Как развивать слуховое восприятие у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Развитие слухового восприятия является важной задачей в дошкольном возрасте, так как на его основе у ребенка развивается фонематический слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 48.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Как развивать слуховое восприятие у детей.
Слуховое восприятие – это способность ориентироваться в неречевых шумах.
Развитие слухового восприятия является важной задачей в дошкольном возрасте, так как на его основе у ребенка развивается фонематический слух.
Восприятие неречевых звуков
Восприятие речевых звуков
(фонематический слух)
Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал - что-то точно, а что-то очень приблизительно: рука - лука, корова - ковова и т.д.
Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.
В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения, а также слухового внимания и восприятия. Помогите ребёнку различить разные по характеру шумы: шуршание, скрип, писк, бульканье, звон, шелест, стук, шум поезда, машины, пение птиц, крик животных.
Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.
Упражнение «Угадай, что звучало?»
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы - скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.
Упражнение «Где позвонили?» - определяем направление звука.
Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? - слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант - «жмурки». Ребенок в роли водящего.
Упражнение «Громко - тихо»
Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом - тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом - низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
Упражнение «Зоркий глаз»
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Упражнение «Придумай слово».
Взрослый называет какой-нибудь звук, например Ж. Просит ребенка придумать 3 слова со звуком Ж, который находится в начале, в середине и в конце слова (жук, ложка, морж).
Упражнение «Шумящие коробочки»
Нужно взять два комплекта небольших коробочек - для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.
Учитель – логопед: Щербакова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".
Краткосрочный образовательный проект по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...
Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста
Игра "Чей звук". Данная игра помогает развивать слуховое восприятие ребенка, также формирует усидчивость и внимание во время занятия. Материал: бубен, маракас, погремушка. Перед ребенком выкладываем к...
Исследование слухового восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Данная методическая разработка посвящена исследованию слухового восприятия дошкольников. В данной работе в первом разделе описаны психологический, лингвистический и психолингвистический асп...
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста
В публикации представлены игры на развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста....
Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...
Упражнение для развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста
Упражнения для развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста(игры могут быть использованы для детей младшего возраста, а также для детей с нарушением слуха)Целью упражнений по развитию сл...
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста.
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно сл...