Развитие сенсомоторной сферы у дошкольников через использование элементов песочной терапии
статья

Гламоздина Светлана Викторовна

Доклад  об использовании элементов песочной терапии в своей работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие сенсомоторной сферы у дошкольников через использование элементов песочной терапии

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.  Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.  Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком.

Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

А главное, игры с песком являются эффективным вспомогательным средством, позволяющим стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Так как, игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.

Давайте обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.

Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.

Во время игр с песком наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

  1. Обучающие игры.  Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное, ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов.
  2. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
  3. Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.

Работая с песком можно поставить такие цели, как: 

  • создание условий для развития творчества и воображения посредством игр песком;
  • создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность
  • свободное владение кистями обеих рук;
  • коррекция  психоэмоционального состояния  воспитанников.

И такие Задачи, как:

  • развивать художественно-эстетический вкус;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка, тактильные ощущения посредством определённых игровых упражнений;
  • упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески.

Таким образом, использование элементов песочной терапии помогает развивать сенсомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности детей, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы.

Благодаря песку, дети чувствуют себя маленькими художниками.

На снегу мы можем рисовать только зимой, зато на песке — и весной, и летом, и осенью.

С помощью песочных рисунков ребёнку будет интереснее и легче запоминать геометрические фигуры.

Например, из треугольника и квадрата (прямоугольника) получается домик, из кружка с лучиками — солнышко или цветочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему:"Развитие познавательных способностей у дошкольников через использование песочной терапии"

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка раннего возраста. От того, как будут развиты у ребёнка пощнават...

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельности по образовательной области «Художественное творчество

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельност...

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников через использование средств арт-терапии

Доклад из опыта работы педагога-психолога по использованию средств арт-терапии с детьми дошкольного возраста.Раскрывается актуальность использования средств арттерапии  для развития эмоциональной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ»  В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИИгры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, м...

Конспект развивающего занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов песочной терапии Тема: Песочные чудеса ( от 9.03.2021)

Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники, развитие зрительно-моторной координации в процессе игровой деятельности с песком....

Технологии коррекционной работы с дошкольниками с ТМНР с использованием элементов песочной терапии

В статье представлен опыт коррекционной помощи в условиях дошкольной образовательной организации воспитанникам, имеющим сложную структуру дефекта, в частности педагогические технологии по речевому раз...