Технологии коррекционной работы с дошкольниками с ТМНР с использованием элементов песочной терапии
статья по коррекционной педагогике

Дяговец Инна Ивановна

В статье представлен опыт коррекционной помощи в условиях дошкольной образовательной организации воспитанникам, имеющим сложную структуру дефекта, в частности педагогические технологии по речевому развитию детей с ТНМР. Актуализирована проблема своевременной и объективной коррекции речевых проблем для более точного, целенаправленного и дифференцированного логопедического воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya_v_rabote_logopeda.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии коррекционной работы с дошкольниками с ТМНР с использованием элементов песочной терапии

Дяговец И.И., учитель-логопед

МДОУ «Детский сад № 130»

Аннотация

В статье представлен опыт коррекционной помощи в условиях дошкольной образовательной организации воспитанникам, имеющим сложную структуру дефекта, в частности педагогические технологии по речевому развитию детей с ТНМР. Актуализирована проблема своевременной и объективной коррекции речевых проблем для более точного, целенаправленного и дифференцированного логопедического воздействия.

Ключевые слова: сложная структура дефекта, речевое развитие, коммуникация, тяжелые множественные нарушения в развитии, педагогические технологии  

         Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития  (ТМНР), сложной структурой дефекта  требуют особых психолого-педагогических подходов, коррекционной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество коррекционной поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. Проявления множественных нарушений развития  совокупно препятствуют, в первую очередь,  социализации малыша, его полноценному развитию и формированию самостоятельности.

Динамика и качество  развития  детей  с тяжелыми множественными нарушениями развития определяется рядом  факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем  возникновения  и  сроками

выявления  отклонений,  характером  и степенью  выраженности каждого из первичных расстройств, их сочетанием, а также сроками начала, объемом и

качеством оказываемой коррекционной помощи.

Проблемы с коммуникацией, т.е. с пониманием речи и ее развитием, часто называют одной из основных причин тяжелых множественных нарушений у детей с нарушением слуха. У таких дошкольников выражены нарушения слуха одновременно с дефицитом языковых и речевых способностей. У ребенка нередко отсутствуют навыки вербальной коммуникации, он не может сообщить о своих потребностях и интересах, что существенно влияет на его эмоциональное состояние.  У детей с множественными тяжелыми нарушениями развития встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, слухового восприятия.

        Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои мысли, ощущения, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, вызванного недостатком аудиального опыта и языкового общения.

Коррекционная работа строится по всем направлениям воздействия:

– дыхательная гимнастика;

– развитие тактильно-кинестетических ощущений;

– сопряженная гимнастика пальцев и языка;

– автоматизация звуков;

– развитие фонематического слуха;

– формирование слоговой структуры слова;

– совершенствование лексико-грамматических категорий;

– развитие связной речи;

– обучение грамоте.

Важным аспектом коррекционной работы является развитие речевого дыхания. Слабослышащий и имплантированный ребенок на этапе реабилитации не в состоянии самостоятельно управлять диафрагмальным дыханием. Для коррекции дыхания целесообразно использовать также и песочные игры, направленные на развитие диафрагмального дыхания.

В картотеке логопеда дыхательные игры с элементами песочной терапии классифицируются по мере усложнения.

  1. «По ровненькой дорожке….»

Для игры используются небольшие машинки. Логопед проводит машинкой по песку, делая извилистую дорожку. Малыш делает плавный вдох носом, на выдохе струей воздуха ровняет песок.

  1. «Помоги животным дойти друг к другу…»

Фигурки животных ставят на песок нa paccтoянии дpyг oт дpyгa. Ребенок c пoмoщью длитeльнoй cтpyи вoздyхa делает дopoжкy на песке oт одной игрушки к другой.

  1. «Кто спрятался…»

Под песок прячут цвeтнyю кapтинкy с изображением животного или его фигурку-игрушку, cвepхy нacыпaют пecoк. Peбeнoк сдувает песок c изoбpaжeния, озвучивает увиденное: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». 

Развитие тактильно-кинестетических ощущений.

  1. «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  2. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  3. «Ползут змейки» – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
  4. «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, – «жучки здороваются»).

Сопряженная гимнастика пальцев и языка

  1. «Часики». Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
  2. «Накажи непослушный язычок». Губами шлёпать по языку «пя-пя-пя», ладонью легко похлопывать по песку.
  3. «Расчёска». Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
  4. «Лошадка». Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».
  5. «Качели». Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
  6. «Горка». Кончиком языка упереться в нижние зубки, выгнуть «спинку», руками нагребать песок, делая горку.

Автоматизация звуков. Формирование слоговой структуры слова. Совершенствование лексико-грамматических категорий. Подготовка к обучению грамоте. Развитие связной речи.

  1. «Цветок». Набрать песок в руку. Высыпать лепестки, произнося автоматизируемый звук.
  2.  «Большие ноги». «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося автоматизируемый звук.
  3. Найди игрушку». Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося коррегируемый звук.
  4. «Орехи для белки», «морковки для зайца». Указательным или большим пальцем оставить отпечаток на песке «орех» на песке столько раз, сколько частей в слове и посчитать. Или выкладываем шишки на песке, сколько слогов в слове, столько шишек.
  5. «Чего не стало». Логопед прячет часть предметов, ребёнок уточняет, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.
  6. «Подбери слова-признаки и слова - действия». Находить игрушки в песке и подбирать к ним слова-признаки и слова-действия.
  7. «Грузовик». Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед); приставочных глаголов (отъехать, заехать, уехать, подъехать, наехать); наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).
  8. «Цветные бусины». Ребенок ищет в песке цветные бусины на заданный звук, придумывает слово, выкладывает узор «звуковой анализ цветом».
  9. «Буквы». 1 вариант: Ребенок печатает буквы на мокром песке. 2 вариант: Ребенок дорисовывает недостающий элемент буквы.
  10.  «Составь рассказ». Ребенок выкладывает игрушки, составляет про них рассказ. Рисует схему предложения на песке.

Для дошкольников песочная терапия – это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие! Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки; пополняется и активизируется словарь; корректируется грамматический строй речи, связная речь; формируются навыки чтения и письма; развивается мелкая моторика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи. На фоне комплексной логопедической по...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОПФР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Материал полезен педагогам, которые начинают работать в направлении песочной терапии. Предлагаем общие рекомендации по организации "песочного процесса"...

Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть

Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...

Развитие сенсомоторной сферы у дошкольников через использование элементов песочной терапии

Доклад  об использовании элементов песочной терапии в своей работе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ»  В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИИгры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, м...

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...

Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе

Аверина Галина Александровна – учитель-дефектолог,МБДОУ «Детский сад №260» г. НовокузнецкИспользование элементов песочной терапии в коррекционной работеРечь является основной коммуни...