Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе
статья
Аверина Галина Александровна – учитель-дефектолог,
МБДОУ «Детский сад №260» г. Новокузнецк
Использование элементов песочной терапии
в коррекционной работе
Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.
Отечественные физиологи, изучающие деятельность детского мозга, доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Дети с нарушением речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Они не умеют застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, испытывают затруднения на занятиях, у них присутствует моторная неловкость, неточность движений. Изучив научно – методическую литературу и результаты обследования по выявлению уровня развития мелкой моторики у детей с глазной и речевой патологией мы пришли к выводу, что решение данной проблемы требует участие всех педагогов работающих с этими детьми.
Совместно с врачом – педиатром, офтальмологом, психологом изучив анамнез детей, было установлено, что 60% детей, посещающих детский сад имеют нарушение зрения и речи, и 40% детей также имеют нарушение зрение и речи и диагноз ММД (малая мозговая дисфункция), это дети гиперактивные, неусидчивые, быстро утомляемые. Мы решили, что для работы с такими детьми очень хорошо подходят игры с песком, так как песочные игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью, что даёт возможность стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, корректировать его психику. В песочной игре учитель – логопед и ребёнок легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет построить партнёрские доверительные отношения. Успешно развиваются и интеллектуальные способности ребёнка, ориентировка в пространстве, тактильно – кинестическая чувствительность, фонематический слух, а главное для нас учителей – логопедов – речь и моторика. Игры с песком используем в индивидуальной и подгрупповой работе.
При организации игр руководствуются принципами такими как создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность; учёт индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка; уважение к детскому творчеству, фантазии.
Игры с песком разнообразны:
Ø Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; это игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
Ø Познавательные игры – дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира;
Ø Проективные игры - открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию.
Работу, по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с глазной и речевой патологией через игры с песком строят в несколько этапов:
Ø 1 этап: ориентировочный – на данном этапе песочных игр дети знакомятся с игрушкой – посредником – ПЕСОЧНОЙ ФЕЕЙ. Это добрая волшебница, которая любит детей. Ей очень хочется поиграть с ними в игры. Она приглашает всех в песочницу, в свою волшебную страну. Через игрушку дети узнают правила поведения в песочнице:
· Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы;
· Нельзя бросать песок в детей или брать его в рот;
· После игры необходимо помочь ПЕСОЧНОЙ ФЕЕ убрать песочницу;
· После игры в песке необходимо помыть руки или воспользоваться влажными салфетками.
Занятия в песочнице начинаются и заканчиваются ритуалом приветствия и прощания с ФЕЕЙ (звучание колокольчика).
Ø 2 этап прикосновений и игр на поверхности песка – на данном этапе ребёнок знакомится с песком и его свойствами. ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ предлагает такие игры: «Здравствуй песок», «Узоры на песке». Пальчиковые игры.
Ø 3 этап игр и упражнений с погружением в песок – предлагаются игры: «Необыкновенные следы», «Песочные прятки», «Кроты», «Секрет».
Игры с песком используются для детей всех возрастных групп:
Ø В младшем дошкольном возрасте используются формочки, совочки, дети играют в традиционные игры с песком;
Ø В среднем дошкольном возрасте задания усложняются, включаются игры на развитие тактильной чувствительности: «Сухое – мокрое», «Твёрдое – мягкое», «Гладкое – шершавое»;
Ø В старшем дошкольном возрасте добавляются игры для подготовки руки к письму, игры с буквами. Дети пишут сначала пальцами, потом палочкой: «Графические диктанты», «Допиши букву», «Слепи букву», «Выложи букву», «Слоговые дорожки».
Песок позволяет дольше сохранить работоспособность детей. Ошибки на песке исправляются проще, чем на бумаге. Поэтому напряжение и страх у детей исчезают. Они занимаются с удовольствием. Это дает возможность ощущать себя успешными.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
· существенно повышается мотивация ребенка к логопедическим занятиям;
· снижается уровень напряжения и возбудимости;
· совершенствуется мелкая моторика пальцев рук у детей, а, следовательно, развивается речь.
На фоне комплексной логопедической помощи песочная терапия, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка. Альтернативные методы и приёмы помогают организовать интересные и разнообразные занятия.
Литература
1. Аромштам, М. Игры на влажном песке / М. Аромштан // Дошкольное образование. -2006. - № 6. – С. 20-23.
2. Грабенко, Т.М. Игры с песком или песочная терапия. / Т. Б. Грабенко // Дошкольная редагогика. – 2004. - № 9. – С. 12-14.
3. Грабенко, Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. // Песочная терапия. 1998, СПб. : Институтспециальной педагогики и психологии – 50с.
4. Киселева, М. В. Арт- терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с.
5. Кузуб, Н.В. , Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь, 2011. – 61с.
6. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2006.192с.
7. Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая служба).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
averina_galina_aleksandrovna.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Аверина Галина Александровна – учитель-дефектолог,
МБДОУ «Детский сад №260» г. Новокузнецк
Использование элементов песочной терапии
в коррекционной работе
Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.
Отечественные физиологи, изучающие деятельность детского мозга, доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Дети с нарушением речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Они не умеют застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, испытывают затруднения на занятиях, у них присутствует моторная неловкость, неточность движений. Изучив научно – методическую литературу и результаты обследования по выявлению уровня развития мелкой моторики у детей с глазной и речевой патологией мы пришли к выводу, что решение данной проблемы требует участие всех педагогов работающих с этими детьми.
Совместно с врачом – педиатром, офтальмологом, психологом изучив анамнез детей, было установлено, что 60% детей, посещающих детский сад имеют нарушение зрения и речи, и 40% детей также имеют нарушение зрение и речи и диагноз ММД (малая мозговая дисфункция), это дети гиперактивные, неусидчивые, быстро утомляемые. Мы решили, что для работы с такими детьми очень хорошо подходят игры с песком, так как песочные игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью, что даёт возможность стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, корректировать его психику. В песочной игре учитель – логопед и ребёнок легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет построить партнёрские доверительные отношения. Успешно развиваются и интеллектуальные способности ребёнка, ориентировка в пространстве, тактильно – кинестическая чувствительность, фонематический слух, а главное для нас учителей – логопедов – речь и моторика. Игры с песком используем в индивидуальной и подгрупповой работе.
При организации игр руководствуются принципами такими как создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность; учёт индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка; уважение к детскому творчеству, фантазии.
Игры с песком разнообразны:
- Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; это игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
- Познавательные игры – дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира;
- Проективные игры - открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию.
Работу, по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с глазной и речевой патологией через игры с песком строят в несколько этапов:
- 1 этап: ориентировочный – на данном этапе песочных игр дети знакомятся с игрушкой – посредником – ПЕСОЧНОЙ ФЕЕЙ. Это добрая волшебница, которая любит детей. Ей очень хочется поиграть с ними в игры. Она приглашает всех в песочницу, в свою волшебную страну. Через игрушку дети узнают правила поведения в песочнице:
- Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы;
- Нельзя бросать песок в детей или брать его в рот;
- После игры необходимо помочь ПЕСОЧНОЙ ФЕЕ убрать песочницу;
- После игры в песке необходимо помыть руки или воспользоваться влажными салфетками.
Занятия в песочнице начинаются и заканчиваются ритуалом приветствия и прощания с ФЕЕЙ (звучание колокольчика).
- 2 этап прикосновений и игр на поверхности песка – на данном этапе ребёнок знакомится с песком и его свойствами. ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ предлагает такие игры: «Здравствуй песок», «Узоры на песке». Пальчиковые игры.
- 3 этап игр и упражнений с погружением в песок – предлагаются игры: «Необыкновенные следы», «Песочные прятки», «Кроты», «Секрет».
Игры с песком используются для детей всех возрастных групп:
- В младшем дошкольном возрасте используются формочки, совочки, дети играют в традиционные игры с песком;
- В среднем дошкольном возрасте задания усложняются, включаются игры на развитие тактильной чувствительности: «Сухое – мокрое», «Твёрдое – мягкое», «Гладкое – шершавое»;
- В старшем дошкольном возрасте добавляются игры для подготовки руки к письму, игры с буквами. Дети пишут сначала пальцами, потом палочкой: «Графические диктанты», «Допиши букву», «Слепи букву», «Выложи букву», «Слоговые дорожки».
Песок позволяет дольше сохранить работоспособность детей. Ошибки на песке исправляются проще, чем на бумаге. Поэтому напряжение и страх у детей исчезают. Они занимаются с удовольствием. Это дает возможность ощущать себя успешными.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- существенно повышается мотивация ребенка к логопедическим занятиям;
- снижается уровень напряжения и возбудимости;
- совершенствуется мелкая моторика пальцев рук у детей, а, следовательно, развивается речь.
На фоне комплексной логопедической помощи песочная терапия, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка. Альтернативные методы и приёмы помогают организовать интересные и разнообразные занятия.
Литература
- Аромштам, М. Игры на влажном песке / М. Аромштан // Дошкольное образование. -2006. - № 6. – С. 20-23.
- Грабенко, Т.М. Игры с песком или песочная терапия. / Т. Б. Грабенко // Дошкольная редагогика. – 2004. - № 9. – С. 12-14.
- Грабенко, Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. // Песочная терапия. 1998, СПб. : Институтспециальной педагогики и психологии – 50с.
- Киселева, М. В. Арт- терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с.
- Кузуб, Н.В. , Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь, 2011. – 61с.
- Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2006.192с.
- Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая служба).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической по...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОПФР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Материал полезен педагогам, которые начинают работать в направлении песочной терапии. Предлагаем общие рекомендации по организации "песочного процесса"...
Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда
Данный материал представляет собой описание методов и способов использования песочной терапии в работете учителя-логопеда...
Технологии коррекционной работы с дошкольниками с ТМНР с использованием элементов песочной терапии
В статье представлен опыт коррекционной помощи в условиях дошкольной образовательной организации воспитанникам, имеющим сложную структуру дефекта, в частности педагогические технологии по речевому раз...
консультация для родителей: "Использование элементов песочной терапии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью"
консультация для родителей...
Использование элементов песочной терапии в работе логопеда
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Эти методы терапии принадлежат к числу эффекти...
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...