Развиваем слуховое восприятие.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)
Несложные игры для развития слухового внимания, восприятия и памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_sluhovoe_vnimanie.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЕМ СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
Человек живёт в мире звуков: звуков природы, музыки, речи, механизмов и т. д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде.
Способность не только слушать, но и слышать имеет огромное значение в развитии ребёнка, и речь идёт не только о проблеме запоминания слов песни, мелодической фигуры или ритмической формулы, - в школе придётся всю услышанную информацию обрабатывать и запоминать. А думая, что ребёнок не может сделать так, как его просят потому, что не слушается – большая ошибка. Обычно дети большую часть услышанного просто не слышат. У таких детей недостаточно развита слуховая память, они не воспринимают сказанное, не помнят и не могут проанализировать услышанное. Отсюда и проблемы.
Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни. По мнению учёных, благодаря тренировкам, объем слуховой памяти можно увеличить в 2-3 раза у всех детей, не дожидаясь возникновения проблем. Лучше всего делать это в игре.
Цель игр, приведенных ниже, - открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, внимания, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
Предлагаю несложные игры, которые помогут развить слуховое внимание и память дошкольников.
Бомба.
Цель: развивать умение прислушиваться и определять источник звука.
Спрячьте в комнате звучащий предмет (ТЕЛЕФОН, МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКАТУЛКУ, ЧАСЫ…) и попросите ребёнка определить, что звучит и где.
Колокольчик.
Цель :определять направление звука в пространстве.
Завяжите ребёнку глаза и отходите со звучащим колокольчиком или любой другой звучащей игрушкой в разных направлениях. Попросите ребёнка объяснить, откуда идёт звук (сзади, спереди, слева, справа) или забрать у вас игрушку.
«Послушай и сделай как я».
Цель: развивать умения прислушиваться и повторять серию звуков.
Попросите ребёнка повторить за вами серию звучащих жестов, например:
два хлопка - два шлепка, один щелчок языком, два хлопка и три притопа.
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5-6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.
"Эхо".
Цель: развивать умения прислушиваться и повторять звук по высоте и долготе.
Попросите ребёнка повторить, как эхо, пропетый вами звук. Пропевать лучше гласные звуки, изменяя высоту и долготу звучания.
«Что не так?».
Договоритесь с ребёнком, что вы будете читать ему стихи, а ему надо внимательно слушать и исправлять вас, если в стихах есть ошибка. Читайте ребёнку короткие стихотворения, можно из двух строчек. В каждом стихотворении меняйте последнее слово так, чтобы потерялся смысл стиха. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть стишок.
Примеры стихотворений:
Вьётся из печи дымок,
Печётся вкусный в ней САПОГ. (правильно - пирог)
Видит хитрая лисица,
Где вьёт гнездо перелётная СПИЦА. (птица)
Собирает Катя красную малинку,
В самую большую плетёную КАРТИНКУ. (корзинку)
Пчела с цветка нектар попьёт,
И приготовит сладкий ЛЁД. (мёд)
Просыпайся карапуз -
Ку-ка-ре-ку кричит ПАСТУХ. (петух)
С длинным языком, шипя
По земле ползёт ШВЕЯ. (змея)
Кто щелкает орехи мелко?
Ну, конечно это ГРЕЛКА. (белка)
Грохоча на всякий случай,
Принесла нам дождик КУЧА. (туча)
Мы руками ТОПАЕМ,
Мы ногами ХЛОПАЕМ.
Занимайтесь с пользой и радостью!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы для родителей "Как развивать слуховое восприятие у детей".
Советы для родителей (что такое фонематическое восприятие, его роль в развитии речи ребенка, игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....
Как развивать слуховое восприятие у детей дошкольного возраста.
Развитие слухового восприятия является важной задачей в дошкольном возрасте, так как на его основе у ребенка развивается фонематический слух....
БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»
Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...
Консультация для родителей "Как развивать слуховое восприятие у детей".
Консультация для родителей "Как развивать слуховое восприятие у детей"....
Как развивать слуховое восприятие у неслышащих детей?
Основной задачей по развитию слухового восприятия у глухих детей является развитие остаточного слуха. У каждого неслышащего ребёнка есть определённые остатки слуха , на которые можно опереться в...
Статья: "Как развивать слуховое восприятие у детей"
Слуховое восприятие – это способность ориентироваться в неречевых шумах.Развитие слухового восприятия является важной задачей в дошкольном возрасте, так как на его основе у ребенка развива...
Как развивать слуховое восприятие у детей
Консультация для родителей...