Особенности организации (координации) деятельности специалистов по сопровождению ребенка с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Особенности организации (координации) деятельности специалистов по сопровождению ребенка с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности организации (координации) деятельности специалистов по сопровождению ребенка с ОВЗ
Технологию организации - в общем виде координации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению реализует руководитель консилиума. Как правило, им является специалист образовательного учреждения, обладающий достаточным административным ресурсом.
Основная цель деятельности руководителя ПМПК: обеспечение междисциплинарного, «командного» эффективного взаимодействия специалистов в решении вопросов о содержании, формах, методах и приемах обучения, коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ, комплексном сопровождении всех субъектов инклюзивной практики.
Основные задачи его деятельности:
1. Планирование, реализация и анализ конкретных шагов администрации по развитию инклюзивной практики в образовательном учреждении;
2. Поддержка инклюзивной практики: организация условий для деятельности педагогов, включенных в инклюзивный процесс, специалистов психолого-педагогического сопровождения;
3. Поиск необходимых ресурсов как «внутри» образовательного учреждения, так и «вне» его;
4. Планирование, реализация и мониторинг конкретных шагов педагогического коллектива школы по включению «особых» детей в группу сверстников и образовательный процесс, оценку их адаптации и динамики развития, сопровождение всех остальных субъектов инклюзивной практики;
5. Координация взаимодействия специалистов междисциплинарной команды психолого-педагогического сопровождения (фактически, всех членов ПМПК);
6. Регулирование взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, поддержка отношений сотрудничества и взаимопомощи;
7. Организация взаимодействия специалистов и педагогов с всеми родителями учащихся;
8. Координация взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами - учреждениями и организациями, связанными в единую систему инклюзивных образовательных учреждений, включая ресурсную сеть.
Актуализируются следующие направления деятельности в сотрудничестве с участниками междисциплинарной команды специалистов ОУ и родителями:
- анализирует потребности детей с ОВЗ, поступивших в ОУ;
- в зависимости от этих потребностей - определяет стратегию поддержки, организационные и содержательные задачи, стоящие перед администрацией ОУ и педагогическим коллективом в отношении конкретного ребенка с ОВЗ и его семьи;
- совместно с ведущими для каждого конкретного ребенка специалистами сопровождения (психологом, дефектологом, логопедом, тьютором, социальным педагогом) выделяет и анализирует основные долговременные и кратковременные цели в развитии ребенка;
- планирует всю работу специалистов психолого-педагогического сопровождения и свою, в частности, по разработке и реализации индивидуальной образовательной программы;
- формулирует общую стратегию психолого-педагогического сопровождения конкретного ребенка с ОВЗ, его семьи и сопровождения других субъектов инклюзивной практики;
- оценивает эффективность сопровождения.
Направления деятельности руководителя:
- Осуществляет координацию взаимодействия сотрудников ОУ - членов ПМПК (педагогов, специалистов психолого-педагогического сопровождения, тьюторов, педагогов дополнительного образования по необходимости, администрации) при подготовке к консилиуму;
- Участвует в планировании и работе заседаний ПМПК по детям, включенным в инклюзивную практику;
- Принимает участие в разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП), ее реализации в рамках ОУ,
- Организует работу ПМПК по анализу деятельности его специалистов (в рамках психолого-педагогического сопровождения), при необходимости - ее коррекции;
- Организует взаимодействие со специалистами «внешних» организаций (например, междисциплинарный консилиум, консультацию юриста, специалистов по коррекционно-развивающей работе и реабилитации, тренинги для педагогов, родителей, детей, «Уроки доброты» и т. п.).
Выступая в качестве «информатора», руководитель консилиума аккумулирует, анализирует и передает необходимую информацию для педагогов, родителей, администрации. При этом он осуществляет следующий алгоритм деятельности:
1. Информирует педагогический коллектив и администрацию ОУ о состоянии дел по данному направлению на уровне ОУ, района, округа, города и т. д.
2. Доводит до сведения родителей и администрации решения ПМПК.
3. Предоставляет администрации, родителям, педагогам информацию о возможных внутренних и внешних ресурсах по их запросу.
4. Предоставляет статистические сведения о ходе включения детей с ОВЗ в ОУ сообществу (органам самоуправления - управляющий совет ОУ, Совет по инклюзии, родительский комитет и др.) и органам управления образования по их запросу.
В ходе работы возникает необходимость:
- Организовать взаимодействие со специалистами «внешних» организаций (например, междисциплинарный консилиум, консультацию юриста, специалистов по коррекционно-развивающей работе и реабилитации, тренинги для педагогов, родителей, детей, «Уроки доброты» и т. п.),
- Оказать всестороннюю поддержку всем участникам образовательного процесса,
- Установить взаимодействие с социальными партнерами, организовать или принять участие в мероприятиях, способствующих оказанию поддержки всем участникам образовательного процесса в ОУ.
- Определить возможность и меру использования, привлечения дополнительных ресурсов в самом ОУ, для чего руководитель:
- организует взаимодействие основных педагогов (воспитателей) со специалистами психолого-педагогического сопровождения (психологом, дефектологом, логопедом, социальным педагогом, тьютором);
- стимулирует (или сам принимает участие как специалист) написание единого («сквозного») календарно-тематического планирования;
- организует методические встречи «мини групп» специалистов по разработке и адаптации дидактических материалов, пособий;
- совместно с соответствующим специалистом подбирает необходимое программное обеспечение для решения актуальных образовательных задач;
- организует переоборудование, «зонирование» имеющихся помещений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности организации изобразительной деятельности в детском саду".
Опыт дошкольного учреждения по организации продуктивной деятельности детей, строящейся в партнерстве с включенным в нее взрослым....
Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...
Комплексное взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОУ
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания...
Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление...
Презентация Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление...
Методическая разработка для педсовета на тему: «Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми».
Цель: повысить уровень компетентности педагогов в организации партнерской деятельности с детьми. Задачи: - обобщить теоретические знания педагогов об организации партнерской деятельности с д...
Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательск...