Деятельность учителя-логопеда в системе инклюзивного образования
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_deyatelnost_uchitelya-logopeda_v_sisteme_inklyuzivnogo_obrazovaniya.ppt | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с особыми образовательными потребностями Это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении
Основные категории детей: Способные и одарённые дети. Нормативно – развивающиеся дети. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2, ФЗ 29.12.12 No273 «Об образовании в Российской Федерации»)
В настоящее время основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации » №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ОВЗ и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ОВЗ, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ: - инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
СТАТИСТИКА В России 4,5% детей с ОВЗ: -детей-инвалидов -580 тысяч, -детей с ОВЗ -751 тысяча. Увеличение числа новорожденных весом менее 2 ,5кг. Патология новорожденных: - с физиологической незрелостью– 74% , - с неврологической симптоматикой– до 86. Абсолютно здоровыми можно считать: - неболее10%детей дошкольного возраста; - 4% детей подросткового возраста
Включающее образование базируется на восьми принципах: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Специфика проекта СФГОС включает неоднородную группу детей с нарушениями развития, ст.79 ФЗ «Об образовании»:
Важно: представленная последовательность действий специалистов ОО возможна при наличии у ребенка, поступающего в образовательную организацию, статуса «ребенок-инвалид» и рекомендаций ИПР и/или статуса «ребенок с ОВЗ» и рекомендаций врачебной комиссии и ПМПК по организации для него специальных образовательных условий. При отсутствии данных рекомендаций первым шагом администрации и специалистов будет выявление ребенка с ОВЗ и проведение работы с родителями такого обучающегося с целью направления его на ПМПК . При условии несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое сопровождение, такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
Логопедическая помощь— это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения .
Специфика профессиональной деятельности учителя логопеда в инклюзивном образовании: Учитель-логопед – специалист в области дефектологии. Логопед – коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых. В инклюзивной практике это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель деятельности – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы
Профессиональные задачи логопеда:
Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза). Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития. 4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла).
5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала. 6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.
7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей. 8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
На основе диагностики логопеда вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
Сопровождение ребенка учителем – логопедом Диагностическое определение уровня речевого ребенка; анализ полученных результатов. Коррекционно – развивающее личностно – ориентированный подход; принципы системности; учет структуры дефекта. Аналитическое выделение положительных и отрицательных сторон деятельности; отслеживание динамики развития ребенка.
Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. (фонематические процессы, лексика, грамматика, связное высказывание).
В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменяет свои целевые методические установки. В связи с этим использоваться модульное планирование. Например, планирование коррекционно – развивающего обучения с ОНР – III уровня, системного недоразвития речи состоит из трех модулей: формирование фонематической стороны речи, развитие навыков звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматических представлений; развитие связной речи.
Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником включаем программный материал Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка .
Добиться результатов в логопедической работе позволяют: тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям; оптимальное распределение времени на каждый этап занятия; компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала; использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия; использование компьютерных технологий.
7.Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся используются различные педагогические технологии.
Педагогические технологии: Образовательная технология Способы реализации Диалоговое обучение Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы . ИКТ Использование ИКТ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.
Педагогические технологии: Образовательная технология Способы реализации Опережающее обучение Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Здоровьесберегающие технологии Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие
Поскольку дети с ОВЗ овладевают грамотой значительно труднее, чем сверстники, учителю-логопеду необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь. Необходимо повышение активности ученика в процессе обучения. Это объясняется тем, что только активное усвоение знаний оказывается достаточно эффективным . Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.
Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. В полной мере это относится и к работе учителя-логопеда.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. Значит, повышение уровня активности учебной деятельности детей с ОВЗ будет способствовать более эффективному протеканию процесса коррекционного обучения в ходе логопедического занятия.
Методы обучения работе учителя-логопеда с учащимися, имеющими ОВЗ: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения: использование сигнальных карточек при выполнении заданий; использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.; восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами;
использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях; использование презентаций и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия; использование картинного материала; рефлексия.
Организация и содержание деятельности школьного психололго-медико- педагогического консилиума
1.Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Письмом Минобразования России от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». 3.Уставом образовательной организации. 4.Положением о ПМПк образовательной организации; 5.Договором между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся. 6.Договором между ПМПК и ПМПк
ПРИМЕРНЫЙ ПРИКАЗ О СОЗДАНИИ ПМПК В целях обеспечения эффективной работы с детьми, нуждающимся в комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи, на основании письма Минобразования России от 27.03.2000 г. № 2/901- 6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». Приказываю: Создать психолого-медико-педагогический консилиум в составе: __________________________________________________________________________________ (перечень сотрудников консилиума с указанием специальности) Назначить председателем ПМПк ______________________________________________________ (Ф.И.О. председателя с указанием специальности) Председателю психолого-медико-педагогического консилиума вменить в обязанности организацию работы консилиума в соответствии с Положением о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума. План и график работы ПМПк утвердить (прилагается). Производить оплату работы в составе консилиума за счёт ________________________________ Специалистам вести учетную документацию психолого-медико-педагогического консилиума в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой. Директор ОУ Цель ПМПк Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исходя из реальных возможностей образовательной организации в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
Цель ПМПк Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исходя из реальных возможностей образовательной организации в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПМПК: Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии. Выявление резервных возможностей развития обучающихся. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи. Профилактика перегрузок и срывов обучающихся. Подготовка и ведение документации, отражающей уровень развития обучающихся, динамику их состояния, уровень успешности. Организация взаимодействия между педагогическим составом образовательной организации и специалистами, участвующими в деятельности ПМПк
СОСТАВ ПМПК заместитель руководителя образовательной организации по УВР; учитель учитель-дефектолог учитель-логопед педагог-психолог социальный педагог воспитатель врач-педиатр (невропатолог, психиатр) медицинская сестра.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом и составляется коллегиальное заключение ПМПк
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПРИ НАПРАВЛЕНИИ РЕБЁНКА НА ПМПК. Направление на ПМПК. Свидетельство о рождении (паспорт) ребёнка. Заключение психиатра. Предыдущее заключение ЦПМПК (при повторном осмотре). Амбулаторная медицинская карта ребёнка из поликлиники с данными осмотров узких специалистов: хирурга, окулиста, невролога, лор-врача, сурдолога (при оформлении в школу детей с патологией органов речи и слуха окулиста, невролога, лор-врача, сурдолога). Документ, подтверждающий инвалидность (если таковая имеется). Страховой медицинский полис (название, номер). Психолого – педагогическая характеристика. Табель успеваемости, тетради с контрольными работами по русскому языку и математике, рисунки .
ДОГОВОР МЕЖДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (В ЛИЦЕ РУКОВОДИТЕЛЯ) И РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О ЕГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ И СОПРОВОЖДЕНИИ. Руководитель образовательной организации ________________________________ (ФИО) Подпись _______________________ М.П. Информирует родителей (законных представителей) обучающегося об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк Родители (законные представители) обучающегося _________________________________ (указать ФИО ребёнка , родителей (законных представителей) Подпись _________________________ Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк
Документация ПМПк Положение о ПМПк образовательной организации Годовой план и график плановых заседаний ПМПк Список специалистов консилиума Журнал записи обучающихся на ПМПк Журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк Карты (папки) развития обучающихся Журнал регистрации архива ПМПк Архив ПМПк.
ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК Специалисты обязаны: • руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами; • сохранять конфиденциальность сведений, неадекватное использование которых может нанести ущерб здоровью, психологическому состоянию ребенку и его семье; • систематически вносить в карту развития обучающихся сведения об изменениях в состоянии развития в процессе реализации рекомендаций; • защищать интересы детей и их родителей (законных представителей); • предоставлять необходимые документы на ПМПК.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК • данные по обеспеченности школьного Консилиума специалистами; • количество детей, прошедших консилиум за отчетный период; • основные выявленные проблемы детей; • основные рекомендации специалистов; • сведения о направлении детей в другие инстанции; • анализ трудностей, встречающихся в деятельности консилиума.
Характеристика На обучающегося …класса Ф.И.О., дата рождения, адрес. Характеристика семьи: Ф.И.О. родителей, их место работы; состав семьи, условия проживания, выполнение родительских обязанностей. История обучения ребёнка: регулярность и длительность посещения ОУ (занятия со специалистами – логопед, психолог, дефектолог); по какой программе идет обучение, было ли дублирование. Особенности познавательной деятельности: развитие внимания, памяти (запоминание, сохранение), мышления (умение устанавливать смысловые связи, видеть главное, самостоятельно обобщать классифицировать, сравнивать предметы и явления, делать выводы), запас общих знаний и представлений о себе и окружающем мире. Объём учебных действий в соответствии с требованиями программы: математика, русский язык, чтение. Интересы ребёнка в школе и вне её. Общение со сверстниками и взрослыми. Развитие эмоционально-волевой сферы. Дата: Директор школы: Учитель:
Медицинское представление Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________ Дата рождения ________________________________________________________________________ ОУ ____________________Класс _________________________________________________________ Краткий анамнез ____________________________________________________________________ Перенесенные заболевания_____________________________________________________________ Обследование педиатра (подросткового врача)____________________________________________ Обследование психиатра ______________________________________________________________ * Состоит на учете у специалистов: ревматолога ___________________________________________________________________________ невропатолога __________________________________________________________________________ отоларинголога __________________________________________________________________________ офтальмолога ___________________________________________________________________________ нефролога ______________________________________________________________________________ гастроэнтеролога_________________________________________________________________________ ортопеда _______________________________________________________________________________ ортодонта _______________________________________________________________________________ аллерголога _____________________________________________________________________________ эндокринолога ___________________________________________________________________________ Основное заболевание ___________________________________________________________________ Группа здоровья _________________________________________________________________________ Рекомендации __________________________________________________________________________ М.П
Педагогическое представление Фамилия, имя ребенка______________________________ Дата рождения________________ ОУ _____________ ____________________ Класс ___________________________________ Общие сведения о ребенке ________________________________________________________ Сфера нарушения адаптации: сложности обучения______________________________________________________________ трудности усвоения норм поведения _______________________________________________ эффективность контактов ________________________________________________________ позиция учащегося в коллективе ____________________________________________________ Обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации _________________________ Сформированность учебных навыков: математика ____________________________________________________________________ русский язык____________________________________________________________________ чтение (литература)_______________________________________________________________ Трудности, возникающие в процессе учебной деятельности: — при устных и письменных ответах на уроке ______________________________________ — в процессе усвоения нового или повторения изученного материала __________________ — при подготовке домашних заданий _______________________________________________ — причины возникающих трудностей _______________________________________________ Успеваемость по основным предметам: Математика _______________ русский язык ___________ чтение (литература)_____________ Характеристика эмоционального состояния в учебной ситуации ________________________ Заключение ____________________________________________________________________ Рекомендации по обучению ______________________________________________________ Дата _______________________________ Подпись педагога ___________________________
Педагогическое Дефектологическое представление Фамилия, имя ребенка ______________________________________________________________________ Дата рождения _____________________________________ ОУ___________________ класс________________________________________________________________________________________________________________ Эмоциональное реагирование в ситуации обследования ____________________________________________________________________________________________ Развитие общей и мелкой моторики _____________________________________________________________________________________________________________ Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно _________________________________________________________________________ Обучаемость - восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь)________________________________________________________ Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций ____________________________________________________________________ Темп работы _________________________________________________________________________________________________________________________________ Работоспособность ___________________________________________________________________________________________________________________________ Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентация __________________________________________________________________________________________ Сформированность пространственно-временных __________________________________________________________________________________________________ Особенности восприятия ______________________________________________________________________________________________________________________ Особенности внимания ________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности памяти __________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности мышления _______________________________________________________________________________________________________________________ Особенности конструктивной деятельности ______________________________________________________________________________________________________ Общая характеристика речевого развития ________________________________________________________________________________________________________ Сформированность учебных навыков: Математика: сформированность понятий числа, числовой последовательности ____________________________________________________________________________________ вычислительный навык ________________________________________________________________________________________________________________________ навык решения задач__________________________________________________________________________________________________________________________ характерные ошибки __________________________________________________________________________________________________________________________ Русский язык: навык каллиграфического письма _______________________________________________________________________________________________________________ навык орфографического письма под диктовку ___________________________________________________________________________________________________ списывание текста____________________________________________________________________________________________________________________________ выполнение грамматических заданий ___________________________________________________________________________________________________________ характерные ошибки _________________________________________________________________________________________________________________________ Чтение: темп чтения _________________________________________________________________________________________________________________________________ способ чтения________________________________________________________________________________________________________________________________ понимание прочитанного______________________________________________________________________________________________________________________ навыки работы с текстом ______________________________________________________________________________________________________________________ характерные ошибки __________________________________________________________________________________________________________________________ Общая характеристика учебной деятельности _____________________________________________________________________________________________________ Заключение _________________________________________________________________________________________________________________________________ Планируемые мероприятия специалиста _________________________________________________________________________________________________________ Дата обследования ______________________________________________________ Подпись специалиста ______________________________
Психологическое представление Фамилия, имя ребенка ______________________________________________ Дата рождения ________ ОУ___________________ Класс____________________________________________________________ Жалобы родителей _______________________________________________________________________ Жалобы педагогов _______________________________________________________________________ Сведения о семье ________________________________________________________________________ Особенности поведения, общения, привычки _________________________________________________ Сформированность социально-бытовой ориентировки _________________________________________ Ведущая рука ____________, нога _______________, ухо ____________, глаз ______________________ Характеристики деятельности: Мотивация ______________________________________________________________________________ Критичность _____________________________________________________________________________ Работоспособность ________________________________________________________________________ Темп деятельности ________________________________________________________________________ Особенности внимания _____________________________________________________________________ Особенности памяти _______________________________________________________________________ Характеристика интеллектуального развития ___________________________________________________ Сформированность представлений о пространственных и временных отношениях ___________________ Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка _____________________ Характерные ошибки: при письме _________________________________________________________________________________ при чтении _________________________________________________________________________________ при счёте ___________________________________________________________________________________ Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности __________________________________ Заключение _________________________________________________________________________________ Рекомендации _______________________________________________________________________________ Дата обследования _________________________ Подпись специалиста _______________________________
Логопедическое представление Фамилия, имя ребенка __________________________________ Дата рождения ___________ ОУ_________________________________________________Класс______________________ Краткий анамнез раннего речевого развития _________________________________________ Речевая среда и социальные условия _______________________________________________ Общая и мелкая моторика_________________________________________________________ Артикуляционный аппарат ________________________________________________________ Устная речь: общее звучание речи _____________________________________________________________ понимание речи__________________________________________________________________ активный словарь________________________________________________________________ грамматический строй речи ________________________________________________________ слоговая структура речи __________________________________________________________ звукопроизношение ______________________________________________________________ фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез _________________________________ связная речь _____________________________________________________________________ темп и плавность речи ____________________________________________________________ Письменная речь: чтение _________________________________________________________________________ письмо _________________________________________________________________________ Заключение _____________________________________________________________________ Рекомендации ____________________________________________________________________ Дата ____________________________ Подпись специалиста __________________________
Представление социального педагога Фамилия, имя ребенка _______________________________ Дата рождения ________________ ОУ_______________________________________________ Класс _______________________ Характеристика семьи ____________________________________________________________ 1) Тип семьи______________________________________________________________________ 2) Характер взаимоотношений родителей с ребенком ___________________________________ 3) Характер взаимоотношений родителей со школой ___________________________________ Отношение ребенка к учебной деятельности ___________________________________________ — мотивы учения __________________________________________________________________ Трудности, испытываемые ребенком в школе _________________________________________ Положение в классном коллективе: — позиция обучающегося _____________________________________________________________ — стиль общения с окружающими ___________________________________________________ Самооценка ребенка ________________________________________________________________ Направленность интересов _________________________________________________________ Социальный опыт ребенка ___________________________________________________________ В случае конфликтной ситуации в семье: — причина возникновения конфликта _________________________________________________ — что, по мнению родителей, могло бы предотвратить конфликт __________________________ В случае конфликтной ситуации в школе: — причина возникновения конфликта _________________________________________________
Заключение психолого-медико-педагогического консилиума Дата ______________ Фамилия Имя________________________________________________________________________ Дата рождения _____________________________Класс_____________________________________ Адрес __________________________________________телефон_____________________________ ФИО родителей _____________________________________________________________________ Кем направлен на ПМПк _____________________________________________________________ Причина обращения __________________________________________________________________ Заключение _________________________________________________________________________ Рекомендации _______________________________________________________________________ Приложение: 1. Медицинское представление. Специалист_______________________ Дата____________________ 2. Педагогическое заключение. Педагог ___________________________Дата___________________ 3. Дефектологическое представление. Специалист _________________ Дата ___________________ 4. Психологическое заключение. Специалист _____________________ Дата____________________ 5. Логопедическое заключение. Специалист_______________________ Дата ___________________ 6. Заключение социального педагога. Специалист __________________Дата __________________ Другие документы, представленные на консилиум _______________________________________ Председатель ПМПк ________________________________________________________________ Члены ПМПк: (специальность, подпись) ________________________________________________ М.П.
№ Программы обучения Код для заключений Комиссий Количество детей 1 Алаптированная образовательная программа АОП ДО 19 2 Основная образовательная программа ОО 77 3 АООП НОО для глухих обучающихся 1.1, 1.2,1.3,1.4 0 4 АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 2.1, 2.2,2.3 4 5 АООП НОО для слепых обучающихся 3.1,3.2,3.3,3.4 4 6 АООП НОО для слабовидящих обучающихся 4.1,4.2,4,3 4 7 АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 5.1,5.2 1 8 АООП НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектора 8.1,8.2,8.3,8.4 3 9 АООП НОО для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) в СКОУ Пр №1599,вар 1 Пр №1599,вар 2 Пр №1599,вар 1 Пр №1599,вар 2 18 54 10 СПО,НПО АОП 2 Решения ЦМПК РК по определению образовательного маршрута детей, прошедших обследование за 2016-2017 г.г. (программа обучения)
Организация обучения по категориям Категория детей с ОВЗ Варианты ФГОС для детей с ОВЗ Глухие дети A, B, C, D Слабослышащие дети A, B, C Слепые дети A, B, C, D Слабовидящие дети A, B, C Дети с речевыми нарушениями A, B, C Дети с двигательными нарушениями A, B, C, D Дети с задержкой психического развития A, B, C Умственно отсталые дети C, D Дети с расстройствами аутистического спектра A, B, C, D
Типичные для ребенка проблемные зоны , препятствующие освоению образовательной программы, его развитию и социализации: а) особенности речи; б) внимание, темп деятельности, утомляемость; в) особенности обработки сенсорной информации; г) особенности моторного развития и графических навыков; д) особенности формирования универсальных/базовых учебных действий (УУД/БУД); е) трудности формирования академических навыков в рамках учебного предмета; ж) другие особенности обучающегося.
Демонстрация ролика Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья иииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии 012 г. № 27 Статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Вводится в действие с 01.09.2016. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа 2015 года, регистрационный номер 38528 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия
продолжение 4.12. В учебных помещениях для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также при использовании обучающимися средств, обеспечивающих их передвижение, расстояние между рядами парт (столов, конторок) может быть увеличено. 4.13. Для обучающихся с нарушениями слуха допускается расстановка парт и столов полукругом вокруг стола педагога при стационарном их закреплении для установки звукоусиливающей аппаратуры, увеличение расстояния между столами и партами в каждом ряду, в связи с необходимостью индивидуальных занятий во время урока. 4.14. Для слепых и слабовидящих обучающихся парты (столы), независимо от их размера, устанавливаются ближе к преподавателю и классной доске. 4.15. Парты и столы обучающихся, страдающих светобоязнью, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза обучающихся. 4.20. Набор помещений для коррекционной работы определяется категорией обучающихся с ОВЗ, перечнем и объемом оказываемой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. 4.21. Набор медицинских помещений определяется профилем общеобразовательной организации для обучающихся с ОВЗ, перечнем и объемом оказываемых медицинских услуг. Помещения медицинского назначения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (8).
Рейтинг часто задаваемых вопросов: 1. Индивидуальное обучение на дому – ПМПК не прописывает данную форму обучения. Врачебная контрольная комиссия - ВКК 2 . Повторное обучение – ЦПМПК не решает данный вопрос Образовательная организация 4. Если ребенок не усваивает ООП значит он должен обучаться в СКОУ - ЦПМПК не прописывает конкретное учреждение, ЦПМПК определяет образовательный маршрут Выбор ОО делают родители ребенка на основании реком-го маршрута 5. Ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития не обучаем (апрельский учет) – необучаемых детей нет . Обучение по АООП (вариант 4) или АООП УО(ин) (вариант 2) 3 . Можно ли направить на ЦПМПК ребенка, который не усваивает ООП – только с согласия родителей, которые сами записывают ребенка на обследование ОО направляет соответствующие документы, подтверждающие данный факт
Рейтинг часто задаваемых вопросов: Что же тогда? Если направляет ОО – представитель от школы нужен для объективного оценивания 6. Должен ли учитель сопровождать ребенка на ЦПМПК – не должен , НО 7. Кто должен разрабатывать АООП ПМПк ОО 8. Если у ребенка есть диагноз (изучайте мед.карту ребенка) нужно ли ему проходить ЦПМПК – ЦПМПК не ставит и не снимает диагнозы , ЦПМПК определяет образовательный маршрут и специальные условия необходимые для ребенка если родители согласны и если есть необходимость в определении образовательного маршрута
Спасибо за внимание ! !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для учителей-логопедов : «Тенденции модернизации системы образования в организации деятельности логопункта и ПМПк в ДОУ»
Презентация опыта для учителей-логопедов : «Тенденции модернизации системы образования в организации деятельности логопункта и ПМПк в ДОУ»...
Модель системы инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ
Практические рекомендации для педагогов ДОУ, работающих с детьми с ОВЗ...
Методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования
У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается незрелость мотивации к учебной деятельности. И то, что все занятия проходят в игровой форме, зачастую не дают тот результат...
специфика деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в инклюзивной (комбинированной) группе
особенности работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе инклюзивной...
Специфика работы учителя – логопеда в условиях дошкольного инклюзивного образования.
Происходящие изменения в области образования никого не оставляют равнодушными. Одно из таких изменений – политика инклюзивного образования, которая означает совместное обучение и воспитание дете...
Деятельность учителя-логопеда в системе комплексного сопровождения младших школьников с нарушениями речи в рамках ППк.
Этапы логопедического обследования....
Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого-педагогического консилиума
Функциональные обязанности логопеда ППк-Проводит диагностику детей с целью выявления речевых нарушений и определения уровня речевого развития.-Определяет направления работы по коррекции речевых наруше...