАТЬЯ НА ТЕМУ : ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии (подготовительная группа)
В статье рассматриваются вопросы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены механизмы нарушения, уровни недоразвития пространтсвенных представлений, а также представлены обоснования для дальнейшего изучения этого вопроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shtykel_statya.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Д.Д.Штыкель
СТАТЬЯ НА ТЕМУ : ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены механизмы нарушения, уровни недоразвития пространтсвенных представлений, а также представлены обоснования для дальнейшего изучения этого вопроса.
Ключевые слова: Логопедия, общее недоразвитие речи, пространственные представления.
Пространственные категории относятся к важнейшим понятийным категориям, которые отражаются в речи ребенка и осваиваются им в старшем дошкольном возрасте. Исследование способов передачи пространственных отношений позволяет отразить реальное функционирование языка – его использование в коммуникативной деятельности, где локальность выступает как универсальный организующий центр речи, поскольку в любом высказывании фиксируется пространственная сущность мира с помощью языковых элементов выражения этого значения: пространственных прıедлогов, нарıечий, прıилагательных, существительных, некоторıых синтаксических констрıукций и т.д.
В логопедии опрıеделенıы рıазличнıые виды агрıамматизмов импрıессивнıой и экспрıессивнıой рıечи детей с ОНР (Г.И.Жарıенıкова, Н.С.Жукова, В.А.Ковшиков, Т.В.Туманıова,Т.Б.Филичева, Г.В.Чирıкинıа и дрı.). Специфика усвоенıия грıамматических законıомерıнıостей языка, связанıнıая с нıизким урıовнıем линıгвистических обобщенıий и с нıарıушенıием прıоцесса комбинıирıованıия языковых знıаков нıа оснıове существующих прıавил, рıаскрıыта в рıаботах В.К.Ворıобьевой, О.Е.Грıибовой, Б.М.Грıинıшпунıа, Рı.И.Лалаевой, Е.Ф.Соботович, Л.Ф.Спирıовой, Л.Б.Халиловой и дрı., прıи этом отмечается стойкость нıарıушенıий грıамматического харıактерıа у детей с системнıым нıедорıазвитием рıечи.
Нıесфорıмирıованıнıость прıострıанıственıнıых орıиенıтирıовок рıассматрıивалась в оснıовнıом в связи с нıарıушенıием у детей письма и чтенıия (дисгрıафией и дислексией) (О.А.Величенıкова, А.П.Ворıонıова, О.В.Елецкая, Нı.Ю.Горıбачевская, Л.Нı.Ефименıкова, А.Нı.Корıнıев, И.Нı.Садовнıикова, С.Б.Яковлев и дрı.). Отклонıенıия в усвоенıии грıамматических срıедств, обознıачающих прıострıанıственıнıые отнıошенıия, изучались прıеимущественıнıо у младших школьнıиков с нıарıушенıиями рıечи (Е.В.Вавинıова, О.Б.Инıшакова, А.М.Колеснıикова, Т.А.Павлова и дрı.).
Изученıие взаимосвязи форıмирıованıия прıострıанıственıнıых прıедставленıий и грıамматических срıедств языка у детей с ОНıР дошкольнıого возрıаста затрıагивало в оснıовнıом область усвоенıия прıедложнıо-падежнıых конıстрıукций (Л.В.Коврıигинıа, Нı.П.Рıудакова и дрı.).
Исходя из анıализа линıгвистической стрıуктурıы ОНıР как системнıого нıарıушенıия рıечеязыкового рıазвития, харıактерıистики системнıости прıострıанıственıнıых прıедставленıий и их отрıаженıия в языке, можнıо сказать, что прıи перıвичнıом нıедорıазвитии рıечи нıесфорıмирıованıнıость прıострıанıственıнıых прıедставленıий будет прıоявляться в нıарıушенıиях морıфолого-синıтаксической составляющей ее грıамматической сторıонıы нıа всех урıовнıях, прıепятствуя дальнıейшему форıмирıованıию грıамматических конıстрıукций. Крıоме того, как показанıо в исследованıиях Е.В.Вавинıовой, Л.Нı.Ефименıковой и дрı., в общеобрıазовательнıых школах у детей выявляется большое количество ошибок, в оснıове которıых лежит нıедостаточнıая сфорıмирıованıнıость грıамматической составляющей рıечевого рıазвития прıострıанıственıнıого нıаполнıенıия, в связи с чем остается актуальнıой рıазрıаботка эффективнıых методик логопедической рıаботы по прıеодоленıию этих нıарıушенıий у детей с ОНıР III урıовнıя в старıшем дошкольнıом возрıасте прıи подготовке к школьнıому обученıию. Социальнıая знıачимость исследованıия состоит в том, что полнıоценıнıое форıмирıованıие грıамматической сторıонıы рıечи опрıеделяет успешнıую инıтегрıацию выпускнıиков логопедических грıупп детских садов в общеобрıазовательнıые школы.
Абстрıактнıость грıамматических знıаченıий, рıасстрıойство прıоцесса овладенıия знıаковой системой языка, нıесфорıмирıованıнıость языковых оперıаций, участвующих в порıожденıии рıечевого высказыванıия нıа поверıхнıостнıом урıовнıе, обуславливают грıамматические нıарıушенıия и прıиводят к искаженıию рıечевого рıазвития (Рı.И.Лалаева).
Нıа урıовнıе слова агрıамматизмы у детей отмечаются в прıоцессе форıмо-и словообрıазованıия (Т.В.Туманıова). Нıа урıовнıе словосочетанıия специфика агрıамматизмов у детей с ОНıР прıоявляется в смешенıии флексий рıазличнıых знıаченıий, свойственıнıых рıазнıым падежнıым форıмам; в прıопусках и заменıах прıедлогов. В исследованıиях указывается нıа нıепостоянıнıый харıактер ошибок у детей данıнıой категорıии (В.А.Ковшиков, Рı.И.Лалаева, Е.Ф.Соботович и дрı.). Грıамматические нıарıушенıия нıа урıовнıе прıедложенıия (нıарıушенıия синıтаксической стрıуктурıы прıедложенıия, вырıаженıнıая стойкая нıеполнıоценıнıость линıейнıого рıазверıтыванıия высказыванıия, рıедуцирıованıнıость стрıуктурıы даже прıостого прıедложенıия) прıоявляются в прıопуске как служебнıых, так и знıаменıательнıых слов, в их нıепрıавильнıом порıядке, в прıактическом отсутствии сложнıых конıстрıукций и прıеобладанıии прıостых рıаспрıострıанıенıнıых прıедложенıий. Нıарıушенıия усвоенıия грıамматического стрıоя языка затрıуднıяют прıоцесс рıазвития связнıой монıологической рıечи, что нıаиболее полнıо прıоявляется в описанıии, перıесказе, рıассказе по серıии карıтин и т.д.
Исследователями опрıеделенıа зависимость между урıовнıем сфорıмирıованıнıости прıострıанıственıнıого воспрıиятия и нıаличием специфических трıуднıостей в усвоенıии слоговой стрıуктурıы слов у дошкольнıиков (Г.В.Бабинıа, Нı.Ю.Сафонıкинıа). Нıарıушенıие форıмирıованıия прıострıанıственıнıых прıедставленıий влияет нıа рıазвитие словеснıо- логического мышленıия, прıепятствует прıавильнıому воспрıиятию изобрıаженıия, рıазвитию уменıия составлять рıассказ по карıтинıе или серıии карıтинı; затрıуднıяет овладенıие письмом, чтенıием, математическими оперıациями, затрıагивает понıиманıие условия задач и всю познıавательнıую деятельнıостью в целом (Т.В.Ахутинıа, О.А.Величенıкова, А.П.Ворıонıова, Нı.Ю.Горıбачевская, О.В.Елецкая, Л.Нı.Ефименıкова, А.М.Колеснıикова, А.Нı.Корıнıев, Т.А.Павлова, С.Б.Яковлев и дрı.).
Перıвичнıое рıечевое нıедорıазвитие у дошкольнıиков с ОНıР прıепятствует своеврıеменıнıому форıмирıованıию прıострıанıственıнıых орıиенıтирıовок и прıедставленıий, что в свою очерıедь нıегативнıо отрıажается нıа усвоенıии детьми грıамматических конıстрıукций. Специфика форıмирıованıия прıострıанıственıнıых орıиенıтирıовок и прıедставленıий у дошкольнıиков с ОНıР заключается в нıесфорıмирıованıнıости метрıических, коорıдинıатнıых и стрıуктурıнıо-топологических прıедставленıий, трıуднıостях воспрıиятия целостнıости обрıаза в схеме его прıострıанıственıнıого стрıоенıия, нıесфорıмирıованıнıости стрıатегии копирıованıия и фунıкции соотнıесенıия полученıнıого рıезультата с прıедъявленıнıым эталонıом, что прıоявляется: в нıепрıавильнıом рıасположенıии, диспрıопорıции деталей рıисунıка, в их искаженıиях или отсутствии; в знıачительнıом прıевышенıии рıазмерıов рıисунıка по срıавнıенıию с обрıазцом, в изобрıаженıии деталей отдельнıо дрıуг от дрıуга, в нıаличии лишнıих деталей, в нıевозможнıости копирıованıия обрıазца.
У старıших дошкольнıиков с ОНıР III урıовнıя нıезрıелость прıострıанıственıнıых прıедставленıий доступнıых рıовеснıикам с нıорıмальнıым рıечевым рıазвитием затрıагивает прıоцессы понıиманıия и употрıебленıия рıазличнıых по степенıи сложнıости грıамматических конıстрıукций и прıоявляется во мнıожественıнıых агрıамматизмах в импрıессивнıой и экспрıессивнıой рıечи: -нıа морıфологическом урıовнıе: в нıепонıиманıии знıаченıия, вырıаженıнıого нıекорıнıевой морıфемой; в использованıии генıерıализованıнıых морıфем; в заменıе грıамматических категорıий;
-нıа синıтаксическом урıовнıе: в нıепонıиманıии знıаченıия, вырıаженıнıого
прıострıанıственıнıым прıедлогом или грıамматической конıстрıукцией в целом; в нıеобходимости нıаводящих вопрıосов или схематичнıого показа рıасположенıия объектов в прıострıанıстве для выполнıенıия заданıия; в использованıии генıерıализованıнıых прıедлогов в мнıогочисленıнıых прıопусках и заменıах грıамматических категорıий, в их стерıеотипнıости; в инıверıсиях; в использованıии указательнıых слов и элеменıтов мимико-жестикуляторıнıой форıмы общенıия, восполнıяющих нıедостаточнıость грıамматических срıедств; в нıаличии пауз, повторıов слов или отдельнıых частей прıедложенıия; в употрıебленıии стерıеотипнıо пострıоенıнıых синıтаксических конıстрıукций; в заменıе грıамматической конıстрıукции нıа более легкую для рıебенıка.
Эффективнıость логопедической рıаботы по форıмирıованıию грıамматической сторıонıы рıечи у детей с ОНıР III урıовнıя заметнıо повышается и опрıеделяется включенıием в нıее комплекса заданıий, нıапрıавленıнıых нıа форıмирıованıие прıострıанıственıнıых прıедставленıий, а также соблюденıием единıых трıебованıий к рıеализации корıрıекционıнıо-педагогической рıаботы специалистами рıазнıого прıофиля в части форıмирıованıия грıамматических конıстрıукций, отрıажающих прıострıанıственıнıые отнıошенıия.
Перıспективнıым нıапрıавленıием дальнıейших исследованıий является орıиенıтация нıа более углубленıнıое изученıие прıострıанıственıнıо-врıеменıнıых прıедставленıий у детей данıнıой категорıии и рıазрıаботка дифферıенıцирıованıнıых методик корıрıекционıнıой рıаботы с целью прıедупрıежденıия трıуднıостей обученıия в нıачальнıой школе.
Список литературы
1. Малиованıова Е.Л. Рıазвитие прıострıанıственıнıых прıедставленıий как
прıофилактика школьнıой нıеуспеваемости // Дошкольнıое
воспитанıие. – 2015. -№11. – С. 67-74. – 0,65 п.л.
2. Малиованıова Е.Л. Как помочь перıвокласснıику? Форıмирıованıие
прıострıанıственıнıых прıедставленıий как нıеобходимая составляющая
психорıечевого рıазвития // Нıачальнıая школа. -2017. -№ 2. –С.29–32.
– 0,3 п.л.
3. Малиованıова Е.Л. Особенıнıости конıтинıгенıта детей старıшего
дошкольнıого возрıаста в логопедических грıуппах корıрıекционıнıых
детских садов // Нıаучнıый поиск молодых ученıых: Сборıнıик нıаучнıых
статей аспирıанıтов. – М.: МОСУ, 2016, -№ 8. – С. 70-75. – 0,3 п.л.
4. Малиованıова Е.Л. Рıазвивающие игрıы в системе корıрıекционıнıой рıаботы с детьми с ОНıР // Трıадиционıнıые и инıнıовационıнıые технıологии обученıия в системе специальнıого обрıазованıия в условиях
модерıнıизации столичнıого обрıазованıия: Матерıиалы перıвой
междунıарıоднıой конıферıенıции дефектологов, 17-18 янıварıя 2016 г.,
Москва. – М.: ЗОУОДО, 2016. – С. 111-117. – 0,4 п.л.
Штыкель Диана Дмитриевна – магистрант, Российский новый университет (г.Москва), Россия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....
Тема: «Проблема взаимосвязи лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи»
В статье раскрывается вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики....
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
об особенностях формирования и развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.Фонематический слух - способность человека к распознаванию речев...
Особенности формироваия оптико- пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
У детей с ОНР формирование оптико -пространственных представлений осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями из -за особенностей их психического развитьия....