РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Доронина Юлия Владимировна

                 Важнейшим  показателем   развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень  сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

                 Важнейшим  показателем   развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень  сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе. Задолго до начала обучения ребенка грамоте, еще в дошкольном возрасте, должна проводиться работа по предупреждению оптической дисграфии, которая включает в себя формирование зрительного восприятия и пространственных представлений. В противном же случае в школу приходит явно неготовый к ней ребенок, и последствия в виде нарушений письма, которые неизбежно возникнут, потом не удается преодолеть в течение многих лет.

           Работа по формированию пространственных представлений у дошкольников является важнейшим условием успешного овладения ими процессом письма в начальной школе. Каждый этап этого процесса протекает на основе умений и навыков пространственного ориентирования, формирующиеся к 7 годам при полноценном развитии ребенка. Несформированность этих умений и навыков приводит к возникновению специфических ошибок на письме.

           Также должный уровень развития пространственных представлений является важнейшей предпосылкой изучения математики в начальной школе. Овладение числом и счетом во многом зависит от усвоения ребенком пространственных отношений: умения различать направления, определять расположение предметов по отношению друг к другу. Развитие пространственных функций является необходимым фактором для усвоения таблицы сложения и вычитания. С пространственными представлениями  тесно связаны понятия измерения, ориентировка на листе бумаги, на странице в книге, а также решение арифметических задач.

Игры и упражнения на развитие пространственной представлений

у  детей старшего дошкольного возраста.

Бабушкин клубок.

Верёвка связывается в кольцо. Один человек, водящий, выходит из комнаты или отворачивается. Остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой "бабушкин клубок". Водящий должен его распутать, чтобы снова образовался круг.

Робот.

Взрослый предлагает ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением и подает ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.

Все на месте.

Взрослый просит ребенка помочь ему навести порядок в группе, разложив  вещи на места (руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т.п.)

Поиски.

Взрослый прячет какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя  словесным указаниям: иди вперед, поверни направо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т.д. заранее продумайте маршрут.

В качестве варианта игру можно провести иначе: на полу разложить разноцветные стрелки в разных направлениях, а ребенок, следуя стрелкам, на каждый поворот должен говорить, куда он повернул: направо или налево.

Далеко и близко, высоко и низко.

В эту игру можно играть в группе и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находиться справа и слева, впереди и сзади.

Упражнение «Тень».

Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой – его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения и т.д.

Игра «Стань по заданию».

Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.

Упражнение «У ребят порядок строгий…»

Дети маршируют по комнате и произносят слова:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места,

Ну-ка, быстро повторите так,

Как покажу вам я!

После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться:

руки перед собой округлые – в круг,

руки в стороны на уровне плеч – в шеренгу,

две вытянутые перед собой руки – в колонну.

Игра «Холодно – Горячо; Право – Лево».

Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.

движение.

Упражнение «Маршрутный лист».

Предварительно дети знакомятся с вариантами схематичного изображения перестроений (движения змейкой, по кругу, улиткой, парами, тройками, в шеренгу и т.д.). Затем они схематически изображают заданное движение на ладони партнера. В результате дети выполняют перестроения с опорой на схемы.

Упражнение «Почта».

Разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку и т.п.) по адресу, например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая сложными. Если ребенок испытывает затруднения, можно начать игру в «почту» с цельного листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу» и т.п.

Игра «Поиск клада».

Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность ребенка словами «горячо – холодно», а также «левее – правее», «выше – ниже» и т.п.

Игра «Левее – правее».

Это вариант игры «Горячо – холодно». Наряду со словами «горячо – холодно» говорим «левее – правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.

Игра в «солдатики».

В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки.

По приказу «командира» – взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

Упражнение «Головоломки».

Возьмите большую картинку из журнала или цветную карту и зигзагами разрежьте ее на большие куски, чтобы сделать головоломку. (Если у вас есть время и настроение, сначала наклейте картинку на картон или на плотную бумагу, а потом уже вырезайте.) Пусть ребенок постарается как можно быстрее правильно собрать кусочки, составив первоначальное изображение. Если ребенку понравилось это занятие, то, когда он станет постарше и сможет управляться с большим количеством кусочков, заведите для него специальный столик, на котором недособранные головоломки могли бы дожидаться своего часа.

Упражнение «Справа – Слева».

Бросая мяч, ведущий называет предмет, находящийся в комнате. Ребенок, поймавший мяч, говорит, как этот предмет расположен в пространстве, относительно него (шкаф – справа, стол – слева).

Ведущий бросает мяч и говорит: «Справа», а дети называют те предметы, которые находятся справа.

 «Нарисуй узор» – графические диктанты.

. Выполняется на листках в клеточку.

Продиктуйте ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки.

Например: одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх – одна клетка вправо – одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх. (Как разновидность – нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить).

Упражнение «Догадайся, что на рисунке».

Ведущий описывает детям рисунок (какое-либо простое изображение) следующим образом: Я сейчас расскажу вам о том, что нарисовал художник, а вы постарайтесь догадаться, что это.

1. «Художник нарисовал большой квадрат, внутри него – квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест-накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник острием вверх. Что это?»

2. «Художник нарисовал овал, вокруг этого овала он нарисовал несколько овалов длиннее, чем первый. От овала, который в центре, провел длинную черту вниз, от этой линии вправо и влево провел по одной короткой линии и пририсовал к ним небольшие треугольники с двумя закругленными углами и одним острым. Острый конец треугольников находится дальше от длинной линии, чем их закругленные углы. Что нарисовал художник?»

Таким образом, ведущий предлагает участникам 3-4 описания простых рисунков. Если дети легко справляются с заданием, можно предложить им самостоятельно загадать изображение любого предмета и описать его остальным, с тем чтобы другие участники догадались, о каком предмете идет речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по формированию пространственных представлений у старших дошкольников.

Использование дидактических игр являетсяэффективным средством формированияпространственных представлений в старшемдошкольном возрасте .Дидактические игры как своеобразное средствообучения и воспитания...

Проект "Формирование временно-пространственных представлений у старших дошкольников".

Проект «Формирование временно-пространственных представлений у старших дошкольников» будет интересен воспитателям ДОУ  при перспективном планировании образовательной области «Познание» (развитие ...

Использование развивающих игр геометрического характера для формирования пространственных представлений у старших дошкольников

На развитие пространственного мышления ребенка большое влияние    оказывают основные геометрические преобразования, такие как движение, трансформация, преобразование, пересечение и объединен...

Проект по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями ОДА «Страна Левоправия»

Развитие пространственных представлений выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми с ДЦП.  Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, о...

Развитие пространственных представлений у старших дошкольников (конспект развивающего занятия)

УважПредлагаю вашему вниманию одно занятие из курса занятий по развитию пространственных представлений, который я провожу для воспитанников старших логопедических групп. Почему в логопедических группа...

Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по преодолению нарушений вербализации пространственных представлений у старших дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-роле

Разработка календарно-тематического планирования  непосредственно образовательной деятельности  по преодолению нарушений вербализации пространственных представлений у старших дошкольник...

КАМЕШКИ В ДОМИКАХ - пособие для развития пространственных представлений у старших дошкольников

Пособие предназначено для развития и коррекции пространственных представлений у старших дошкольников. К карточкам необходимо иметь два кубика: с цифрами от 1 до 6 и цветными сторонами, соответствующим...