Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в прямых слогах и словах с использованием технологии sand-play (игра с песком).
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данное занятие разработано в соответствии с ФГОС ДО, нацелено на автоматизацию звука [л] в прямых слогах и словах. Конспект представлен в форме технологической карты с описанием деятельности педагога и ребёнка. Основной методический приём занятия - использование игровых заданий в технологии sand-play (игра с песком). Материал содержит дополнительное приложение развивающих игр с песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_po_avtomatizatsii_zvuka.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольные группы муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Кирова Калужской области
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в прямых слогах и словах с использованием технологии sand-play (игра с песком).
Подготовила:
Мосягина Л.И., учитель-логопед
Цель: автоматизация звука [л] в прямых слогах и словах.
Задачи:
- Коррекционно-обучающие:
-учить ребёнка давать полный ответ на вопросы;
-закреплять навык автоматизации звука [л] в слогах, словах;
-закреплять понятие о звуке [л], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы;
-продолжать формировать умение определять наличие и место звука [л] в слове;
-формировать лексико-грамматический строй речи;
-знакомить с буквой Л, учить её графическому изображению.
- Коррекционно-развивающие:
-развивать логическое мышление, внимание, память;
-развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата.
- Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать доброту, отзывчивость, желание помочь друзьям
Оборудование: песочница с кинетическим песком, игрушки – Лунтик, божья коровка Мила; картинки с артикуляционными упражнениями (тесто, качели, часы с маятником, банка с вареньем, парусная лодка); предметные картинки (лось, ложка, лыжи, лопатка (зелёная), лопатка (жёлтая)); бумажная салфетка (1шт); коктейльная трубочка (1 шт); камешки; картинки с изображением лодочек (10 шт), деревянная палочка.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание картинок, показ приема графического изображения буквы Л;
Словесные: загадка, вопросы, объяснения педагога, дидактические и речевые игры, поощрение, оценка, напоминание, указание, анализ занятия;
Практические: дыхательная, артикуляционная гимнастики, физкультминутка, помощь ребенку в выполнении упражнений по развитию мелкой моторики, графическом изображении буквы
№ | Этапы занятия | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность ребёнка | Время на каждом этапе | ||
1 | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | -Сядь поудобней, выпрями спину, ноги поставь на пол. Сегодня тебя ждёт увлекательная игра с одним мультипликационным героем. А кто он - узнаешь, когда загадку отгадаешь: Он сиреневый такой, Машет весело рукой. Он свалился к нам с луны – Очень добрый, знаем мы. (Лунтик)
| Ребёнок садится на стул, выпрямив спину. Отгадывает загадку. | 1 мин |
2 | Проблемная ситуация (или мотивация) | - Молодец! Ты правильно отгадал загадку. Лунтик вместе с друзьями играл в песочнице и потерял там свою любимую жёлтую лопатку. Как ты считаешь, сможем мы ему помочь? Что бы ты сделал? | Ребёнок предлагает ответы, педагог его направляет дополнительными вопросами, пока не приходят к выводу - поискать лопатку в песке. | 1 мин |
3 | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие мелкой моторики Автоматизация звука в прямых слогах Физминутка Автоматизация звука в словах Задание «Развиваем память» Звуко-слоговой анализ слова с графической записью | Подходят вместе с ребёнком к песочнице. В песке стоят картинки: тесто, качели, часы с маятником, банка с вареньем, парусная лодка. - Назови картинки, которые видишь. Что их объединяет? - Давай с помощью артикуляционных упражнений покажем Лунтику каждое изображение на картинке. А наши пальчики нам в этом помогут. - А теперь давай поиграем с Лунтиком в футбол! Что понадобится нам для игры? - Сделай из песка ворота. Лунтик будет вратарём. Возьми бумажную салфетку. Подумай, как из неё сделать мяч. Затем подуй на него через волшебную трубочку. Набирай воздух через нос, не поднимая плеч. Выдыхай медленно, плавно. Старайся дуть, чтобы воздушная струя была долгой!
- Молодец! А теперь проведи пальчиком дорожку к Лунтику и обратно и произнеси звук [л]. Сделай это сначала правой рукой, а потом – левой. - Ты ловко справился с заданием. А вот Лунтику тяжело идти по песку. Давай выложим для него дорожку из камешков. - Теперь Лунтик может смело по ним шагать и напевать свою любимую песенку: ла-ла-ло, ло-лу-ла, лу-лэ-лы, лэ-лы-ла, лы-ло-лу. Попробуй вместе с Лунтиком прошагать по камешкам и спеть песенку. А теперь представь, что Лунтику грустно и он поёт грустную песенку. А теперь ему очень весело, и он поёт весёлую песенку. - Прислушайся, кто-то плачет. Кто же это может быть? Давай поищем. - Это Мила, подруга Лунтика. Она пришла на озеро поиграть с лодочками, но они все от неё уплыли. Помоги Миле их все собрать и посчитать.
- Молодец! Ты быстро помог Миле собрать её лодочки. И она придумала для тебя игру. Разгреби песчинки, Поищи картинки. Что увидишь – назови, Только кисточку возьми. - Кроме картинок, которые ты раскопал, в песочнице лежало много разных предметов. Вот они: ландыш, луковица, лампа, ласточка, лопух. Давай поиграем с ними в игру «Один-много». - А вот новая игра - «Чего не стало?». Запомни картинки, закрой глаза. Я уберу одну из них. Ты должен сказать, чего не стало. - Молодец! А теперь вспомни начало занятия: кому мы помогаем? (Лунтику). Найди среди картинок предмет, который потерял Лунтик. - Назови слово, определи в нём количество слогов, найди место звука [л]. -С каким звуком мы сегодня работали? [л] На письме звук [л] обозначается буквой Л. Я напишу её палочкой на песке, а ты повтори. -Одной букве Л скучно. Пригласим к ней букву А. буква Л подружилась с буквой А. какой слог получился? (ЛА). Давай допишем на песке слог ЛА. - Найди картинку, в названии которой есть звук ЛА | Ребёнок называет картинки, объясняет, что они изображают артикуляционные упражнения Ребёнок выполняет упражнения «Месим тесто», «Качели», «Часики», «Вкусное варенье», «Парус», сопровождая каждое из них движениями пальчиков по песку: месим тесто – ладошки шлёпают по песку, качели – пальчики скользят вверх и вниз, часики – пальчики двигаются вправо-влево, вкусное варенье – пальчики делают круговые движения по песку, парус – ладошку изогнув, поставить в песок. Ребёнок отвечает, что для игры в футбол нужны ворота и мяч. Ребёнок лепит из песка ворота, затем сминает бумажную салфетку в небольшой комочек – «мяч», дует на него через коктейльную трубочку по направлению к воротам Скользит пальчиком по песку вперёд-назад (сначала правой рукой, потом – левой), длительно произносит звук [л] Ребёнок выкладывает на песке дорожку из камешков. Указательным и средним пальчиками «шагает» по камешкам, повторяет слоговые цепочки Произносит слоги со сменой интонации. Находят в комнате игрушку – божью коровку Милу. Ребёнок собирает разбросанные на ковре лодочки и считает от 1 до 10: одна лодка, две лодки, три лодки, четыре лодки, пять лодок, шесть лодок, семь лодок, восемь лодок, девять лодок, десять лодок. В это время педагог прячет в песочнице картинки. С помощью кисточки ребёнок разгребает песок и находит картинки, называет их: лось, ложка, лыжи, лопатка (зелёная), лопатка (жёлтая). Педагог показывает картинку с изображением одного предмета и называет - ландыш, а ребёнок показывает картинку с изображением нескольких предметов и называет – ландыши, луковица – луковицы, лампа – лампы, ласточка – ласточки, лопух – лопухи. Ребёнок закрывает глаза. В это время педагог убирает одну картинку. Ребёнок должен вспомнить, какую картинку убрали. Ребёнок находит среди картинок жёлтую лопатку. Называет слово: лопатка, определяет количество слогов (3), находит место звука[л] (начало слова) Пишет палочкой на песке букву Л. Педагог дописывает к своей букве Л букву А, ребёнок повторяет. Ребёнок находит среди картинок и называет: лампа, ландыш, ласточка. | 1 мин 2 мин 2 мин 2 мин 1 мин 3 мин 2 мин 2 мин 1 мин 1 мин |
4 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. | - Тебе понравилось занятие? Кому мы помогли? Что для этого сделали? Что больше всего понравилось на занятии? - Мне сегодня очень понравилось занятие, потому что все упражнения ты выполнял правильно, звук [л] произносил чётко. И я предлагаю нарисовать на песке своё настроение. | Ребёнок отвечает на вопросы, называет упражнения, которые понравились в занятии. Ребёнок рисует палочкой на песке своё настроение. | 1 мин |
Приложение.
Игры-задания с использованием технологии sand-play на логопедических занятиях:
- Развитие артикуляционного аппарата:
Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его ("горка", "трубочка", "блинчик", "чашечка" и т.д.);
- Развитие дыхания:
«Выровняй дорогу». Педагог проводит небольшой машинкой по песку, оставляя следы. Ребёнок дует через коктейльную трубочку и выравнивает дорогу перед машинкой.
«Что под песком?». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку поставить игрушку - лису. Необходимо «замести» (подуть через коктейльную трубочку) все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
- Автоматизация звуков:
Скользить, "ехать" по поверхности песка с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка - шипит, тигр - рычит);
«Пройтись» по песку каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг можно проговаривать звук или слог;
Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук;
«Археология». С помощью кисточки ребенок откапывает картинки, называет их.
- Обучение грамоте:
«Слепи букву, слог», «Отремонтируй букву» - лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней;
Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.;
«Составь слово из букв» Найти спрятанные в песке буквы и составить из них слоги, слово.
- Совершенствование грамматического строя речи:
«Один, много» - учить детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов);
«Подбери слово» - подбирать прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (предметы спрятаны в песке).
- Дифференциация звуков:
"Горки". Ребенок строит две горки, расставляет фигурки в названии которых есть звук [с] - на одну горку, а в которых есть звук [ш] - на другую. Можно в каждую горку вставить флажок с буквой, чтобы ребенок не путался, и составить устный рассказ о получившемся городе и его жителях.
- Развитие связной речи:
«Отгадай загадку». Ребёнок лепит предмет, не показывая педагогу, описывает его.
«Придумай и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок расслабленными либо напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
.
Литература:
Козионова Л.В. Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пескотерапии в работе логопеда. – www.logoped.ru
Шипитько О. Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда. - http://planetadetstva.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях». (с использованием здоровьесберегающих технологий «Песочная терапия»).
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в открытых слогах в середине слова "Путешествие колобка"
Занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста. В занятии применяется артикуляционная, дыхательная гимнастики, задания на закрепление грамматических форм существительных и глаголов, а также ...
Индивидуальное логопедическое занятие Тема: «Автоматизация звука [л] в прямых слогах».
Представлен план-конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [л] в прямых слогах», для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Р] в прямых слогах.
Конспект индивидуального логопедического занятияТема: Автоматизация звука [Р] в прямых слогахЦель: Автоматизировать произношение звука [Р] в прямых слогах....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах, в словах, фразовой речи.
Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, в словах, фразовой речи....
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизации звука [Ж] у ребенка старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
Цель: Автоматизация звука [Ж[.Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закрепить навыки правильного произношения звука [Ж[ изолированно, в слогах, словах, скороговорках.- Упражнять в определении ...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [л] изолировано, в слогах, в словах».
Цель: Автоматизация звука [л] изолировано, в слогах, в словах.Задачи:Образовательные:-уточнить правильное произношение звука [л] изолировано, в слогах, в словах;-упражнять в выделении звука из ряда др...