Сравнительный анализ «Особенности психического развития детей в зависимости от возраста»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт специального образования
Сравнительная таблица по психологии
«Особенности психического развития детей в зависимости от возраста»
Исполнитель: Чистякова Татьяна Павловна,
обучающаяся группы ЛГП-1803z
Екатеринбург 2019
Особенности психического развития детей в зависимости от возраста
Возраст | Когнитивное развитие | Эмоционально-личностное развитие | Общение |
Младенческий возраст (от рождения до 1 года) | Познание мира посредствам действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др. | Полная зависимость от матери. Неразрывная связь ребенка со взрослым «МЫ». | Базовое доверие к миру, потребность в общении. |
Ранее детство (1-3 года) | Активная речь, накопление словаря. Внимание и память непроизвольны. | Сознание «Я сам». | Совместная деятельность со взрослыми. Ситуативно-деловое общение в сотрудничестве со взрослым, ситуация («Я – сам») |
Дошкольный возраст (3-7 лет) | Развивается звуковая сторона речи, правильная речь, творческое воображение, развитая непроизвольная память, формируется произвольная память, целенаправленное анализирующее восприятие, наглядно-образное мышление. | Этап «выбора инициативы»: возникновение личного сознания, имитируют предметную деятельность и отношения между людьми. Период рождения социального «Я», возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Переход от внешних действий к внутренним «умственным». | Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения. |
Младший школьный возраст (7-11 лет) | Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности. | Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами. Адекватная самооценка, обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни. Организация деятельности и эмоциональной сфере: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. | Одной из характерных особенностей развития общения в младшем школьном возрасте является интенсивный характер потребности детей в общении со взрослыми. Общение младших школьников со сверстниками характеризуется тем, что их дружба основана преимущественно на общности конкретных жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном районе, интересуются фантастическими кинофильмами и т. п.). Сознание младших школьников еще не достигает такой степени развития, чтобы мнение сверстников являлось критерием подлинной оценки самого себя. |
Подростковый возраст (11-15 лет) | Теоретическое рефлексивное мышление, интеллектуализация восприятия и памяти, личностная рефлексия , появляется мужской взгляд на мир и женский. Развитие творческих способностей, способность выполнять все виды умственной работы взрослого человека. Умение оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Интеллектуализация восприятия и памяти. Сближение воображения с теоретическим мышлением (возникновение творческих импульсов). | Конформность, формирование национального и интернационального самосознания. Освоение норм и отношений между людьми. Формирование волевого поведения, умения владеть своим эмоциональным состоянием. | Этап общения со сверстниками: интенсивное физическое и физиологическое развитие. Эмансипация от взрослых и группирование. Профессионально-личное общение – сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам. |
Старший школьный возраст (15-17 лет) | Освоение профессиональных знаний, умений. | Этап самоопределения «мир и я»: ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. | Не свойственны романтические порывы, радует спокойный, упорядоченный уклад жизни, ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет ,при отсутствие самопознания, импульсивны непоследовательны в поступках и отношениях, возникает интерес общения со взрослыми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста
Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 2 летБазисные характеристики личности ребенка2-го года жизниКраткая характеристика детско деятельности Компетентности.С...
Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста. Возрастные особенности психического развития детей
Задачи воспитания и обученияПамятка для родителей....
Особенности психического развития детей в старшем дошкольном возрасте
В жизни ребенка старшего дошкольного возраста важное место занимает подготовка к школе.Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника...
Статья "ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА".
Статья "Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха". Автор: Михайленко екатерина Андреевна, СПБ, 2018 г....
Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр
В дошкольном возрасте у детей необходимо развивать активный познавательный интерес к родному языку, повышать уровень речевого развития, подготовить к началу обучения в школе. Основой общения взрослого...
Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста
Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста позволит педагогу выбрать методику обследования для конкретного ребенка с учетом его особенностей....
особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)
Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...