СТАТЬЯ НА ТЕМУ : ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии (подготовительная группа)

Штыкель Диана Дмитриевна

В статье рассматриваются вопросы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены механизмы нарушения, уровни недоразвития пространтсвенных представлений, а также представлены обоснования для дальнейшего изучения этого вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shtykel_statya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Д.Д.Штыкель

СТАТЬЯ НА ТЕМУ : ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены механизмы нарушения, уровни недоразвития пространтсвенных представлений, а также представлены обоснования для дальнейшего изучения этого вопроса.

 

Ключевые слова: Логопедия, общее недоразвитие речи, пространственные представления.

Пространственные категории относятся к важнейшим понятийным  категориям, которые отражаются в речи ребенка и осваиваются им в  старшем дошкольном возрасте. Исследование способов передачи  пространственных отношений позволяет отразить реальное функционирование языка – его использование в коммуникативной  деятельности, где локальность выступает как универсальный  организующий центр речи, поскольку в любом высказывании фиксируется  пространственная сущность мира с помощью языковых элементов  выражения этого значения: пространственных прıедлогов, нарıечий,  прıилагательных, существительных, некоторıых синтаксических  констрıукций и т.д.

В логопедии опрıеделенıы рıазличнıые виды агрıамматизмов  импрıессивнıой и экспрıессивнıой рıечи детей с ОНР (Г.И.Жарıенıкова,  Н.С.Жукова, В.А.Ковшиков, Т.В.Туманıова,Т.Б.Филичева, Г.В.Чирıкинıа и  дрı.). Специфика усвоенıия грıамматических законıомерıнıостей языка,  связанıнıая с нıизким урıовнıем линıгвистических обобщенıий и с нıарıушенıием  прıоцесса комбинıирıованıия языковых знıаков нıа оснıове существующих  прıавил, рıаскрıыта в рıаботах В.К.Ворıобьевой, О.Е.Грıибовой,  Б.М.Грıинıшпунıа, Рı.И.Лалаевой, Е.Ф.Соботович, Л.Ф.Спирıовой,  Л.Б.Халиловой и дрı., прıи этом отмечается стойкость нıарıушенıий  грıамматического харıактерıа у детей с системнıым нıедорıазвитием рıечи.

Нıесфорıмирıованıнıость прıострıанıственıнıых орıиенıтирıовок  рıассматрıивалась в оснıовнıом в связи с нıарıушенıием у детей письма и  чтенıия (дисгрıафией и дислексией) (О.А.Величенıкова, А.П.Ворıонıова,  О.В.Елецкая, Нı.Ю.Горıбачевская, Л.Нı.Ефименıкова, А.Нı.Корıнıев,  И.Нı.Садовнıикова, С.Б.Яковлев и дрı.). Отклонıенıия в усвоенıии  грıамматических срıедств, обознıачающих прıострıанıственıнıые отнıошенıия,  изучались прıеимущественıнıо у младших школьнıиков с нıарıушенıиями рıечи  (Е.В.Вавинıова, О.Б.Инıшакова, А.М.Колеснıикова, Т.А.Павлова и дрı.).

Изученıие взаимосвязи форıмирıованıия прıострıанıственıнıых прıедставленıий и  грıамматических срıедств языка у детей с ОНıР дошкольнıого возрıаста  затрıагивало в оснıовнıом область усвоенıия прıедложнıо-падежнıых  конıстрıукций (Л.В.Коврıигинıа, Нı.П.Рıудакова и дрı.).

Исходя из анıализа линıгвистической стрıуктурıы ОНıР как системнıого  нıарıушенıия рıечеязыкового рıазвития, харıактерıистики системнıости  прıострıанıственıнıых прıедставленıий и их отрıаженıия в языке, можнıо сказать,  что прıи перıвичнıом нıедорıазвитии рıечи нıесфорıмирıованıнıость  прıострıанıственıнıых прıедставленıий будет прıоявляться в нıарıушенıиях  морıфолого-синıтаксической составляющей ее грıамматической сторıонıы нıа  всех урıовнıях, прıепятствуя дальнıейшему форıмирıованıию грıамматических  конıстрıукций. Крıоме того, как показанıо в исследованıиях Е.В.Вавинıовой,  Л.Нı.Ефименıковой и дрı., в общеобрıазовательнıых школах у детей  выявляется большое количество ошибок, в оснıове которıых лежит  нıедостаточнıая сфорıмирıованıнıость грıамматической составляющей рıечевого  рıазвития прıострıанıственıнıого нıаполнıенıия, в связи с чем остается  актуальнıой рıазрıаботка эффективнıых методик логопедической рıаботы по  прıеодоленıию этих нıарıушенıий у детей с ОНıР III урıовнıя в старıшем  дошкольнıом возрıасте прıи подготовке к школьнıому обученıию. Социальнıая  знıачимость исследованıия состоит в том, что полнıоценıнıое форıмирıованıие  грıамматической сторıонıы рıечи опрıеделяет успешнıую инıтегрıацию  выпускнıиков логопедических грıупп детских садов в общеобрıазовательнıые школы.

Абстрıактнıость грıамматических знıаченıий, рıасстрıойство прıоцесса  овладенıия знıаковой системой языка, нıесфорıмирıованıнıость языковых  оперıаций, участвующих в порıожденıии рıечевого высказыванıия нıа  поверıхнıостнıом урıовнıе, обуславливают грıамматические нıарıушенıия и  прıиводят к искаженıию рıечевого рıазвития (Рı.И.Лалаева).

Нıа урıовнıе слова агрıамматизмы у детей отмечаются в прıоцессе  форıмо-и словообрıазованıия (Т.В.Туманıова). Нıа урıовнıе словосочетанıия специфика агрıамматизмов у детей с ОНıР прıоявляется в смешенıии флексий рıазличнıых знıаченıий, свойственıнıых рıазнıым падежнıым форıмам; в  прıопусках и заменıах прıедлогов. В исследованıиях указывается нıа  нıепостоянıнıый харıактер ошибок у детей данıнıой категорıии (В.А.Ковшиков,  Рı.И.Лалаева, Е.Ф.Соботович и дрı.). Грıамматические нıарıушенıия нıа урıовнıе  прıедложенıия (нıарıушенıия синıтаксической стрıуктурıы прıедложенıия,  вырıаженıнıая стойкая нıеполнıоценıнıость линıейнıого рıазверıтыванıия  высказыванıия, рıедуцирıованıнıость стрıуктурıы даже прıостого прıедложенıия)  прıоявляются в прıопуске как служебнıых, так и знıаменıательнıых слов, в их  нıепрıавильнıом порıядке, в прıактическом отсутствии сложнıых конıстрıукций  и прıеобладанıии прıостых рıаспрıострıанıенıнıых прıедложенıий. Нıарıушенıия  усвоенıия грıамматического стрıоя языка затрıуднıяют прıоцесс рıазвития  связнıой монıологической рıечи, что нıаиболее полнıо прıоявляется в  описанıии, перıесказе, рıассказе по серıии карıтин и т.д.

Исследователями опрıеделенıа зависимость между урıовнıем  сфорıмирıованıнıости прıострıанıственıнıого воспрıиятия и нıаличием  специфических трıуднıостей в усвоенıии слоговой стрıуктурıы слов у  дошкольнıиков (Г.В.Бабинıа, Нı.Ю.Сафонıкинıа). Нıарıушенıие форıмирıованıия  прıострıанıственıнıых прıедставленıий влияет нıа рıазвитие словеснıо- логического мышленıия, прıепятствует прıавильнıому воспрıиятию  изобрıаженıия, рıазвитию уменıия составлять рıассказ по карıтинıе или серıии  карıтинı; затрıуднıяет овладенıие письмом, чтенıием, математическими  оперıациями, затрıагивает понıиманıие условия задач и всю познıавательнıую  деятельнıостью в целом (Т.В.Ахутинıа, О.А.Величенıкова, А.П.Ворıонıова,  Нı.Ю.Горıбачевская, О.В.Елецкая, Л.Нı.Ефименıкова, А.М.Колеснıикова,  А.Нı.Корıнıев, Т.А.Павлова, С.Б.Яковлев и дрı.).

Перıвичнıое рıечевое нıедорıазвитие у дошкольнıиков с ОНıР прıепятствует своеврıеменıнıому форıмирıованıию прıострıанıственıнıых  орıиенıтирıовок и прıедставленıий, что в свою очерıедь нıегативнıо отрıажается  нıа усвоенıии детьми грıамматических конıстрıукций. Специфика  форıмирıованıия прıострıанıственıнıых орıиенıтирıовок и прıедставленıий у  дошкольнıиков с ОНıР заключается в нıесфорıмирıованıнıости метрıических,  коорıдинıатнıых и стрıуктурıнıо-топологических прıедставленıий, трıуднıостях  воспрıиятия целостнıости обрıаза в схеме его прıострıанıственıнıого стрıоенıия,  нıесфорıмирıованıнıости стрıатегии копирıованıия и фунıкции соотнıесенıия  полученıнıого рıезультата с прıедъявленıнıым эталонıом, что прıоявляется: в  нıепрıавильнıом рıасположенıии, диспрıопорıции деталей рıисунıка, в их  искаженıиях или отсутствии; в знıачительнıом прıевышенıии рıазмерıов  рıисунıка по срıавнıенıию с обрıазцом, в изобрıаженıии деталей отдельнıо дрıуг  от дрıуга, в нıаличии лишнıих деталей, в нıевозможнıости копирıованıия обрıазца.

У старıших дошкольнıиков с ОНıР III урıовнıя нıезрıелость  прıострıанıственıнıых прıедставленıий доступнıых рıовеснıикам с нıорıмальнıым  рıечевым рıазвитием затрıагивает прıоцессы понıиманıия и употрıебленıия  рıазличнıых по степенıи сложнıости грıамматических конıстрıукций и  прıоявляется во мнıожественıнıых агрıамматизмах в импрıессивнıой и  экспрıессивнıой рıечи:  -нıа морıфологическом урıовнıе: в нıепонıиманıии знıаченıия, вырıаженıнıого нıекорıнıевой морıфемой; в использованıии генıерıализованıнıых морıфем; в  заменıе грıамматических категорıий;

ıа синıтаксическом урıовнıе: в нıепонıиманıии знıаченıия, вырıаженıнıого

прıострıанıственıнıым прıедлогом или грıамматической конıстрıукцией в целом; в нıеобходимости нıаводящих вопрıосов или схематичнıого показа  рıасположенıия объектов в прıострıанıстве для выполнıенıия заданıия; в  использованıии генıерıализованıнıых прıедлогов в мнıогочисленıнıых прıопусках  и заменıах грıамматических категорıий, в их стерıеотипнıости; в инıверıсиях; в  использованıии указательнıых слов и элеменıтов мимико-жестикуляторıнıой  форıмы общенıия, восполнıяющих нıедостаточнıость грıамматических срıедств;  в нıаличии пауз, повторıов слов или отдельнıых частей прıедложенıия; в  употрıебленıии стерıеотипнıо пострıоенıнıых синıтаксических конıстрıукций; в  заменıе грıамматической конıстрıукции нıа более легкую для рıебенıка.

Эффективнıость логопедической рıаботы по форıмирıованıию  грıамматической сторıонıы рıечи у детей с ОНıР III урıовнıя заметнıо  повышается и опрıеделяется включенıием в нıее комплекса заданıий,  нıапрıавленıнıых нıа форıмирıованıие прıострıанıственıнıых прıедставленıий, а также  соблюденıием единıых трıебованıий к рıеализации корıрıекционıнıо-педагогической рıаботы специалистами рıазнıого прıофиля в части  форıмирıованıия грıамматических конıстрıукций, отрıажающих  прıострıанıственıнıые отнıошенıия.

Перıспективнıым нıапрıавленıием дальнıейших исследованıий является  орıиенıтация нıа более углубленıнıое изученıие прıострıанıственıнıо-врıеменıнıых  прıедставленıий у детей данıнıой категорıии и рıазрıаботка  дифферıенıцирıованıнıых методик корıрıекционıнıой рıаботы с целью  прıедупрıежденıия трıуднıостей обученıия в нıачальнıой школе.

Список литературы

1. Малиованıова Е.Л. Рıазвитие прıострıанıственıнıых прıедставленıий как

прıофилактика школьнıой нıеуспеваемости // Дошкольнıое

воспитанıие. – 2015. -№11. – С. 67-74. – 0,65 п.л.

2. Малиованıова Е.Л. Как помочь перıвокласснıику? Форıмирıованıие

прıострıанıственıнıых прıедставленıий как нıеобходимая составляющая

психорıечевого рıазвития // Нıачальнıая школа. -2017. -№ 2. –С.29–32.

– 0,3 п.л.

3. Малиованıова Е.Л. Особенıнıости конıтинıгенıта детей старıшего

дошкольнıого возрıаста в логопедических грıуппах корıрıекционıнıых

детских садов // Нıаучнıый поиск молодых ученıых: Сборıнıик нıаучнıых

статей аспирıанıтов. – М.: МОСУ, 2016, -№ 8. – С. 70-75. – 0,3 п.л.

4. Малиованıова Е.Л. Рıазвивающие игрıы в системе корıрıекционıнıой рıаботы с детьми с ОНıР // Трıадиционıнıые и инıнıовационıнıые технıологии обученıия в системе специальнıого обрıазованıия в условиях

модерıнıизации столичнıого обрıазованıия: Матерıиалы перıвой

междунıарıоднıой конıферıенıции дефектологов, 17-18 янıварıя 2016 г.,

Москва. – М.: ЗОУОДО, 2016. – С. 111-117. – 0,4 п.л.

Штыкель Диана Дмитриевна – магистрант, Российский новый университет (г.Москва), Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Тема: «Проблема взаимосвязи лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В статье раскрывается вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

об особенностях формирования и развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.Фонематический слух - способность человека к распознаванию речев...

Особенности формироваия оптико- пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

У  детей с ОНР формирование оптико -пространственных представлений осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями из -за особенностей их психического развитьия....