Технологическая карта занятия по лексической теме " Насекомые " в подготовительной группе.
методическая разработка (подготовительная группа)

Двойнишникова Алла Валторовна

Карта составлена для облегчения работы воспитателя при планировании занятия с детьми по лексической теме " Насекомые ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

занятия по лексической теме «Насекомые»

в подготовительной группе.

Составила воспитатель ГБДОУ № 81 детский сад Приморского района,

Санкт – Петербург.

Двойнишникова Алла Валторовна

2021 год

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА   «Насекомые»

ЗАДАЧИ

Познавательное развитие 

Речевое развитие 

Социально-коммуникативное развитие 

Художественно-эстетическое развитие

• Знакомить детей с разнообразием насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков);    
• формировать представления о многообразии насекомых, расширять зания об особенностях внешнего вида;

• развивать любознательность и наблюдательность.

• обогащать словарь воспитанников путём введения новых слов и выражений (поговорки, пословицы);
совершенствовать навыки составления описательного рассказа о насекомых;
• развивать связную речь, память, внимание и логическое мышление.

• обогащать опыт общения сверстников друг с другом;
• воспитывать чувство взаимопомощи, внимательное отношениек другим людям, трудолюбие;

• воспитывать желание получать удовольствие от общения с природой.


• познакомить воспитанников с произведениями художественной литературы по теме

выучить пословицы и поговорки о насекомых, помочь понять их

понять их смысл;

• закрепить навыки запоминания стихотворения путем повторения и с использованием опорных схем и картинок.

Планируемый результат освоения программы детьми

Направление

Социально - личностное развитие

Образовательные области

«Социализация»

Словарь

Расширение словарного запаса детей

Предметный словарь:  оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук, жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, , панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало.

Глагольный словарь: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, опыляет, охраняют, порхают, ползут, стрекочет, звенит, уничтожает, плетет, ест, плавает, бегает, прыгает, пищит, строит, , засыпает

Словарь наречий: крепко, сильно, высоко, глубоко, удобно, надежно…

Прилагательные: полезные, вредные, шестиногий, красивая, яркая, пестрая, пятнистая, разноцветная, дружные, трудолюбивые, осторожные, блестящие, жужжащие, защитная окраска, ядовитые.

Лексико -  грамматические игры и  упражнения

Образование притяжательных прилагательных. Употребление притяжательных прилагательных с суффиксом –ищ: «Насекомые великаны»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»

Усвоение слов-антонимов «Слова наоборот».

Преобразование предложений (глаголы единственного и множественного числа)

Образование существительных с прилагательными: « Скажи, какой или какая? »

 «Четвертый лишний». 

Содержание упражнений в приложении.

Развитие связной речи

Составление рассказа с использованием мнемотаблицы «Насекомые», учить последовательно рассказывать. Беседа по картине . Рассматривать картину, определять тему, настроение,закреплять словарь . Прочитать басню И. А. Крылова "Стрекоза и муравей". Составить сравнительный рассказ о муравье и стрекозе. Учить отвечать на вопросы по картине. Учить придумывать вопросы по содержанию картины.  

Сенсорное развитие

Форма, величина , эталоны пространственных представлений (сверху, внизу, справа, слева и т.д.),

Эталоны осязания (гладкий, шершавый, твердый…), «один-много»

Развитие логического мышления

Загадки и головоломки в приложении.

Экскурсии,наблюдения

Наблюдение в парке , на участке  ДОУ , , посещение музея

Художественная литература

И.Крылов «Стрекоза и муравей», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», В.Драгунский «Он живой и светится»

Пословицы, поговорки по теме

 Одна пчела лучше, чем рой мух. Пчела мала, а и та работает. От комаров в две руки не отмашешься.Есть поле, есть и кузнечики. Пчела жалит жалом, а человек – словом. Мал муравей телом, да велик делом.

ОБЖ

Чем могут быть опасны насекомые.

Работа с родителями.

Наблюдение за насекомыми. Просмотр с детьми дома передач, книг, альбомов о насекомых. Рекомендовать сочинить и записать вместе с ребенком загадки о насекомых. Чем могут быть опасны насекомые. Первая помощь при укусах насекомых.

Приложение.

Составление рассказа с использованием мнемотаблицы «Насекомые»:

Наступает весна, и на лугу появляются первые насекомые: жуки, бабочки, муравьи. Над цветами гудят пчелы – они собирают нектар для того, чтобы отнести его в улей и превратить в мед. Из опавших листьев, травиное и хвои муравьи строят свой домик – муравейник. Самые красивые на лугу – это бабочки. Бабочка проходит долгий путь от личинки до взрослого насекомого. Бабочки похожи на прекрасные цветы и называются по-разному: лимонницы, махаоны, крапивницы. Насекомые приносят огромную пользу – они опыляют цветы и уничтожают вредителей. Насекомыми питаются птицы.

мнемотаблица

  

Словообразование с помощью суффикса - ищ : «Насекомые великаны»

У стрекозы не глаза, а глазищи.

У таракана не усы, а усищи.

Жук-жучище, таракан-тараканище, паук- паучище

Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»

Это (мой,моя,мои) кузнечик, бабочка, комары...

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»

Муха, а много … .Мух.

Бабочка, а много … Бабочек.

Комар, а много … .Комаров.

Пчела, а много …. Пчел.

Кузнечик, а много…. Кузнечиков.

Шмель, а много… Шмелей.

Жук, а много…. Жуков.

Усвоение слов-антонимов «Слова наоборот».

Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

Пчела полезная, а муха… вредная.

Оса живет на улице, а таракан… дома.

Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

Жук жужжит, а паук… молчит.

Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

 «Назови ласково». 

Муха - мушка, жук – жучок, таракан – тараканчик, пчела – пчелка, стрекоза – стрекозка, комар – комарик, крылья – крылышки, усы – усики.

Преобразование предложений (глаголы единственного и множественного числа)

Бабочка порхает, а бабочки … Порхают.

Пчела собирает мед, а пчелы Собирают мёд.

Оса жалит, а осы … Жалят.

Комар звенит, а комары … Звенят.

Стрекоза стрекочет, а стрекозы … Стрекочут.

Муха в дом залетает, а мухи в дом…. Залетают.        

Муравей муравейник строит, а муравьи …. Строят.

Образование существительных с прилагательными: « Скажи, какой или какая? »

Бабочка (какая?) - красивая, лёгкая, разноцветная;

Жук (какой?) - золотистый, майский;

Камар (какой?) - маленький, надоедлевый, малярийный;

Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, полезный;

Пчела (какая?) – полезная, полосатая, жалящая …

 «Четвертый лишний». 

муха, комар, пчела, таракан;

заяц, еж, лиса, шмель;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, шмель, бабочка;

таракан, муха, пчела, майский жук;

«Сосчитай до пяти»:

Комар, пчела, муха, кузнечик, лапа,крылья. -  один комар, два комара....

Пальчиковая гимнастика:  

Жук  жужжит,

(дети загибают пальцы на правой руке, рассказывая)

Звенит комар,

Ищет бабочка нектар,

Муравей несет травинку,

А паук сплел паутинку.

(пальцы правой руки сжимают в кулак)

Стрекоза вокруг летает,

(делают небольшие круговые движения указательного пальца левой руки вокруг сжатых в кулак пальцев правой руки)

Насекомых всех хватает.

Разлетайтесь, разбегайтесь,

В лапки ей не попадайтесь!

(резко разжимают кулак)

Физкультминутка:

Утром стрекоза проснулась,

(потерли кулачками глаза)

Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,

(потерли ладонями щеки)

Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела,

помахали руками вверх-вниз)

У реки остановилась,

(легкий бег на месте)

Над водою закружилась.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Рисование: « Бабочка » в технике монотипии

Задачи:

Обучающие:

Обратить внимание на форму, строение бабочек, на узор крыльев, формировать в детях способность “смотреть и видеть”;

Закрепить представление, что предметы, имеющие одинаковые левую и правую стороны, называются симметричными. Учить узнавать предмет по его половине;

Познакомить с техникой монотипии.;

Развивать художественные навыки при выборе цветового решения в  нетрадиционной технике монотипия;

Формировать композиционные навыки.

Развивающие:

Расширить знания и представления детей о мире насекомых – бабочках.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию любви к природе, бережное отношение к насекомым.

Лепка: « Божья коровка »

Задачи:

Обучающие:

развивать координацию движений рук, мелкую моторику;

учить детей передавать в лепке характерные особенности жука (тело, голова и крылья овальной формы, коротенькие тонкие лапки; круглые маленькие пятнышки на крыльях);

закрепить приёмы скатывания и раскатывания, сплющивания, присоединения частей.

Развивающие:  

развивать интерес к миру природы.

Воспитательные:

воспитывать культуру совместной и индивидуальной работы. Воспитывать бережное отношение к природе. 

Аппликация: «Золотые пчелки» 

Задачи:

Обучающие:

учить создавать выразительные образы на основе разных исходных форм (прямоугольника, квадрата, полоски);

учить детей вырезать из бумаги, сложенной пополам, по контуру;

учить самостоятельно работать с планами выполнения аппликации;

располагать детали в нужном порядке;

Развивающие:

расширять знания детей, о внешнем виде, названии, особенностях поведения насекомых; пользе, которую они приносят;

развивать творческие способности, фантазию, воображение. 

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Загадки и пословицы по теме «Насекомые »

Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит — кричит;

Сядет — молчит;

Кто его убьет —

Свою кровь прольет. (Комар)

Мы — лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью. (Муравьи)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела)

Не солнце, не огонь,

А светит. (Светлячок)

Пословицы и поговорки:

Одна пчела лучше, чем рой мух.

Пчела мала, а и та работает.

От комаров в две руки не отмашешься.

Есть  поле, есть и кузнечики. 

Пчела жалит  жалом, а человек–словом.

Мал  муравей телом, да велик делом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"На цветочной полянке" Конспект интегрированного занятия по лексической теме "Насекомые" для подготовительной группы ДОУ

"На цветочной полянке" Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Насекомые»для подготовительной группы ДОУ ...

Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Насекомые»

Технологическая карта занятия Образовательная область: Художественно-эстетическое развитиеТема занятия: «Насекомые»Возрастная группа: подготовительнаяЦель занятия: Расширить знания де...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе компенсирующего видя для детей с ТНР

Цель: Расширять и углублять представления о насекомых, закрепить с детьми обобщающее понятие “насекомые”....

План-конспект занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР.

Задачи:        Коррекционно-образовательные: Расширение, уточнение и активация словаря «Насекомые» на основе систематизации и обобщения знаний (насекомое, жук, баб...

Технологическая карта занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Тайны мыльного пузырика"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга   ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в подготовительной группе...

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...