Как развивать слуховое восприятие у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Щербакова Елена Владиславовна

Развитие слухового восприятия является важной задачей в дошкольном возрасте, так как на его основе у ребенка развивается фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx48.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Как развивать слуховое восприятие у детей.

Слуховое  восприятие – это способность ориентироваться в неречевых шумах.

Развитие слухового восприятия является важной задачей в дошкольном возрасте, так как на его основе у ребенка развивается фонематический слух.

Картинки по запросу картинки речевые звуки

Восприятие неречевых звуков

                                                           Картинки по запросу картинки речевые звуки

                                                           

                                                         

                                                          Восприятие речевых звуков                                                                                                                                                                    

                                                                    (фонематический слух)
                                                                           
 

     Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал - что-то точно, а что-то очень приблизительно: рука - лука, корова - ковова и т.д.

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения, а также слухового внимания и восприятия. Помогите ребёнку различить разные по характеру шумы: шуршание, скрип, писк, бульканье, звон, шелест, стук, шум поезда, машины, пение птиц, крик животных.

     Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

   Упражнение «Угадай, что звучало?»              

       Проанализируйте с ребенком бытовые шумы - скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

   Упражнение «Где позвонили?» - определяем направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? - слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант - «жмурки». Ребенок в роли водящего.

 Упражнение «Громко - тихо»

 Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом - тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом - низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

Упражнение «Зоркий глаз»

    Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии    которых есть заданный звук.

Упражнение  «Придумай слово».

   Взрослый называет какой-нибудь звук, например  Ж. Просит ребенка придумать 3 слова со звуком  Ж, который находится в начале, в середине и в конце слова (жук, ложка, морж).

 Упражнение «Шумящие коробочки»

    Нужно взять два комплекта небольших коробочек - для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

Картинки по запросу картинки речевые звуки

Учитель – логопед: Щербакова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Игра "Чей звук". Данная игра помогает развивать слуховое восприятие ребенка, также формирует усидчивость и внимание во время занятия. Материал: бубен, маракас, погремушка. Перед ребенком выкладываем к...

Исследование слухового восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методическая разработка посвящена исследованию слухового восприятия дошкольников. В данной работе в первом разделе  описаны психологический, лингвистический и психолингвистический асп...

Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста

В публикации представлены игры на развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста....

Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Упражнение для развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Упражнения для развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста(игры могут быть использованы для детей младшего возраста, а также для детей с нарушением слуха)Целью упражнений по развитию сл...

Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста.

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно сл...