Консультация для родителей "Как развивать слуховое восприятие у детей".
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей "Как развивать слуховое восприятие у детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей "Как развивать слуховое внимание". | 314.36 КБ |
Консультация для родителей "Нужно ли спешить с обучением детей чтению". | 251.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей:
«Как развивать слуховое восприятие у детей».
Одним из важных факторов в социализации ребенка является речь. Формирование естественной устной речи важно не только для обеспечения ее благозвучия, но и для того, чтобы ребенок успешнее воспринимал речь собеседника.
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое восприятие (слуховое внимание)- очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь; умение различать и анализировать звуки. Это сппособность называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Работа по развитию слухового внимания и фонематического слуха имеет огромное значение для детей с общим недоразвитием речи. У большинства из них нарушена не только функция распознавания и дифференциации фонем. Как правило, недоразвитие речи отягощается неврологическим статусом, астеническим синдромом, соматическими заболеваниями и т.д. Поэтому у некоторых детей снижены зрительное и слуховое внимание, резко сокращено время сосредоточения, внимание рассеянное. Особенно малый объем слухового внимания и его кратковременность свойственны возбудимым детям. Без специального систематического обучения детям с ОНР очень сложно овладеть навыками звукового анализа. Поэтому мы уделяем большое значение развитию фонематического слуха. В этой работе выделяются следующие этапы:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
- различение слов, близких по своему звуковому составу;
- дифференциация слогов;
- дифференциация фонем;
- развитие навыков элементарного звукового анализа.
Усилия взрослых по развитию слухового внимания и речевого слуха у дошкольников должны быть направлены на выработку умения внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, направление звучания, различение звуков речи в словах; формирование умения отличать одни звуки от других, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает предупредить нарушения письма и чтения, что необходимо для дальнейшего полноценного обучения и общения с окружающими. Развитие слухового внимания можно достичь с помощью различных игр и упражнений.
Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:
"Услышишь - хлопни"
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
"Внимательный слушатель"
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
"Нужное слово"
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
"Зоркий глаз"
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
"Сложи звук"
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
"Скажи наоборот"
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Нужно ли спешить с обучением детей чтению?».
Все родители дошколят озадачиваются вопросом, не опоздают ли они, если не научат своего ребенка читать до школы и не будет ли он отставать в развитии от своих сверстников. Споров по этому поводу очень много. Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка учить читать до школы, другие советуют налегать на алфавит с пяти лет, ну а третьи разрабатывают методики, как растить гениев, обучая их чтению с пеленок.
Чтение - это умение воспринимать написанное или произносить про себя (понимание сложно психологической структуры процесса чтения).
Чтение - это не просто называние букв, а умение составлять из них слова, что требует более серьезного синтеза. В связи с этим обучением грамоте надо заниматься избирательно и только тогда, когда ребенок в этом заинтересован.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежит сложнейший механизм взаимодействия анализаторов.
Прежде чем начать обучение детей чтению необходимо знать, что формирование этого навыка требует психофизиологической готовности ребенка, достаточную сформированность психических процессов ребенка (внимания, мышления, воображения, памяти, речи).
Речь является одним из сложнейших психических процессов. В возрасте 5 лет у ребенка еще не достаточная сформированность психических функций осуществляющих процесс чтения в норме (зрительного анализатора и синтеза, пространственного представления, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико-грамматического строя речи). Таким образом, ребенка данного возраста не нужно обучать чтению, можно лишь только выполнять различные упражнения на развитие зрительного и слухового анализатора, грамматического строя, фонематического слуха. Все это создаст необходимые предпосылки для дальнейшего успешного развития Вашего ребенка.
Обучать детей чтению рекомендуется в возрасте 6-7 лет, именно в этом возрасте в норме определяется его психологическая готовность.
При изучении азбуки с самого начала надо научить ребенка правильному произношению звуков. То же самое относится и к обучению чтению: важно соблюдать определенные правила. Ребенок может научиться читать, считать, пересказывать, но будет допускать при этом ошибки. Ребенка надо не просто обучать, а обучать правильно.
Если кто-то из членов вашей семьи имеет дефекты речи (заикается, шепелявит и др.), он не должен участвовать в обучении ребенка чтению. Правильность формирования грамматической структуры речи ребенка находится в большой зависимости от культуры речи его родителей.
Надо учитывать, что у детей с флегматичным складом характера, т.е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок.
Но главное, о чем должны помнить родители, нельзя насильно учить ребенка читать. Не ругайте ребенка и не сравнивайте его с другими более способными детьми, это только затормозит процесс обучения.
Если же у вашего ребенка не сформирована речь, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, то обучение чтению будет даваться ребенку с трудом, и отнимет огромное количество сил и у мамы, и у ребенка. То есть, если ребенок не выговаривает звуки, путает слоги в словах, неправильно их произносит, то даже в 5-6 лет учить читать его пока не стоит. Научите ребенка выговаривать правильно все звуки. И перед тем, как учить читать, необходимо заняться развитием всех психических и познавательных процессов.
Когда начинать обучать чтению?
Учить можно, если ребенок сам строит целые предложения, говорит связно и четко. Может сам рассказать о каком-либо событии, выстроить логическую цепочку в своем повествовании. Описать вещи или предметы фразами, приближенными к истине.
У него достаточно развился фонематический слух. То есть, говоря ребенку слова по слогам, или созвучные слоги, например, да-та, жа-за и другие, он различает разницу между звуками и может точно повторить услышанное. Ребенок не путает буквы в созвучных словах, например, лук-луг и различает их.
Если не обнаруживаются серьезные логопедические проблемы, нет нарушений ритма речи. Развита пространственная ориентация – не путает понятия «право и лево», «верх и низ».
Этим критериям соответствует развитие даже и в пятилетнем возрасте. Если это не так, то не стоит расстраиваться! Развитие каждого ребенка индивидуально, и нужно уделять достаточно времени на занятия и тренировку его навыков. Но также стоит знать, что излишне спешить с обучением не стоит. Человеческий мозг развивается постепенно, и насильно стимулируя те его отделы, которые еще не готовы можно нанести больше вреда, чем пользы, и в дальнейшем можно получить психологические нарушения, такие как гиперактивность и чрезмерная возбудимость.
Нужно вести обучение от простого к сложному, не перегружая информацией. Метод чтения сложением: сначала запоминаются отдельные буквы, потом предлагают к ним прибавить другие. Можно научить читать звукобуквенным методом. Сначала учат на слух определять звук каждой буквы, потом соотносить с буквами алфавита.
Обучение чтению в игровой форме.
Это будет наилучшим ответом на вопрос как правильно научить ребенка читать, ведь играя, обучение пойдет намного легче и быстрее. Для начала нужно поставить цель - выучить все гласные буквы. Красивые, яркие буквы из цветной бумаги заинтересуют ребенка, и ему захочется познакомиться с ними поближе. Повторяйте чаще. Затем можно развесить их по квартире и предложить игру – найти ту или иную букву. После этого можно просить найти буквы в книгах, журналах, на рекламных плакатах. Постепенно переходить к согласным буквам и простым словам, таким как, «мама» и «папа».
Старайтесь вызвать ассоциации – придумывать, на что похожи те или иные буквы, вместе рисуйте их, лепите из пластилина, вырезайте из бумаги. Читайте вслух простые слова, затем просите найти в них букву и самостоятельно прочесть. Не перегружайте информацией, не нужно сразу давать выучить все согласные, начните с малого, и по ходу усвояемости материала прибавляйте буквы.
Совет: не берите сложные слова, не требуйте сразу много. Пусть обучение станет приятным, интересным и увлекательным. Не наказывайте ребенка, если первое время не будет получаться. И конечно, как и в любом деле важна последовательность и регулярность. Проводить занятия нужно систематически, не оставляя их на долгое время, и тогда результат придет очень скоро. Удачи Вам, дорогие взрослые!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы для родителей "Как развивать слуховое восприятие у детей".
Советы для родителей (что такое фонематическое восприятие, его роль в развитии речи ребенка, игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....
Консультация для родителей. Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста.
В данной консультации помещены рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей раннего возраста....
Как развивать слуховое восприятие у детей дошкольного возраста.
Развитие слухового восприятия является важной задачей в дошкольном возрасте, так как на его основе у ребенка развивается фонематический слух....
Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ
Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.Слуховое внимание - умение сосредотачиваться на звуке, определять е...
Консультация для родителей «Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет»
Развитие слухового восприятия у детей...
Статья: "Как развивать слуховое восприятие у детей"
Слуховое восприятие – это способность ориентироваться в неречевых шумах.Развитие слухового восприятия является важной задачей в дошкольном возрасте, так как на его основе у ребенка развива...
Как развивать слуховое восприятие у детей
Консультация для родителей...