Семейный клуб как эффективная форма развития социального партнерства участников образовательных отношений.
статья
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культурных и общечеловеческих ценностей. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать каждому ребенку условия для полной реализации его возможностей, сохранения и укрепления его физического и психического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_semeynyy_klub.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейный клуб как эффективная форма развития социального партнерства педагогов и родителей воспитанников
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культурных и общечеловеческих ценностей. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать каждому ребенку условия для полной реализации его возможностей, сохранения и укрепления его физического и психического здоровья.
Родные люди, окружающие ребенка, особенно значимы для него в силу его биологической и психологической зависимости от них. Именно родители с первых дней жизни малыша создают ту уникальную совместную атмосферу, в которой он живет и развивается. Поведение детей поведение родителей взаимозависимы; психологически комфортное окружение способствует гармоничному развитию личности, порождает в ребенке чувство защищенности и безопасности.
Именно в семье ребенок получает то жизненное направление, которое определяет его судьбу. Поэтому очень важно, чтобы это направление было верным, чтобы векторы усилий педагогов и родителей совпадали. В противном случае, ребенок, попадая то в одни условия, то в другие, будет вынужден вести «двойную жизнь» т будет подчиняться разным правилам. Поэтому основой взаимоотношений педагогов и родителей должно стать сохранение единой линией в воспитании и обучении детей, это позволит ребенку чувствовать уверенность и защищенность. Взаимодействие позволит своевременно выявлять, осознавать и решать проблемы развития ребенка, обеспечит глубинные связи между воспитывающими взрослыми и ребенком.
Создание единой, педагогически целесообразной, комфортной среды является необходимым условием полноценного физического, психического и социального здоровья дошкольников.
Психологически комфортная среда, с нашей точки зрения, должна отвечать следующим условиям:
- наличие семейных ценностей и традиций;
- интересная совместная деятельность всех членов семьи;
- внимание и уважение к интересам, потребностям и желаниям каждого члена семьи;
- толерантность;
- взаимопомощь и забота друг о друге;
- удовлетворение жизненно необходимых физиологических потребностей;
- возможность личностного роста.
Многолетний опыт нашей педагогической деятельности показал, что такие формы работы как традиционные родительские собрания, консультации, информационные стенды недостаточно эффективны. Для того, чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в воспитательно-образовательный процесс, повысить их педагогическую компетентность нужны другие активные формы сотрудничества. Родителям зачастую не хватает практических знаний и умений в общении с собственными детьми, они недооценивают значение положительного эмоционального самочувствия в развитии ребенка. Но наряду с этим, у современных родителей есть желание всему этому научиться.
Все выше сказанное приводит к необходимости поиска новых походов и форм сотрудничества педагогов и психолога с семьями воспитанников.
Одной из действенных форм сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и семьи является Семейный клуб.
Семейный клуб позволяет педагогам, психологу, специалистам ДОУ успешно решать следующие задачи:
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблему друг друга;
- установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;
- внедрение активных форм взаимодействия;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, повышение психолого-педагогической культуры воспитывающих взрослых;
Этапы развития социального партнерства:
I этап – Организационный
II этап - Практический
III этап – Рефлексивный
На первом этапе проводится психолого-педагогический мониторинг каждой семьи, собирается информация о семье посредством наблюдения, бесед, анкетирования, посещения семей.
На основе полученных данных педагоги ДОУ оформляют «Паспорт Семьи», который содержит следующие данные:
• Социальный статус семьи (служащие, рабочие и пр.)
• Состав семьи
• формы семейных взаимоотношений (диагностика стиля семейных отношений – авторитарный, демократический, либеральный и попустительский методом анкетирования, интервью.)
• материнское положение
• отношение к образовательному учреждению и прочее.
Изучив педагогические установки, определяются дифференцированные группы родителей, различающиеся по запросам, отношению к воспитанию ребенка в ДОУ и семье.
Типичные группы родителей:
I Родители, принимающие активное участие в воспитании ребенка в ДОУ и семье;
II Родители, интересующиеся жизнью ребенка в ДОУ, но не принимающие в ней участия;
III «Равнодушные» к работе детского сада, не проявляющие интереса к жизни ребенка в детском коллективе.
А также выявляется группа родителей, чрезмерно опекающих своего ребенка, постоянно проявляющих тревогу за ребенка, требующих от воспитателя пристального внимания и особого отношения к своему ребенку. На основе полученных данных, составляется план работы Семейного Клуба, определяются актуальные темы и формы взаимодействия.
II Практический этап.
Встречи в Семейном Клубе организуются 1-2 раза в месяц.
Вместе с родителями приходят бабушки, дедушки, сестры и братья, специалисты ДОУ, гости-врачи, библиотекари и др. Тематика таких встреч разнообразна, она отвечает интересам и запросам родителей, форма проведения предлагается психологом и воспитателями группы.
В процессе совместного творчества дети и взрослые учатся договариваться, слышать друг друга, помогать и сообща добиваться результата. А главное, получать удовольствие от телесной и эмоциональной близости. В ситуации, когда родители перегружены работой и домашними делами и мало уделяют внимание ребенку – это крайне важно.
Одной из эффективных современных форм сотрудничества педагогов и родителей являются интерактивные игры. Их применение позволяет создать комфортную обстановку взаимодействия, где каждый участник чувствует себя успешным и интеллектуально состоятельным. Из зрителей и слушателей родители превращаются в активных участников.
III Рефлексивный этап
Результатом деятельности являются следующие показатели:
• активная включенность родителей в воспитательно-образовательном процессе, высокая степень доверия педагогами и специалистами ДОУ;
• приобретение родителями необходимых знаний и воспитательных умений для полноценного общения с детьми;
• изменение родительских установок, повышение степени уверенности в своих педагогических возможностях;
• создание единого образовательного пространства в ДОУ и семье;
• сплочение педагогов и большинство родителей в единый коллектив с общими ценностно-целевыми ориентирами и образовательными смыслами.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей в рамках Семейного Клуба позволяет опосредованно влиять на создание психологически комфортной среды пребывания ребенка в ДОУ и семье, что позитивно отразится на его физическом и психическом здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Модуль семейного клуба - как эффективная форма социального партнерства в образовании ДОУ".
Данная консультация для воспитателей поможет любому педагогу, работающему в детском саду, рассмотреть нестандартную форму работы с родителями. Новое время требует от педагогов именно такой формы работ...
"Модуль семейного клуба - как эффективная форма социального партнерства в образовании ДОУ".
Данная консультация для воспитателей поможет любому педагогу, работающему в детском саду, рассмотреть нестандартную форму работы с родителями. Новое время требует от педагогов именно такой формы работ...
Статья "Семейный клуб как эффективная форма сотрудничества с родителями детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе"
Статья подготовлена для участия в краевой кон\ференции инклюзивных практик. Раскрывает содержание работы семейного клуба с родителями детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования....
Статья "Семейный клуб как эффективная форма социального партнерства ДОО и семьи в решении проблемы духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста"
laquo;Дошкольное детство» - это уникальный период в жизни каждого человека, когда осуществляется разностороннее развитие личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается социальное развитие...
Сообщение к педсовету «Семейный клуб как эффективная форма работы с родителями в детском саду»
раскрыть одру из форм работы с родителями...
Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок»
. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.Традиционно под...
Презентация "Семейный клуб как эффективная форма социального партнерства"
Реализованный план семейного клуба "Кроха" в 2022-2023 учебном году....