Авторская программа коррекционного курса "Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровень"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Данный коррекционный курс направлен на:
- формирование пространственных представлений;
- формирование понимания предложно-падежных конструкций пространственного значения;
- формирование умения употреблять предложно-падежные конструкции пространственного значения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЭЛИТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
663011, КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ РАЙОН П. ЭЛИТА УЛ. ЗАВОДСКАЯ, 13 «А»
89504034873, 89509824142, e-mail class="c20 c48">
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровня»
Автор: учитель-логопед
Перемышлина Е.В.
Элита, 2023 г.
«Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровня»
(подготовительная группа, второй год обучения)
- Пояснительная записка
Цель курса: формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у старших дошкольников.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
– формирование пространственных представлений;
– формирование понимания предложно-падежных конструкций пространственного значения;
– формирование умения употребления предложно-падежных конструкций пространственного значения.
Описание места программы в структуре АООП
Обучение и воспитание детей в группе строится в соответствии с адаптированной основной образовательной программой, а также на основе образовательной программы дошкольного образования детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В. Нищева).
Программа разработана для реализации, в условиях группы компенсирующей направленности и является элементом «Программы коррекционно-развивающей работы».
Форма организации занятий – групповая.
Частота групповых занятий составляет 1 раза в неделю. Продолжительность проведения – 30 минут. Время проведения – вторая половина дня.
Прохождение данного курса тесно связано с содержанием коррекционного курса «Развитие речи» в рамках раздела «Развитие лексико-грамматических средств». А также пронизывает содержание всех образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», и т.д.). Кроме того, на занятиях курса закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных в рамках коррекционного курса «Произношение».
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка:
Целевые ориентиры |
Формирование пространственных представлений |
– умеет ориентироваться на собственном теле; – умеет ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя; – умеет ориентироваться относительно других предметов; – владеет конструктивной деятельностью. |
Формирование умения понимания предложно-падежных конструкций с пространственным значением |
– понимает пространственную лексику (предлоги и наречия пространственного значения); – понимает смысловое значение предлогов, наречий пространственного значения, и имеет представление о предлоге как отдельном слове; – понимает синтаксические роли предлогов, наречий; |
Умеет употреблять предложно-падежных конструкций пространственного значения 1. Умет называть пространственные предлоги, а также дифференцировать их. 2. Умеет употреблять предложно-падежные формы во фразовой речи. |
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
– первичная диагностика (констатирующий эксперимент);
– итоговая диагностика (контрольный эксперимент).
На этапе контрольного эксперимента для оценки эффективности реализации программы «Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с ОНР III уровня» было проведено повторное обследование уровня сформированности предложно-падежных конструкций с пространственным значением у старших дошкольников с ОНР III уровня.
- Содержание коррекционного курса
Программа курса имеет три направления, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:
- Формирование пространственных представлений.
- Формирование умения понимания предложно-падежных конструкций с пространственным значением.
- Формирование умения употребления предложно-падежных конструкций пространственного значения.
Формирование пространственных представлений |
– формирование умения ориентироваться на собственном теле; – формирование умения ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя; – формирование умения ориентироваться относительно других предметов; – формирование умения владения конструктивной деятельностью. |
Формирование умения понимания предложно-падежных конструкций с пространственным значением |
– формирование понимания пространственной лексики (предлоги и наречия пространственного значения); – формирование понимания смыслового значения предлогов, наречий пространственного значения, и имеет представление о предлоге как отдельном слове; – формирование понимания синтаксической роли предлогов, наречий. |
Формирование умения употребления предложно-падежных конструкций пространственного значения |
1. Формирование умения называть пространственные предлоги, а также дифференцировать их: 1). Формирование умения употреблять в речи предлоги с пространственным значением: – простые предлоги с ярко выраженным конкретным значением: в, из, на, с (со), под, над, за, к, от; – сложные предлоги (из-за, из-под, около, перед, через). 2). Формировать умение дифференцировать предлоги с пространственным значением. По сходству лексического значения: 1-я группа: в, из; 2-я группа: на, с (со); 3-я группа: над, под; 4-я группа: из, за, из-за; 5-я группа: из, под, из-под; 6-я группа: от, к: 7-я группа: перед, за, около. 2. Формирование умения употреблять предложно-падежные формы во фразовой речи: – формирование умения составлять предложения по картинкам, используя предложно-падежную конструкцию; – формирование умения правильно подбирать предлог по смыслу, в соответствии с падежным окончанием; – формирование умения изменять окончания имени существительного, связанного с предлогом при составлении предложения. |
#1058;ематическое планирование
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
В зависимости от усвоения материала детьми, количество занятий может быть увеличено. Закрепление материала проводится на индивидуальных занятиях и режимных моментах.
Месяц | Примерная тематика занятий | Количество занятий |
Декабрь - Февраль | Ориентировка на себе Предлог «В» | 1 |
Ориентировка на себе Предлог «ИЗ» | 1 | |
Ориентировка на себе Дифференциация предлогов «В» и «ИЗ» | 1 | |
Ориентировка на себе Предлог «НА» | 1 | |
Ориентировка на себе ПРЕДЛОГ «С (СО)» | 1 | |
Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя Дифференциация предлогов «НА» и «С (СО)». | 1 | |
Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя Предлог «ПОД» | 1 | |
Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя Предлог «НАД» | 1 | |
Март - Апрель | Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя Дифференциация предлогов «НАД» и «ПОД | 1 |
Ориентировка относительно других предметов Предлог «ЗА» | 1 | |
Ориентировка относительно других предметов Предлог «ИЗ-ЗА | 1 | |
Ориентировка относительно других предметов Дифференциация предлогов «ИЗ», «ЗА», «ИЗ-ЗА» | 1 | |
Ориентировка относительно других предметов Предлог «ИЗ-ПОД | 1 | |
Ориентировка относительно других предметов Дифференциация предлогов «ИЗ-ПОД», «ИЗ», «ПОД» | 1 | |
Ориентировка относительно других предметов Предлог «К» | 1 | |
Формирование конструктивного праксиса Предлог «ОТ» | 1 | |
Май | Формирование конструктивного праксиса Дифференциация предлогов «К» и «ОТ» | 1 |
Формирование конструктивного праксиса Предлог «ОКОЛО» | 1 | |
Формирование конструктивного праксиса Предлог «ПЕРЕД» | 1 | |
Формирование конструктивного праксиса Дифференциация предлогов «ПЕРЕД», «ЗА», «ОКОЛО | 1 |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Настольно-печатная игра «Тренажёр для развития пространственных представлений»
- Настольно-печатная игра «Ориентация в пространстве»
- Настольно-печатная игра «Играем с предлогами
- Наборы карточек с рисунками «Играем с предлогами»
- Набор демонстрационных карточек, схем предлогов.
- Наборы схем для составления предложений с предлогом.
- Набор предметных картинок.
- Набор сюжетных картинок.
- Игрушки, строительный материал.
Список литературы
1. Ахальцева Е.Н. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед, 2008. № 4. С. 35–50.
2. Брюховских Л.А. Формирование предложных конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи // Красноярск.: КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. С. 196.
3. Брюховских Л.А. Формирование приёмов мануального моделирования предлогов у детей с умственной отсталостью // Красноярск.: КГПУ им. В.П. Астафьева. 2009. С. 72
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников // Екатеринбург: ЛИТУР. 2000. С. 320.
5. Кислицына О.Н. Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения //Авторские конспекты занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня/.2022. С.59
6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи // СПб.: Изд-во «Союз». 2001. С. 224.
7. Рудакова Н.П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи // Логопед. 2007. № 5. С. 78–80.
8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос. 1994. С. 344.
9. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи // Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. М: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. С. 48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена на коррекцию и развитие систем...
Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии "Ничего я не боюсь"
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью и наличием страхов. Страх считается одной из фундаментальных эмоций челов...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте «ГОТОВИМ ПАЛЬЧИКИ К ПИСЬМУ» для детей старшего дошкольного возраста (стартовый уровень)
Главная задача дошкольного обучения - научить детейучиться развивать их умственные способности, не стремясьпри этом к обилию знаний.В.Ф. Одоевский.Пояснительная записка О...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественн...
Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.
Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....
ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Цель программы: благополучие отношений ребёнка со сверстниками, установление эмоционального контакта с окружающими людьми, установление новых социальных отношений....