Авторская программа коррекционного курса "Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровень"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Перемышлина Елена Владимировна

Данный коррекционный курс направлен на:

- формирование пространственных представлений;

- формирование понимания предложно-падежных конструкций пространственного значения;

- формирование умения употреблять предложно-падежные конструкции пространственного значения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЭЛИТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

663011, КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ РАЙОН П. ЭЛИТА УЛ. ЗАВОДСКАЯ, 13 «А»

89504034873, 89509824142, e-mail class="c20 c48">

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровня»

Автор: учитель-логопед

Перемышлина Е.В.

Элита, 2023 г.

«Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровня»

(подготовительная группа, второй год обучения)

  1. Пояснительная записка

Цель курса: формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у старших дошкольников.

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

формирование пространственных представлений;

формирование понимания предложно-падежных конструкций пространственного значения;

формирование умения употребления предложно-падежных конструкций пространственного значения.

Описание места программы в структуре АООП

Обучение и воспитание детей в группе строится в соответствии с адаптированной основной образовательной программой, а также на основе образовательной программы дошкольного образования детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В. Нищева).

Программа разработана для реализации, в условиях группы компенсирующей направленности и является элементом «Программы коррекционно-развивающей работы».

Форма организации занятий – групповая.

Частота групповых занятий составляет 1 раза в неделю. Продолжительность проведения – 30 минут. Время проведения – вторая половина дня.

Прохождение данного курса тесно связано с содержанием коррекционного курса «Развитие речи» в рамках раздела «Развитие лексико-грамматических средств». А также пронизывает содержание всех образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», и т.д.). Кроме того, на занятиях курса закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных в рамках коррекционного курса «Произношение».

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка:

Целевые ориентиры

Формирование пространственных представлений

– умеет ориентироваться на собственном теле;

– умеет ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя;

– умеет ориентироваться относительно других предметов;

– владеет конструктивной деятельностью.

Формирование умения понимания предложно-падежных конструкций с пространственным значением

– понимает пространственную лексику (предлоги и наречия пространственного значения);

– понимает смысловое значение предлогов, наречий пространственного значения, и имеет представление о предлоге как отдельном слове;

– понимает синтаксические роли предлогов, наречий;

Умеет употреблять предложно-падежных конструкций пространственного значения

1. Умет называть пространственные предлоги, а также дифференцировать их.

2. Умеет употреблять предложно-падежные формы во фразовой речи.

Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

первичная диагностика (констатирующий эксперимент);

итоговая диагностика (контрольный эксперимент).

На этапе контрольного эксперимента для оценки эффективности реализации программы «Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с ОНР III уровня» было проведено повторное обследование уровня сформированности предложно-падежных конструкций с пространственным значением у старших дошкольников с ОНР III уровня.

  1. Содержание коррекционного курса

Программа курса имеет три направления, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:

  1. Формирование пространственных представлений.
  2. Формирование умения понимания предложно-падежных конструкций с пространственным значением.
  3. Формирование умения употребления предложно-падежных конструкций пространственного значения.

Формирование пространственных представлений

формирование умения ориентироваться на собственном теле;

формирование умения ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя;

формирование умения ориентироваться относительно других предметов;

формирование умения владения конструктивной деятельностью.

Формирование умения понимания предложно-падежных конструкций с пространственным значением

формирование понимания пространственной лексики (предлоги и наречия пространственного значения);

формирование понимания смыслового значения предлогов, наречий пространственного значения, и имеет представление о предлоге как отдельном слове;

формирование понимания синтаксической роли предлогов, наречий.

Формирование умения употребления предложно-падежных конструкций пространственного значения

1. Формирование умения называть пространственные предлоги, а также дифференцировать их:

1). Формирование умения употреблять в речи предлоги с пространственным значением:

простые предлоги с ярко выраженным конкретным значением: в, из, на, с (со), под, над, за, к, от;

сложные предлоги (из-за, из-под, около, перед, через).

2). Формировать умение дифференцировать предлоги с пространственным значением.

По сходству лексического значения:

1-я группа: в, из;

2-я группа: на, с (со);

3-я группа: над, под;

4-я группа: из, за, из-за;

5-я группа: из, под, из-под;

6-я группа: от, к:

7-я группа: перед, за, около.

2. Формирование умения употреблять предложно-падежные формы во фразовой речи:

формирование умения составлять предложения по картинкам, используя предложно-падежную конструкцию;

формирование умения правильно подбирать предлог по смыслу, в соответствии с падежным окончанием;

формирование умения изменять окончания имени существительного, связанного с предлогом при составлении предложения.

#1058;ематическое планирование

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

В зависимости от усвоения материала детьми, количество занятий может быть увеличено. Закрепление материала проводится на индивидуальных занятиях и режимных моментах.

Месяц

Примерная тематика занятий

Количество занятий

Декабрь - Февраль

Ориентировка на себе

Предлог «В»

1

Ориентировка на себе

Предлог «ИЗ»

1

Ориентировка на себе

Дифференциация предлогов «В» и «ИЗ»

1

Ориентировка на себе

Предлог «НА»

1

Ориентировка на себе

ПРЕДЛОГ «С (СО)»

1

Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя

Дифференциация предлогов

«НА» и «С (СО)».

1

Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя

Предлог «ПОД»

1

Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя

Предлог «НАД»

1

Март - Апрель

Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя

Дифференциация предлогов

«НАД» и «ПОД

1

Ориентировка относительно других предметов

Предлог «ЗА»

1

Ориентировка относительно других предметов

Предлог «ИЗ-ЗА

1

Ориентировка относительно других предметов

Дифференциация предлогов

«ИЗ», «ЗА», «ИЗ-ЗА»

1

Ориентировка относительно других предметов

Предлог «ИЗ-ПОД

1

Ориентировка относительно других предметов

Дифференциация предлогов

«ИЗ-ПОД», «ИЗ», «ПОД»

1

Ориентировка относительно других предметов

Предлог «К»

1

Формирование конструктивного праксиса

Предлог «ОТ»

1

Май

Формирование конструктивного праксиса

Дифференциация предлогов

«К» и «ОТ»

1

Формирование конструктивного праксиса

Предлог «ОКОЛО»

1

Формирование конструктивного праксиса

Предлог «ПЕРЕД»

1

Формирование конструктивного праксиса

Дифференциация предлогов

«ПЕРЕД», «ЗА», «ОКОЛО

1

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
  1. Настольно-печатная игра «Тренажёр для развития пространственных представлений»
  2. Настольно-печатная игра «Ориентация в пространстве»
  3. Настольно-печатная игра «Играем с предлогами
  4. Наборы карточек с рисунками «Играем с предлогами»
  5. Набор демонстрационных карточек, схем предлогов.
  6. Наборы схем для составления предложений с предлогом.
  7. Набор предметных картинок.
  8. Набор сюжетных картинок.
  9. Игрушки, строительный материал.

Список литературы

1. Ахальцева Е.Н. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед, 2008. № 4. С. 35–50.

2. Брюховских Л.А. Формирование предложных конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи // Красноярск.: КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. С. 196.

3. Брюховских Л.А. Формирование приёмов мануального моделирования предлогов у детей с умственной отсталостью // Красноярск.: КГПУ им. В.П. Астафьева. 2009. С. 72

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников // Екатеринбург: ЛИТУР. 2000. С. 320.

5. Кислицына О.Н. Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения //Авторские конспекты занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня/.2022. С.59

6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи // СПб.: Изд-во «Союз». 2001. С. 224.

7. Рудакова Н.П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи // Логопед. 2007. № 5. С. 78–80.

8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос. 1994. С. 344.

9. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи // Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. М: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. С. 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии "Ничего я не боюсь"

В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью и наличием страхов. Страх считается одной из фундаментальных эмоций челов...

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте «ГОТОВИМ ПАЛЬЧИКИ К ПИСЬМУ» для детей старшего дошкольного возраста (стартовый уровень)

Главная задача дошкольного обучения - научить детейучиться развивать их умственные способности, не стремясьпри этом к обилию знаний.В.Ф. Одоевский.Пояснительная записка      О...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественн...

Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.

Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....

ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Цель программы: благополучие отношений ребёнка со сверстниками, установление эмоционального контакта с окружающими людьми, установление новых социальных отношений....