Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого-педагогического консилиума
статья
Функциональные обязанности логопеда ППк
-Проводит диагностику детей с целью выявления речевых нарушений и определения уровня речевого развития.
-Определяет направления работы по коррекции речевых нарушений.
-Принимает участие в обсуждении с другими специалистами ППк, педагогами общеобразовательного учреждения результатов обследования детей, с целью определения их образовательного маршрута.
-Оказывает консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) и педагогам по профилактике речевых нарушений у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого-педагогического консилиума
Функциональные обязанности логопеда ППк
-Проводит диагностику детей с целью выявления речевых нарушений и определения уровня речевого развития.
-Определяет направления работы по коррекции речевых нарушений.
-Принимает участие в обсуждении с другими специалистами ППк, педагогами общеобразовательного учреждения результатов обследования детей, с целью определения их образовательного маршрута.
-Оказывает консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) и педагогам по профилактике речевых нарушений у детей.
В системе комплексного обследования детей в работе ППк одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребёнка.
Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребёнка.
Эффективность логопедического обследования во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития. В последнее время в печати появилось большое количество пособий, посвященных обследованию речи детей дошкольного и школьного возраста. В основу, которых положены разработки ведущих отечественных специалистов в области логопедии Чиркиной, Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Т.А. Фотековой, Нищевой и др.
Этапы логопедического обследования:
- ориентировочный
- диагностический
- аналитический
- прогностический
- информационный
1.Ориентировочный этап обследования
На этом этапе решается ряд задач:
- сбор анамнестических данных;
- выяснение запроса родителей;
- выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов.
Виды деятельности:
- изучение заключения ПМПК, медицинской и педагогической документации;
- беседа с родителями.
Основным документом для начала работы с ребенком с ОВЗ является документ, подтверждающий данный статус: заключение ТПМПК, в котором прописаны – форма получения образования, образовательная программа, формы и методы психолого-педагогической помощи, специальные условия для получения образования, организация ПМП помощи (специалисты). Именно на основе этого заключения и строится дальнейшая коррекционная работа с ребенком.
К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невролога, психоневролога, отоларинголога и др. По ходу изучения медицинской документации составляется представление о возможной причине речевого нарушения.
К педагогической документации относятся характеристики педагогов. В ходе изучения педагогической документации составляется представление о тех проблемах, которые испытывает ребенок, особенностях его обучения, индивидуально типологических особенностях.
Таким образом, документация способствует не только установлению прямых сведений о состоянии здоровья и освоении социально-образовательных навыков ребенка, но и предоставляет массу косвенной информации, на основе которой выстраивается беседа с родителями ребенка.
В процессе беседы с родителями выявляется исключительно ценная информация о личности ребенка, о стиле его взаимоотношений с окружающими, его интересах, характере, о возможных причинах появления дефекта.
Понимание личности ребенка и его социального окружения принципиально важно для адекватной организации следующих этапов обследования.
2.Диагностический этап
Содержанием диагностического этапа является проведение процедуры обследования речи ребенка. Это этап взаимодействия логопеда и ребенка, направленного на выяснение следующих фактов к моменту обследования:
- Какие языковые средства сформированы?
- Какие языковые средства не сформированы?
- Характер несформированности языковых средств.
Естественно, что характер дидактического материала будет зависеть:
- от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);
- уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);
- уровня психического развития ребенка;
- уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен, но не заучен ребенком).
Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности проходит дифференцированно.
Основные направления обследования речи детей дошкольного возраста
- Обследование диалогической связной речи и коммуникативных навыков.
- Обследование монологической связной речи. Здесь отмечается специфика построения текста и использование языковых средств.
- Обследование лексического запаса; грамматического строя речи, звукопроизношения, слоговой структуры слова. При наличии у ребенка проблем звукопроизносительного характера процедура обследования далее разворачивается по двум направлениям:
1. Обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата.
2. Обследование состояния фонематического восприятия.
3. Аналитический этап
Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда независимо от его места работы.
Особенностью речевой карты является аналитичность. В речевой карте представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений.
В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы: паспортная часть, анамнестические данные, данные о физическом и психическом здоровье ребенка, раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звукопроизношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, а также отведено специальное место для записи логопедического заключения.
Завершается форма речевой карты разделом «Логопедическое заключение». В заключении обязательно должна быть структура дефекта, т. е. какие стороны языковой и речевой систем у ребенка оказались несформированными и при возможности определяется клиническая основа речевой недостаточности (медицинский диагноз).
На этом заканчивается заполнение речевой карты, но не работа по обследованию. Потому что смысл обследования состоит не столько в констатации некоторого дефекта, сколько в поиске путей, которые позволят этот дефект преодолеть или компенсировать. Поэтому выделяется следующий этап обследования – прогностический.
4. Прогностический этап
Прогностический этап – очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте (индивидуальный план коррекционной работы с ребенком).
Выявление первичности и вторичности в структуре дефекта позволяет организовать коррекционно-развивающее обучение адекватно возможностям ребенка с целью его наиболее полной социализации.
Заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до педагогов и родителей и обсуждены с ними. Поэтому следующий этап обследования – информационный.
5.Информирование
Представление логопедического обследования на ППк.
Совместно с другими специалистами консилиума обсуждаются результаты обследования, ставятся задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для проблемного ребенка, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья ребёнка.
В итоге это позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего коррекционного сопровождения.
Для детей речевых групп составляется АООП, для детей с ОВЗ, находящихся в физиологических группах, составляются АОП.
Информирование родителей является одним из сложнейших этапов, завершающих обследование ребенка. Родители – это самые близкие люди для ребенка, которые ответственны за его судьбу и которые могут влиять на судьбу ребенка настолько, насколько никто более не способен. Они могут содействовать успешной коррекционной работе, совершая просто чудеса, и могут ей противодействовать, считая ее необязательной и излишней.
Беседа с родителями строиться на доступном для них уровне использования терминологии, четко структурируя предъявляемый материал по результатам обследования.
В процессе информирования родителей сообщается вся информация, которая была получена в процессе обследования, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она ни была. Родители имеют право знать все о своем ребенке.
Вопрос о дальнейшем обучении ребенка, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями, но при этом логопед может проявить определенную настойчивость в своих рекомендациях.
Логопедическое сопровождение
В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на логопедических занятиях (групповых, подгрупповых и индивидуальных).
А так же осуществляется промежуточная и итоговая диагностика речевого развития.
Консультативная и методическая помощь родителям (законным представителям) и педагогам по профилактике речевых нарушений у детей.
Учитель-логопед - это узкий специалист, работа которого направлена на преодоление речевых нарушений. В рамках ДОУ, я не могу охватить детей всего детского сада. Отсюда следует, что актуальным решением проблемы является тесная связь с родителями ДОУ и воспитателями. За последнее время количество детей с нарушениями речи увеличивается во много раз.
Значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Родители отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома по изучению необходимой литературы и применению ее на практике. Но осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.
Остановимся на формах работы с родителями:
- Консультации. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал
- Беседы. С родителями каждого ребёнка, имеющего речевое нарушение, ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации.
- Семинары - практикумы. Здесь проводится обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком и формирование у родителей представления о готовности ребенка к обучению в школе.
- Посещение родителями индивидуальных занятий.
- Анкетирование. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.
- Тетрадь для выполнения домашних заданий. Где логопед пишет задания на дом.
- Родительские собрания. Они необходимы для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка.
- Дни открытых дверей.
Родители посещают НОД, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.
Вспомогательные наглядные средства:
- специальные «логопедические уголки»;
- информационные стенды;
- пособия(в т.ч. электронные), памятки.
Логопеду и воспитателям чрезвычайно важно разъяснить родителям детей, имеющих речевые нарушения, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.
Формы взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей ДОУ:
- Консультации
- Тетрадь взаимодействия
- Семинары - практикумы
- Круглые столы
- Педагогическая мастерская
- Работа ППк
- НОД (интегрированные занятия)
- Подготовка детей к праздникам (подборка стихов, обсуждение утренников).
Также нами ежегодно проводится логопедическое обследование средних, старших и подготовительных групп всего структурного подразделения, с целью раннего выявления речевых нарушений и своевременного оказания логопедической помощи.
Преемственность дошкольной и школьной
логопедической службы
Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами:
- Часто дети из одного ДОУ идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;
- Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
- Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности.
Ежегодно нами проводятся следующие мероприятия по преемственности дошкольной и школьной логопедической службы:
- Обследование выпускников логопедических групп и детей с ТНР в физиологических группах с использованием речевой диагностики и передача сопутствующей документации педагогам и специалистам школы;
- Индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого обследования;
- Посещение учителями начальных классов и специалистами итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников детского сада;
- Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников по теме «Речевая подготовка ребёнка к школе».
- Обсуждение с учителем-логопедом школы основных направлений коррекционной работы с выпускниками групп, которые нуждаются в продолжение коррекционных занятий, уточнение индивидуальных и психологических особенностей этих детей.
- Посещение специалистами и воспитателями ДОУ уроков
- Планируется посещение учителями начальных классов родительских собраний воспитанников подготовительных групп (в том числе и логопедической)
Результатом совместной работы логопедов ДОУ–школы является:
более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;
успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;
стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;
отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы;
возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;
прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями
На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...
Родительское собрание "Преемственность деятельности учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе"
Презентация раскрывает проблемы детей с тяжелыми речевыми нарушениями, знакомит родителей с коррекционной работой учителя-логопеда, повышает компетентность родителей по данному вопросу....
Интегрированный подход совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Важность преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе....
Долгосрочный проект – Информационные технологии в деятельности учителя-логопеда, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ, имеющими нарушения речи
В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, наиболее полное осуществление, которого возможно при использовании ИКТ. Информационные технологии принадлежат к числу эфф...
Психолого-педагогического сопровождение воспитанников в ДОУ в рамках работы психолого-педагогического консилиума.
Психолого-педагогический консилиум (ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников, объединяющихся для оказания диагностической, консультати...
Статья" Организация и система работы психолого-педагогического консилиума в ДОУ"
В статье подробно раскрыта тема комплексного сопровождения детей группы риска в условиях дошкольной организации.Рассматривается деятельность ППк консилиума и взаимодействие специалистов....
«Информационные технологии в деятельности учителя-логопеда, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ». 2023-2024 учебный год
Выросло поколение людей, которые используют Интернет на новом уровне – как пространство обитания. Современный ребенок родился в то время, когда Интернет уже был. Он воспринимает е...