Технологии коррекционной работы с дошкольниками с ТМНР с использованием элементов песочной терапии
статья по коррекционной педагогике
В статье представлен опыт коррекционной помощи в условиях дошкольной образовательной организации воспитанникам, имеющим сложную структуру дефекта, в частности педагогические технологии по речевому развитию детей с ТНМР. Актуализирована проблема своевременной и объективной коррекции речевых проблем для более точного, целенаправленного и дифференцированного логопедического воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya_v_rabote_logopeda.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии коррекционной работы с дошкольниками с ТМНР с использованием элементов песочной терапии
Дяговец И.И., учитель-логопед
МДОУ «Детский сад № 130»
Аннотация
В статье представлен опыт коррекционной помощи в условиях дошкольной образовательной организации воспитанникам, имеющим сложную структуру дефекта, в частности педагогические технологии по речевому развитию детей с ТНМР. Актуализирована проблема своевременной и объективной коррекции речевых проблем для более точного, целенаправленного и дифференцированного логопедического воздействия.
Ключевые слова: сложная структура дефекта, речевое развитие, коммуникация, тяжелые множественные нарушения в развитии, педагогические технологии
Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), сложной структурой дефекта требуют особых психолого-педагогических подходов, коррекционной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество коррекционной поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. Проявления множественных нарушений развития совокупно препятствуют, в первую очередь, социализации малыша, его полноценному развитию и формированию самостоятельности.
Динамика и качество развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками
выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, их сочетанием, а также сроками начала, объемом и
качеством оказываемой коррекционной помощи.
Проблемы с коммуникацией, т.е. с пониманием речи и ее развитием, часто называют одной из основных причин тяжелых множественных нарушений у детей с нарушением слуха. У таких дошкольников выражены нарушения слуха одновременно с дефицитом языковых и речевых способностей. У ребенка нередко отсутствуют навыки вербальной коммуникации, он не может сообщить о своих потребностях и интересах, что существенно влияет на его эмоциональное состояние. У детей с множественными тяжелыми нарушениями развития встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, слухового восприятия.
Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои мысли, ощущения, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, вызванного недостатком аудиального опыта и языкового общения.
Коррекционная работа строится по всем направлениям воздействия:
– дыхательная гимнастика;
– развитие тактильно-кинестетических ощущений;
– сопряженная гимнастика пальцев и языка;
– автоматизация звуков;
– развитие фонематического слуха;
– формирование слоговой структуры слова;
– совершенствование лексико-грамматических категорий;
– развитие связной речи;
– обучение грамоте.
Важным аспектом коррекционной работы является развитие речевого дыхания. Слабослышащий и имплантированный ребенок на этапе реабилитации не в состоянии самостоятельно управлять диафрагмальным дыханием. Для коррекции дыхания целесообразно использовать также и песочные игры, направленные на развитие диафрагмального дыхания.
В картотеке логопеда дыхательные игры с элементами песочной терапии классифицируются по мере усложнения.
- «По ровненькой дорожке….»
Для игры используются небольшие машинки. Логопед проводит машинкой по песку, делая извилистую дорожку. Малыш делает плавный вдох носом, на выдохе струей воздуха ровняет песок.
- «Помоги животным дойти друг к другу…»
Фигурки животных ставят на песок нa paccтoянии дpyг oт дpyгa. Ребенок c пoмoщью длитeльнoй cтpyи вoздyхa делает дopoжкy на песке oт одной игрушки к другой.
- «Кто спрятался…»
Под песок прячут цвeтнyю кapтинкy с изображением животного или его фигурку-игрушку, cвepхy нacыпaют пecoк. Peбeнoк сдувает песок c изoбpaжeния, озвучивает увиденное: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф».
Развитие тактильно-кинестетических ощущений.
- «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
- «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, – «жучки здороваются»).
Сопряженная гимнастика пальцев и языка
- «Часики». Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
- «Накажи непослушный язычок». Губами шлёпать по языку «пя-пя-пя», ладонью легко похлопывать по песку.
- «Расчёска». Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
- «Лошадка». Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».
- «Качели». Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
- «Горка». Кончиком языка упереться в нижние зубки, выгнуть «спинку», руками нагребать песок, делая горку.
Автоматизация звуков. Формирование слоговой структуры слова. Совершенствование лексико-грамматических категорий. Подготовка к обучению грамоте. Развитие связной речи.
- «Цветок». Набрать песок в руку. Высыпать лепестки, произнося автоматизируемый звук.
- «Большие ноги». «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося автоматизируемый звук.
- Найди игрушку». Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося коррегируемый звук.
- «Орехи для белки», «морковки для зайца». Указательным или большим пальцем оставить отпечаток на песке «орех» на песке столько раз, сколько частей в слове и посчитать. Или выкладываем шишки на песке, сколько слогов в слове, столько шишек.
- «Чего не стало». Логопед прячет часть предметов, ребёнок уточняет, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.
- «Подбери слова-признаки и слова - действия». Находить игрушки в песке и подбирать к ним слова-признаки и слова-действия.
- «Грузовик». Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед); приставочных глаголов (отъехать, заехать, уехать, подъехать, наехать); наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).
- «Цветные бусины». Ребенок ищет в песке цветные бусины на заданный звук, придумывает слово, выкладывает узор «звуковой анализ цветом».
- «Буквы». 1 вариант: Ребенок печатает буквы на мокром песке. 2 вариант: Ребенок дорисовывает недостающий элемент буквы.
- «Составь рассказ». Ребенок выкладывает игрушки, составляет про них рассказ. Рисует схему предложения на песке.
Для дошкольников песочная терапия – это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие! Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки; пополняется и активизируется словарь; корректируется грамматический строй речи, связная речь; формируются навыки чтения и письма; развивается мелкая моторика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической по...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОПФР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Материал полезен педагогам, которые начинают работать в направлении песочной терапии. Предлагаем общие рекомендации по организации "песочного процесса"...
Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть
Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...
Развитие сенсомоторной сферы у дошкольников через использование элементов песочной терапии
Доклад об использовании элементов песочной терапии в своей работе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИИгры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, м...
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...
Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе
Аверина Галина Александровна – учитель-дефектолог,МБДОУ «Детский сад №260» г. НовокузнецкИспользование элементов песочной терапии в коррекционной работеРечь является основной коммуни...