Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание.
Трудовая деятельность является важным средством развития личности. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Уже в дошкольном возрасте развиваются начальные формы трудовой деятельности. Это подтверждается исследованиями А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Е.А. Климова. Как указывают психологи, это происходит в двух направлениях: формирование предпосылок трудовой деятельности и становление собственно трудовой деятельности, в формировании общественных мотивов поведения. Ушинский говорил о труде дошкольников так: «Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются семейные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и коллектива. Относится к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов» [27, с. 69]. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. Поэтому закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста.
Цель и задачи трудового воспитания дошкольников Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда у детей дошкольного возраста отражены в ФГОС ДО, в соответствии с которым трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи [1]: формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни; формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков; воспитание уважительного отношения к любому труду; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда. Исходя из сказанного дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников, которое заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. При организации труда воспитатель, как правило, руководствуется образовательной программой, принятой в детском саду. Программа определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Различают четыре основных вида детского труда, осуществляемого в ДОУ соответствии с ФГОС: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. ) Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с тем, что они ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности). В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к само обслуживающему труду). В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки само обслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. ) Хозяйственно-бытовой - труд, направленный на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их; помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок; помогают собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т.д. участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения. При этом, воспитатель обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!», «Ирочка - заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях. В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев, со стеллажей, помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате, оказывают помощь младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца, ремонтируют игрушки, книги и т.д. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату. ) Труд в природе - уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка. Особое значение этот вид труда имеет для развития воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его. В средней группе труд усложняется. Дети самостоятельно поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (насыпать корм в кормушки белкам, хомякам, кроликам, курам). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Для старшей группы труд становится систематичным, объем его увеличивается. В уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя - подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В подготовительной группе в процессе труда в природе повышается самостоятельность детей: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой - в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.). У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. ) Ручной труд - осуществляется в старших группах детского сада, направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей, фантазию, выдумку. Ручной труд предполагает изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п., изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам. В подготовительной группе дети самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов), сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий, делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).
Труд детей в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности (рис. 2). Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения. Содержание поручений определяется в соответствии с видами труда, рекомендованными «Программой воспитания в детском саду»; во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа (наличие живого уголка, огорода, расположение мебели в комнате и т.п.). В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и, т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание. В средней группе он поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.). Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Педагог имеет теперь возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное дело. Таким образом, в труде все чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что дает возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам. В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т. е. принимают коллективный характер. Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Дети выполняют общее для всех задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно распределить работу между участниками, совместно ее выполнить, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях. Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты еще недостаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения работы между ее участниками. В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию. Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение - они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех. Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности. Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2-3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу, приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование. В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать свое недовольство его медлительностью или неумением. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.
Рисунок 2 - Формы организации трудовой деятельности детей в ДОУ трудовой воспитание дошкольник проект Трудовое воспитание в ДОУ осуществляется с помощью ряда средств. Необходимым средством трудового воспитания является - собственная трудовая деятельность детей. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Однако в практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в труде, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесываться». В данной записи сразу две педагогические ошибки. Во-первых, воспитатель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто» - он как будто причесывается, как будто делает красивую прическу. Игра исходно появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недоступны. Если же он начнет делать все всерьез - игра пропадет. Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда требует показа, объяснения, упражнений, повторений. Однако, этого нельзя сделать в процессе игры, именно трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания. Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. В практике возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход. Коллективный труд - общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику). Коллективный труд может быть общим, - группе детей поручается общее дело, и совместным (старший дошкольный возраст) - дети работают с общим предметом, но каждый выполняет свое действие с ним (один стирает, другой полощет, третий развешивает белье и т. д.). Условия организации коллективного труда: ) Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. ) Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание. ) содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, ) Трудом должны быть охвачены все дети. Схема организации коллективного труда подразумевает одну главную цель и результат (например, «приведем в порядок группу»), но эта цель реализуется совместной деятельностью отдельных групп детей, у которых в труде своя цель и свой результат. При этом дети понимают, что их конкретная работа не только вливается в общую цель, но и влияет на общий результат труда всех участников (рис. 3).
Рисунок 3 - Содержание работы по ознакомлению с трудом взрослых Все названные средства трудовой деятельности эффективны, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом. Итак, труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. на протяжении дошкольного возраста труд детей усложняется. При этом, трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что трудовое воспитание - процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.
1.2 Специфика организации в ДОУ работы по трудовому воспитанию старших дошкольников
Примерное содержание воспитательно-образовательной работы по трудовому воспитанию включает следующие направления. ) Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Содержание деятельности: Одевание и раздевание. Учебные задачи: Учить выворачивать вещи на лицо. Застегивать и расстегивать пуговицы. Шнуровать шнурки, пользоваться различными застежками. Снимать и надевать одежду, обувь в определенной последовательности. Замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого. Аккуратно складывать и вешать одежду, убирать на место обувь. Наводить порядок в своем шкафу. Вытирать ноги при входе в помещение. Воспитательные задачи: Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, самостоятельность. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке (не шуметь, не бегать, не стучать громко дверцами шкафов, не сорить, помогать товарищам, не мешать другим). Воспитывать чувство гуманности и положительные взаимоотношения. Методы и формы: Наблюдение. Совет. Показ. Помощь друг другу. Соревнования на скорость выполнения задания. Ожидаемый результат: Самостоятельное одевание и раздевание. ) Самообслуживание в процессе умывания. Содержание деятельности: умывание. Учебные задачи: Завертывать рукава. Пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). Мыть лицо. Насухо вытираться своим снятым с крючка и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Пользоваться расческой. Чистить зубы. Своевременно пользоваться носовым платком. Воспитательные задачи: Спокойно вести себя, проявлять вежливость. Бережно относиться к предметам гигиены (полотенце, зубная паста, щетка, носовой платок, расческа и т.д.). Проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду и т.д.). Методы и формы: Наглядный метод, показ и объяснение. Ожидаемый результат: Проявление аккуратности в самообслуживании. ) Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом в помещении. Содержание деятельности: Расставлять игрушки. Расставлять книжки. Расставлять на столах раздаточный материал и необходимые принадлежности перед занятиями. Раскладывать в музыкальном зале по просьбе музыкального руководителя султанчики, флажки, прочие пособия на определенное место для удобства пользования (или в коробки после окончания занятия). Убирать мусор в корзину. Расставлять стулья (в музыкальном зале, в групповой комнате). Раскладывать в коробки отточенные карандаши. Протирать клеенки после занятий. Убирать со столов рабочие принадлежности после занятий. Убирать обрезки бумаги со столов и пола. Убирать строительный материал. Протирать игрушки, столы, полки влажной тряпочкой. Переодевать кукол. Отбирать определенные игрушки, предметы для игр, труда по просьбе воспитателя. Помогать сверстникам убирать игрушки, строительный материал. Учебные задачи: Знать где и как хранить игрушки. Знать где лежат книги. Учить соблюдать порядок и чистоту в помещении. Выполнять до конца порученное дело. Учить трудиться совместно. Учить аккуратно и компактно складывать детали строителя в коробку. Учить трудиться рядом. Учить тщательно протирать предметы. Закреплять знания детей об одежде, последовательности снимания и одевания, упражнять в расстегивании и застегивании пуговиц и других застежек. Учить действовать в соответствии с заданием. Воспитательные задачи: Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться. Развивать волю, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание. Развивать желание закончить порученное дело. Учить детей общаться в процессе деятельности. Воспитывать стремление к чистоте и порядку в окружающей обстановке, приучать соблюдать порядок. Развивать общительность. Воспитывать стремление оказывать помощь, проявлять гуманные чувства к товарищам. Учить контактировать друг с другом, развивать стремление к общению. Методы и формы: Наблюдения, показ и объяснение. Объяснение. Ожидаемый результат: Соблюдение порядка после игр. ) Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом на участке. Содержание деятельности: Мыть игрушки. Собирать игрушки перед уходом с прогулки. Поливать песок из леек. Подметать на веранде. Собирать мусор на участке. Сгребать листву, сносить ее в ведрах в кучу, отвозить на тележках. Сметать снег со скамеек, построек. Собирать снег в кучу, нагружать ящики, свозить к месту построек. Расчищать дорожки от снега (небольшой отрезок). Учебные задачи: Учить мыть игрушки в мыльной воде губкой, ополаскивать в чистой воде, вытирать тряпочкой. Выполнять задания воспитателя, помощника воспитателя. Пользоваться лейкой, работать аккуратно, не мочить обувь. Учить пользоваться веником, выметать сор из углов, мести в сторону выхода. Формировать навыки работы метлой. Формировать навыки работы граблями, совками. Учить работать лопатами. Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Воспитывать интерес к повседневному труду, желание трудиться. Воспитывать желание трудиться самостоятельно, активно. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать стремление добиваться результатов в труде, имеющих значение для окружающих. Методы и формы: Объяснение. Индивидуальный труд. Длительные и систематические поручения. Ожидаемый результат: Радость от труда и осознание своих достижений. ) Поручения, связанные с трудом в природе. Содержание деятельности: Под руководством воспитателя: Полив растений. Протирание крупных листьев. Посадка лука (декабрь), крупных семян овощей и декоративных растений (март). Кормить рыбку. Кормить птицу. Учебные задачи: Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать (поливать, протирать листья). Учить выполнять данные действия. Знать названия растений. Дать детям представление о том, что из посаженных луковиц (семян) развивается зеленый побег. Учить правилам посадки (делать лунку, правильно сажать, поливать). Знать название рыбки. Дать представление об уходе за рыбкой, научить кормить ее. Дать представление об уходе за птицей. Учить насыпать зерно в кормушку. Знать название птицы. Воспитательные задачи: Воспитывать желание ухаживать за растениями. Развивать у детей любознательность, познавательный интерес, желание помогать взрослым. Воспитывать желание заботиться о живой природе. Методы и формы: Объяснение. Беседа. Дежурство в уголке природы. Поощрение за старание. Ожидаемый результат: Умение заниматься совместным трудом со взрослым. ) Поручения, связанные с трудом в природе (на участке). Содержание деятельности: Под руководством воспитателя: сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов. Поливать клумбы, грядки. Собирать срезанную траву. Собирать урожай лука, редиса, фасоли. Собирать с клумбы или грядки высохшие растения, складывать в тележку, отвозить в определенное место. Утеплять корни деревьев. Подкармливать птиц. Собирать природный материал. Учебные задачи: Учить правилам посадки. Закреплять представления об уходе за растениями. Учить пользоваться лейкой. Знать, что воду надо лить под листья. Дать понятие о необходимости зеленого корма для животных, птиц, учить кормить их. Убирать урожай, осторожно выдергивать растения, бережно класть в корзину. Учить пользоваться тележкой. Учить пользоваться граблями, насыпать листву в тележку, в ведра, засыпать листвой корни деревьев, чтобы не замерзли зимой. Готовить корм. Отбирать материал, раскладывать в коробки по видам. Воспитательные задачи: Развивать интерес к природе. Воспитывать стремление заботиться о растениях, развивать наблюдательность. Воспитывать желание трудиться. Развивать дружеские взаимоотношения, воспитывать силу воли. Вызвать у детей радость в связи со сбором урожая, желание трудиться в коллективе. Проявлять в работе аккуратность, развивать желание работать сообща. Воспитывать бережное отношение к природе, стремление к труду. Проявлять заботу о птицах. Методы и формы: Наглядный. Показ. Беседа. Коллективная работа. Обсуждение результатов. Ожидаемый результат: Стремление соблюдать круг обязанностей. Знание последовательности трудовых действий. Умение правильно пользоваться инвентарем. ) Совместный труд детей и взрослых. Содержание деятельности: Помогать накрывать на стол. Помогать убирать посуду после еды. Помогать развешивать полотенца в умывальной комнате. Относить и приносить какие-либо предметы по просьбе взрослых в процессе совместной трудовой деятельности. Помогать в стирке кукольного белья, мытье игрушек. Оказывать помощь в процессе ремонта атрибутов для игр, коробок, книг, при изготовлении пособий. Помогать в уборке участка. Помогать распаковывать и расставлять новые игрушки в игровом уголке. Помогать мыть камушки, ракушки, кормушки из аквариума. Помогать мыть комнатные растения. Помогать поливать цветник, огород. Оказывать помощь в подготовке корма на зиму для птиц и животных. Помогать посыпать дорожки песком. Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к посуде. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание трудиться вместе с ними. Проявлять бережное отношение к пособиям, желание их починить. Воспитывать уважение к труду воспитателя. Развивать стремление к чистоте, желание помогать. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, развивать чувство удовлетворения от совместного труда. Проявлять заботу о живых существах, стремление ухаживать за ними. Проявлять любознательность, инициативность в труде. Воспитывать самостоятельность, желание трудиться для общей пользы. Методы и формы: Объяснение. Показ. Дежурство по столовой. Распределение обязанностей. Ожидаемый результат: Проявление интереса к наблюдаемому труду взрослых. Желание принять в нем участие. ) Ознакомление детей с трудом взрослых. Содержание деятельности: Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Наблюдение за трудом повара. Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете. Наблюдение за трудом шофера. Наблюдение за трудом прачки. Наблюдение за трудом дворника. Наблюдение за трудом взрослых на огороде, в цветнике, по благоустройству помещения и участка. Наблюдение за трудом продавца. Рассматривание иллюстраций с изображением работающих людей. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Автобус», «Больница». Учебные задачи: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать представления о труде взрослых конкретных профессий, об общественной значимости их труда. Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к труду взрослых, к результатам их труда. Развивать наблюдательность. Развивать у детей желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх. Методы и формы: Наблюдения. Поручения. Ожидаемый результат: Имеют представление о сложности труда и с уважением относятся к труду взрослых. ) Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию положительного отношения к труду. ПросветительскаяКонсультативнаяИнформационнаяРодительский лекторийКонсультации по трудовому воспитанию, по вопросам, возникающим у родителейУстная и письменная информацияКонкурсы, экскурсии викторины,Консультации (индивидуальные, подгрупповые)Положение о конкурсахРодительские собранияВыступления, консультацииПапки-раскладушкиАнкетирование с целью ознакомления с семейным опытом трудового воспитанияСоветы родителямПодбор вопросов для анкетированияФотовыставка «Моя семья»Подбор фотографийОрганизация выставкиСовместное творчество родителей и детей, как стимул единения семьиПривлечение родителей к совместному творчествуОформление выставки в групповой комнате Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье представлены в Приложении 2. Таким образом, овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать. Выводы по первой главе. В настоящее время, трудовому воспитанию детей, привлечение к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка и является важной задачей ДОУ. В соответствии с ФГОС в ДОУ организуются разнообразные виды детского труда, при этом удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков: каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач, что позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие. Так, благодаря формированию навыков само-обслуживания у воспитанников возникают такие качества, как уверенность в себе, способность самостоятельно решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других важных взрослых. Реализация задач хозяйственного труда позволяет детям понять, что они самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду. Все те знания, которые даст детям ДОУ, сыграют значительную роль в будущем. Трудовая деятельность в отношении природы позволяет научить детей самостоятельно выращивать какой-либо продукт, цветок и выполнять за ним должный уход; развивает мыслительные процессы у ребенка. Обучение ручному труду помогает детям поверить в свои силы и понять, что они самостоятельно могут сделать красивую вещь и порадовать ею не только себя, но и своих близких. Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду: поручения, дежурства и коллективная трудовая деятельность. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Знакомство детей с трудом взрослых - это и средство формирования системных знаний по воспитательно-образовательной работе по трудовому воспитанию в ДОУ, и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. При этом, сегодня одним из наиболее эффективных, развивающих, интересных, значимых для детей дошкольного возраста форм организации трудовой деятельности является метод проектов.
Проект как форма организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ .
1 Особенности проектной деятельности в дошкольном образовании.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е.С. Полат) [13, с. 28]. По словам Л.В. Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр» [17, с. 95]. Авторы пособия «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, обозначили формулировку: «Проектная деятельность предполагает разные формы активности детей в зависимости от замысла», «в ходе проектной деятельности в ДОУ дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь решения» [3, с. 28]. Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых [28, с. 384]. В России педагогические идеи Дж. Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т. Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён как чуждый советской школе, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в образовании. Сегодня метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования. Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является по характеру доминирующей в проекте детской деятельности (по Л.В. Киселёвой) [11, с. 16]: исследовательско-творческий - дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а затем оформляют результаты в виде газет, исследовательских карт, коллажей, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп; ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе; информационно-практико-ориентированный (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты, сделанные руками детей), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы и т. д.). Применяется в средней группе; творческий (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры). Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы. Другими признаками классификации являются [5, c. 198]: ) По предметно-содержательной области различаются монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы. Примеры монопроектов: «Как рождается книга» (развитие речевого творчества детей); «Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении); «Лучше сам или все вместе?» (развитие регуляционно-коммуникативных умений (умение совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнера по деятельности)); ) По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, коллективными, массовыми. Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов. В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Примером может служить коллективный творческий проект «Мастерская Деда Мороза». Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей участников. Например, проект для старшей группы «История игрушки» предполагает совместно с родителями организацию выставки «Старинные и современные игрушки». Для этого объединяется подгруппа детей, в семьях которых хранятся старинные игрушки. Они узнают от представителей старшего поколения семьи об истории появления этих игрушек в доме, о причинах их долгого хранения, находят в них признаки старины, отличия от современных подобных игрушек. Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка и родителя. Например, в мини-проекте «Пожилые люди в жизни страны и семьи», посвященном Дню пожилых людей, ребенок вместе с мамой изучает семейные архивы и готовит альбом «Старшее поколение нашей семьи», в котором представляет не только фотографии, но и свои рисунки, рассказы, поздравительные открытки и подарки для бабушек и дедушек. ) По длительности реализации проекты могут быть краткосрочными (мини-проекты), средней продолжительности и долгосрочными. Краткосрочные проекты - характерны для младшей группы. Они могут включать всего 2-3 образовательные ситуации и длиться 2-3 дня. Например, мини-проект «Надо, надо умываться» включает осмотр умывальной комнаты в детском саду, рассматривание картины «Купание куклы» и чтение стихотворения А. Барто «Купание». Результатом этого проекта будет организация ванной комнаты в кукольном уголке и ее обыгрывание. Проекты средней продолжительности - типичны для детей старших групп, реализация которых составляет 1-2 недели. Таким образом, для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по длительности и простые по результату продуктивной деятельности мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей. Однако, проекты вне зависимости от вида нуждаются в сопровождении взрослых на каждом этапе их реализации. Взрослый должен наводить детей на проблему или провоцировать её возникновение; стараться вызвать к ней интерес, «втягивать» дошкольников в совместный проект; по ходу решения поставленных задач помогать детям находить необходимые для этого средства и способы, знакомить с новыми, им ещё не известными [8, c. 64]. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста [10, с. 210]. В младшем дошкольном возрасте, это: ‒ вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); ‒ активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом); ‒ формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте, это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Метод проектов включает в себя несколько этапов, и только при их соблюдении можно говорить о том, что проектная деятельность реализуется (табл. 1): погружение в проект (выбор темы, определение цели, задач); организация деятельности (сбор сведений, разработка проекта); осуществление деятельности (реализация проекта); презентация результатов (подведение итогов) [3, с. 55].этап разработки проекта - целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказы-ваниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом - его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. Заключительным, IV этапом работы над проектом, является презентация проекта и проходит в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии. Подробнее этапы метода проектов как педагогическая технология представлены в Приложении 1. Разработка проектов может осуществляется несколькими способами: системная паутинка по проекту; «модель трёх вопросов (Оберемок С.М.); образ «Семь мы» (по Заир-Бек); метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен). Одним из инструментов работы является «Метод трёх вопросов». Он используется при планировании работы над той или иной темой, вызвавшей интерес детей, и при корректировке содержательной работы внутри темы. Суть модели трёх вопросов заключается в том, что детям задают три вопроса: ЧТО ЗНАЮ? - Содержание, того что дети уже знают. ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? - План (тема проекта). КАК УЗНАТЬ? - Источники новых знаний, т. е. средства. Вопросы располагаются рядом на большом листе, образуя своеобразные заголовки таблицы, которые заполняются совместно с детьми во время первого («утреннего») группового сбора. Педагог внимательно следит за тем, кто из детей что говорит и заносит высказывания в таблицу. Ответ на вопрос «Что мы знаем по этой теме?» позволяет актуализировать знания детей. Вопрос «Что хотим узнать?» помогает наметить содержательные блоки интересующей темы. И вопрос «Как мы можем это узнать?» помогает определить источники информации, учит работе с разными информацион-ными источниками, помогает планировать ближайшие шаги по решению намеченных внутри темы проблем. Такое наглядное подтверждение актуальных знаний детей и планов по теме позволяет возвращаться к обозначенным задачам, оценивать продвижение в теме, планировать новые шаги. Этот метод позволяет решить сразу несколько педагогических задач. Во-первых, применение метода способствует развитию мыслительных способностей детей (развивает логику умение рассуждать), учит их упорядочивать свои знания, оценивать информацию, которой владеет ребёнок, определять «дефициты» в содержании, а также планировать способы преодоления этих «дефицитов». Данный метод учит находить пути решения проблемы, которая возникла при определении зоны ближайшего развития. Во-вторых, он хорошо направляет исследовательскую деятельность детей, которая длится несколько дней и даже недель. Поиск ответов на поставленные на первом занятии вопросы способствует порождению новых вопросов, а значит, помогает увидеть взаимосвязь различных явлений окружающей жизни и «провоцирует» развитие познавательной активности дошкольников. Кроме того, планирование работы с разнообразными источниками информации знакомит детей с культурными способами работы над содержанием. В-третьих, метод позволяет педагогу увидеть зону ближайших интересов детей, спрогнозировать возможные смежные темы, которые могут возникнуть в ходе изучения выбранной темы. Соответственно, это дает возможность планировать ближайшую работу, готовить необходимый материал, планировать и корректировать индивидуальные маршруты развития детей. В-четвертых, лист, заполняемый на групповых сборах, позволяет педагогу вести наблюдение за активностью отдельных детей, т.к. каждое высказывание имеет своего автора. В случае, если ребенок малоактивен, педагог продумывает способы стимуляции его познавательной активности. Воспитатель организует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о…?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» В заполнении модели принимают участие дети и родители воспитанников. Так как «Модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке группы, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять в чем нужна их помощь. Данный метод зарекомендовал себя как эффективный для развития способности к рефлексии и целеполаганию у старших дошкольников. Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана- как содержательная, так и по видам деятельности с учетом требования ФГОС. Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получат в ходе составления плана «Паутинка». Название плана произошло от его образного подобия паутине - от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. Познавательное развитиеРечевое развитиеФизическое развитиекультурно-смысловая деятельность - познавательно-исследовательская, формыкультурно-смысловая деятельность - коммуникативная, формыкультурно-смысловая деятельность -двигательная, формыСоциально-коммуникативное развитиеХудожественно-эстетическое развитиеВзаимодействие с семьей и соц. партнерамикультурно-смысловая деятельность - игровая, формыкультурно-смысловая деятельность - продуктивная, формыформы При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей (работа с моделью). Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей. Но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности
Данный учебный материал представляет собой статью-опыт работы использования проектной методики для развития экологических представлений у старших дошкольников.материал адресован воспитателям. родителя...
"Формирование экологических представлений у старших дошкольников посредством проектной деятельности"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.Обретение экологического сознания и мышления - единственный для человека выход из сложившейс...
«Развитие опыта трудовой деятельности старших дошкольников в условиях Дошкольной образовательной организации».
Актуальность темыТруд − основное средство удовлетворения человеческих потребностей, без него невозможна сама жизнь. Трудом человека созданы материальные и духовные ценности на Земле. Однако форм...
«Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности»
Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий....
Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности в процессе ручного труда
Статья посвящена значению проектной деятельности в развитии творческого воображения дошкольников. О возможности применения проектов в процессе обучения детей ручному труду. Содержаться рекоменда...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Презентация содержит информацию о трех проектах по финансовой грамотности1 проект: Окружающий мир каак результат труда людей2 проект: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны3 проект: По...
Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством проектной деятельности"
Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности....