специфика деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в инклюзивной (комбинированной) группе
материал по коррекционной педагогике

Болматова Елена Викторовна

особенности работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе инклюзивной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_raboty_uchitelya.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика деятельности учителя-дефектолога и  учителя – логопеда в инклюзивной (комбинированной) группе

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников.

Принятие и реализация инклюзивного образования, как возможности включения всех детей в образовательный процесс, несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью [2].

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира. Инклюзивное образование – это  включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (обычно развивающихся  и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход.

Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован следующими специалистами (М.С. Артемьева, Е.А. Екжанова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шматко и др.).

Большинство дошкольников  с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Поэтому основными специалистами в инклюзивной (комбинированной) группе считаются: учитель-логопед, учитель-дефектолог и педагог-психолог.

Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель-логопед, реализующий сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

Учитель-дефектолог – специалист в области дефектологии. Дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) – специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Дефектолог (в узком понимании этого термина) – коррекционный педагог.

Цель деятельности – обеспечить наиболее успешное усвоение академической составляющей образовательной программы, способствовать познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, развивать жизненные компетенции ребенка с ОВЗ, тем самым повышая возможности его успешного включения в жизнь общества.

Основная деятельность  работы учителя-дефектолога в учреждении направлена на детей с различными нарушениями в развитии и представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, педагогам, администрации в форме рекомендаций.

В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду и учителю-дефектологу. Это касается всех направлений деятельности специалистов: дифференциальной диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-педагогической работы, работы с родителями детей с различной патологией, профилактических мероприятий.

Контингент воспитанников различен и поэтому, чтобы заинтересовать детей,  нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Наиболее эффективными можно считать следующие технологии:

Игрового обучения - основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер.

Диалогового обучения - способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Опережающего обучения - предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Информационно - компьютерного обучения - использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Здоровьесберегающие технологии - для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие, дыхательные упражнение, подвижные игры.

В нашем детском саду №17 в инклюзивной группе чаще используются технологии игрового обучения, ИКТ – технологии и здоровьесберегающие, так как контингент детей разнообразен. В группе один ребенок с синдромом Дауна, один – с легкой умственной отсталостью, один – ребенок с ОНР, один – с ЗПР, пять детей – с РАС.

Исходя из различных диагнозов у детей, работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей: в первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными детьми, должен путем тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

В качестве основных  принципов работы учителя-дефектолога в инклюзивной группе следует выделить следующие:

1) Использование комплексного подхода к диагностике, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.

2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Поражения центральной нервной системы приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе по преодолению трудностей воспитанников. В коррекционной работе дефектолога выделяются приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния. По этому основанию происходит комплектование групп воспитанников для проведения индивидуальных занятий.

3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание занятий строится в рамках ведущей деятельности дошкольного возраста, на материале, соответствующем требованиям образовательной программы. Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения воспитанником, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях используются различные виды помощи – от минимальной до максимальной.

4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексной диагностики (психолога, дефектолога, логопеда) выявляются воспитанники, нуждающиеся в помощи специалистов, в том числе учителя-дефектолога. В случаях, когда ребенок нуждается в помощи двух и более специалистов, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, рекомендации педагогу и родителям.

5) Организация динамического наблюдения за развитием воспитанника, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития, выявляются дети, не подлежащие обучению в системе КРО.

6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Сопоставление реальных достижений ребенка с развитием познавательной сферы позволяет корригировать коррекционные программы, намечать «обходные пути» (по терминологии Л.С. Выготского) в обучении, варьировать приемы работы педагога, выбирать адекватные формы обучения в каждом отдельном случае.

Основные направления деятельности учителя-дефектолога и учителя – логопеда в ДОУ:

1.диагностическое

2.коррекционно-развивающее

3.аналитическое

4.профилактическое

5.консультативно-просветительское

6.организационно-методическое

Диагностическое направление работы учителя-логопеда  и учителя-дефектолога включает в себя углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого, интеллектуального развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование, а дефектолог обследование когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы,  в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и первые две недели в конце учебного года (с 15 по 31 мая). Результаты логопедического обследования учитель-логопед  и учитель-дефектолог представляет на  медико-психолого-педагогическом консилиуме детского сада. Первичное логопедическое и дефектологическое  обследование позволяет судить об уровне речевого  и соответственно интеллектуального развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционной  работы с детьми с ОВЗ. В процессе осуществления коррекционной (логопедической и дефектологической) помощи ребенку предусматривается промежуточное обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-педагогического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах в  развитии ребенка. Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное  обследование, охватывающее все компоненты речевой  и интеллектуальной системы.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты:

- выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений речи логопедом и занятия по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы дефектологом, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

В детском саду №17 учитель-логопед проводит занятия по подготовке детей к обучению грамоте и развитие речи, а также индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков. Учитель-дефектолог проводит ознакомление с окружающим, математические игры, развитие речи, тренинги по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы, а также индивидуальные занятия проводятся каждый день.

Аналитическая деятельность и профилактика:

1)системный анализ личностного и познавательного (дефектолог) и речевого (логопед) развития ребенка, позволяющий выявить отдельные проявления нарушений психического и речевого развития, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

2)создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

3)обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения и воспитания. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

4)профилактирование перегрузок воспитанников.

Необходимость выделения аналитического направления в деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка. Этого можно достичь за счёт организации отслеживания динамики развития каждого воспитанника  и, как следствие, анализа эффективности программ коррекционной работы, адаптированных рабочих программ и индивидуальных  планов.

Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых и психических нарушений, создании условий для их полноценного речевого  и познавательного развития на каждом уровне общего образования.

Консультативно-просветительское направление работы включает:

• индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого, психического развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей), задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза речи, познавательной сферы,  проявлений нарушений речевой и когнитивной системы, подбора простейших приемов коррекционной работы по смягчению дефектов у детей;

• консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой  и интеллектуальной развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед  и учитель-дефектолог консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.

В нашем детском саду проводились семинары, мастер-классы для педагогов по  организации и проведению занятий, особенностях развития детей с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда и учителя - дефектолога заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) специалисты  оформляют следующие документы:  перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения, логопед  оформляет речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, а дефектолог на каждого ребенка карту дефектологического обследования.

Учитель-логопед  и учитель-дефектолог принимают участие в методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняют логопедический  и дефектологический кабинет новинками методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику, специалисты постоянно совершенствуют свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми интеллектуальными и речевыми нарушениями) на базе общеобразовательной организации, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

Каждое направление деятельности  включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых и психических  расстройств у детей с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к работе их родителей. Учитель-логопед и учитель-дефектолог в своей работе с семьями детей с ОВЗ, помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляет анкетирование родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию и на основе этого проводит просветительскую работу по формированию адекватного понимания инвалидности, развитию навыков толерантности. Формами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер-классы и семинары. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает также издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов. Родители могут принимать участие в групповых, и, в отдельных случаях, индивидуальных занятиях, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка [1].

В нашем детском саду проводятся открытые индивидуальные и подгрупповые занятия для родителей, консультации по всем вопросам, семинары, круглые столы, беседы, где родители могут не только посмотреть со стороны как все происходит, но и поучаствовать в процессе.

Добиться высоких результатов в коррекционной работе позволяют:

тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

компетентная, научно-обоснованная подача  материала;

использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

использование компьютерных технологий и технических средств обучения

Таким образом, создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии, которая является одним из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека.

Литература

1. Бородин М. В. Особенности образовательного пространства в инклюзивном детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/stati/inclusive-kindergarten/

2. Инклюзивное образование - Выпуск 4 - Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. - Москва Центр «Школьная книга» 2010

3. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40). – С. 15-26

4. Прочухаева М. М., Панкратова М. В. На пути от интеграции к инклюзии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/stati/integration_or_inclusion/

5. Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9339&catalogid=18

6.Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О. Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР

Пояснительная записка У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движени...

Конспект интегрированной подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога для детей с ОВЗ подготовительной группы с использованием элементов кинезиологии и дыхательных упражнений (по А. Н. Стрельниковой) по теме: «Такая ра

Нарушение речи зачастую является причиной школьной неуспеваемости. Использование в процессе занятий элементов кинезиологии и других здоровьесберегающих технологий способствует развитию речи, внимания,...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в старшей группе детского сада. Тема: Звук и буква Ш.

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в старшей группе детского сада....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...