Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе
статья

Аверина Галина Александровна

Аверина Галина Александровна – учитель-дефектолог,

МБДОУ «Детский сад №260» г. Новокузнецк

Использование элементов песочной терапии

в коррекционной работе

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

Отечественные физиологи, изучающие деятельность детского мозга, доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Дети с нарушением речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Они не умеют застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, испытывают затруднения на занятиях, у них присутствует моторная неловкость, неточность движений. Изучив  научно – методическую литературу и результаты обследования по выявлению уровня развития мелкой моторики у детей с глазной и речевой патологией мы пришли к выводу, что решение данной проблемы требует участие всех педагогов работающих с этими детьми.

Совместно с врачом – педиатром, офтальмологом, психологом изучив анамнез детей, было установлено, что 60% детей, посещающих детский сад имеют нарушение зрения и речи, и 40% детей также имеют нарушение зрение и речи и диагноз ММД (малая мозговая дисфункция), это дети гиперактивные, неусидчивые, быстро утомляемые. Мы решили, что для работы с такими детьми очень хорошо подходят игры с песком, так как песочные игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью, что даёт возможность стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, корректировать его психику. В песочной игре учитель – логопед и ребёнок легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет построить партнёрские доверительные отношения. Успешно развиваются и интеллектуальные способности ребёнка, ориентировка в пространстве, тактильно – кинестическая чувствительность, фонематический слух, а главное для нас учителей – логопедов – речь и моторика. Игры с песком используем в индивидуальной и подгрупповой работе.

При организации игр руководствуются принципами такими как создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность; учёт индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка; уважение к детскому творчеству, фантазии.

Игры с песком разнообразны:

Ø Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; это игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;

Ø Познавательные игры – дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира;

Ø Проективные игры -  открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию.

Работу, по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с глазной и речевой патологией через игры с песком строят в несколько этапов:

Ø 1 этап: ориентировочный – на данном этапе песочных игр дети знакомятся с игрушкой – посредником – ПЕСОЧНОЙ ФЕЕЙ. Это добрая волшебница, которая любит детей. Ей очень хочется поиграть с ними в игры. Она приглашает всех в песочницу, в свою волшебную страну. Через игрушку дети узнают правила поведения в песочнице:

· Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы;

· Нельзя бросать песок в детей или брать его в рот;

· После игры необходимо помочь ПЕСОЧНОЙ ФЕЕ убрать песочницу;

· После игры в песке необходимо помыть руки или воспользоваться влажными салфетками.

Занятия в песочнице начинаются и заканчиваются ритуалом приветствия и прощания с ФЕЕЙ (звучание колокольчика).

Ø 2 этап прикосновений и игр на поверхности песка – на данном этапе ребёнок знакомится с песком и его свойствами. ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ предлагает такие игры: «Здравствуй песок», «Узоры на песке». Пальчиковые игры.

Ø 3 этап игр и упражнений с погружением в песок – предлагаются игры: «Необыкновенные следы», «Песочные прятки», «Кроты», «Секрет».

Игры с песком используются для детей всех возрастных групп:

Ø В младшем дошкольном возрасте используются формочки, совочки, дети играют в традиционные игры с песком;

Ø В среднем дошкольном возрасте задания усложняются, включаются игры на развитие тактильной чувствительности: «Сухое – мокрое», «Твёрдое – мягкое», «Гладкое – шершавое»;

Ø В старшем дошкольном возрасте добавляются игры для подготовки руки к письму, игры с буквами. Дети пишут сначала пальцами, потом палочкой: «Графические диктанты», «Допиши букву», «Слепи букву», «Выложи букву», «Слоговые дорожки».

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность детей. Ошибки на песке исправляются проще, чем на бумаге. Поэтому напряжение и страх у детей исчезают. Они занимаются с удовольствием. Это дает возможность ощущать себя успешными.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

· существенно повышается мотивация ребенка к логопедическим занятиям;

· снижается уровень напряжения и возбудимости;

· совершенствуется мелкая моторика пальцев рук у детей, а, следовательно, развивается речь.

На фоне комплексной логопедической помощи песочная терапия, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка. Альтернативные методы и приёмы помогают организовать интересные и разнообразные занятия.

 

 

Литература

1.  Аромштам, М. Игры на влажном песке / М. Аромштан  // Дошкольное образование. -2006. - № 6. – С. 20-23.

2.  Грабенко, Т.М. Игры с песком или песочная терапия. / Т. Б. Грабенко // Дошкольная редагогика. – 2004. - № 9. – С. 12-14.

3. Грабенко, Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. // Песочная терапия. 1998, СПб. : Институтспециальной педагогики и психологии – 50с.

4. Киселева, М. В. Арт- терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с.

5. Кузуб, Н.В. , Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь, 2011. – 61с.

6. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2006.192с.

7. Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая служба).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл averina_galina_aleksandrovna.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Аверина Галина Александровна – учитель-дефектолог,

МБДОУ «Детский сад №260» г. Новокузнецк

Использование элементов песочной терапии

в коррекционной работе

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

Отечественные физиологи, изучающие деятельность детского мозга, доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Дети с нарушением речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Они не умеют застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, испытывают затруднения на занятиях, у них присутствует моторная неловкость, неточность движений. Изучив  научно – методическую литературу и результаты обследования по выявлению уровня развития мелкой моторики у детей с глазной и речевой патологией мы пришли к выводу, что решение данной проблемы требует участие всех педагогов работающих с этими детьми.

Совместно с врачом – педиатром, офтальмологом, психологом изучив анамнез детей, было установлено, что 60% детей, посещающих детский сад имеют нарушение зрения и речи, и 40% детей также имеют нарушение зрение и речи и диагноз ММД (малая мозговая дисфункция), это дети гиперактивные, неусидчивые, быстро утомляемые. Мы решили, что для работы с такими детьми очень хорошо подходят игры с песком, так как песочные игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью, что даёт возможность стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, корректировать его психику. В песочной игре учитель – логопед и ребёнок легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет построить партнёрские доверительные отношения. Успешно развиваются и интеллектуальные способности ребёнка, ориентировка в пространстве, тактильно – кинестическая чувствительность, фонематический слух, а главное для нас учителей – логопедов – речь и моторика. Игры с песком используем в индивидуальной и подгрупповой работе.

При организации игр руководствуются принципами такими как создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность; учёт индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка; уважение к детскому творчеству, фантазии.

Игры с песком разнообразны:

  • Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; это игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
  • Познавательные игры – дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира;
  • Проективные игры -  открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию.

Работу, по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с глазной и речевой патологией через игры с песком строят в несколько этапов:

  • 1 этап: ориентировочный – на данном этапе песочных игр дети знакомятся с игрушкой – посредником – ПЕСОЧНОЙ ФЕЕЙ. Это добрая волшебница, которая любит детей. Ей очень хочется поиграть с ними в игры. Она приглашает всех в песочницу, в свою волшебную страну. Через игрушку дети узнают правила поведения в песочнице:
  • Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы;
  • Нельзя бросать песок в детей или брать его в рот;
  • После игры необходимо помочь ПЕСОЧНОЙ ФЕЕ убрать песочницу;
  • После игры в песке необходимо помыть руки или воспользоваться влажными салфетками.

Занятия в песочнице начинаются и заканчиваются ритуалом приветствия и прощания с ФЕЕЙ (звучание колокольчика).

  • 2 этап прикосновений и игр на поверхности песка – на данном этапе ребёнок знакомится с песком и его свойствами. ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ предлагает такие игры: «Здравствуй песок», «Узоры на песке». Пальчиковые игры.
  • 3 этап игр и упражнений с погружением в песок – предлагаются игры: «Необыкновенные следы», «Песочные прятки», «Кроты», «Секрет».

Игры с песком используются для детей всех возрастных групп:

  • В младшем дошкольном возрасте используются формочки, совочки, дети играют в традиционные игры с песком;
  • В среднем дошкольном возрасте задания усложняются, включаются игры на развитие тактильной чувствительности: «Сухое – мокрое», «Твёрдое – мягкое», «Гладкое – шершавое»;
  • В старшем дошкольном возрасте добавляются игры для подготовки руки к письму, игры с буквами. Дети пишут сначала пальцами, потом палочкой: «Графические диктанты», «Допиши букву», «Слепи букву», «Выложи букву», «Слоговые дорожки».

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность детей. Ошибки на песке исправляются проще, чем на бумаге. Поэтому напряжение и страх у детей исчезают. Они занимаются с удовольствием. Это дает возможность ощущать себя успешными.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • существенно повышается мотивация ребенка к логопедическим занятиям;
  • снижается уровень напряжения и возбудимости;
  • совершенствуется мелкая моторика пальцев рук у детей, а, следовательно, развивается речь.

На фоне комплексной логопедической помощи песочная терапия, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка. Альтернативные методы и приёмы помогают организовать интересные и разнообразные занятия.

Литература

  1.  Аромштам, М. Игры на влажном песке / М. Аромштан  // Дошкольное образование. -2006. - № 6. – С. 20-23.
  2.  Грабенко, Т.М. Игры с песком или песочная терапия. / Т. Б. Грабенко // Дошкольная редагогика. – 2004. - № 9. – С. 12-14.
  3. Грабенко, Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. // Песочная терапия. 1998, СПб. : Институтспециальной педагогики и психологии – 50с.
  4. Киселева, М. В. Арт- терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с.
  5. Кузуб, Н.В. , Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь, 2011. – 61с.
  6. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2006.192с.
  7. Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая служба).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи. На фоне комплексной логопедической по...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОПФР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Материал полезен педагогам, которые начинают работать в направлении песочной терапии. Предлагаем общие рекомендации по организации "песочного процесса"...

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Данный материал представляет собой описание методов и способов использования песочной терапии в работете учителя-логопеда...

Технологии коррекционной работы с дошкольниками с ТМНР с использованием элементов песочной терапии

В статье представлен опыт коррекционной помощи в условиях дошкольной образовательной организации воспитанникам, имеющим сложную структуру дефекта, в частности педагогические технологии по речевому раз...

Использование элементов песочной терапии в работе логопеда

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Эти методы терапии принадлежат к числу эффекти...

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...