Развитие пространственных представлений у старших дошкольников (конспект развивающего занятия)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
УважПредлагаю вашему вниманию одно занятие из курса занятий по развитию пространственных представлений, который я провожу для воспитанников старших логопедических групп. Почему в логопедических группах стоит развивать именно это? Дело в том, что они являются элементарными интеллектуальными образованиями, на которых строится все остальное. И если этот фундамент не сформирован, то малоэффективно развивать что-то более сложное: словесно-логическое мышление, воображение, представления о сложных взаимосвязях действительности. Поэтому в заключениях МПМПК (по крайней мере в нашем городе) очень часто можно встретить рекомендацию для психолога – развивать пространственные представления. В данном занятии ставится задача развивать пространственные представления только о взаиморасположении частей лица и в основном по вертикальной оси. Все остальные аспекты пространственных представлений остаются за кадром. Однако данное занятия в полной мере отражает подход реализованный в курсе занятий. Работа в данном занятии ведется в основном на уровне вербализации пространственных представлений (третьем по Семаго). Т.е. мы учим детей понимать слова, обозначающие пространственные отношения, такие как «выше», «ниже», «над», «под», «между», «по середине» и «сбоку». Однако важно не только понимать эти слова, но и создать условия, чтобы дети использовали их в активной речи. Что и делается в данном занятии при помощи приема, который в нашем ДОУ называют «включить Незнайку». Хотя главная работа идет в направлении оречевления пространственных представлений, фоном идут упражнения, совершенствующие первые два уровня пространственных представлений: схему тела и представления об отношениях с окружающими предметами. Так что каждый шаг на этом занятии развивает тот или иной аспект пространственных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskoe_priklyuchenie.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Новочеркасска
Методический кабинет
МБДОУ детский сад №49
Примерный конспект развивающего занятия
«Космическое приключение»
для детей старшего дошкольного возраста
педагог-психолог
Портянников Е.Н.
2016г.
г.Новочеркасск
Цель: создание условий для формирования пространственных представлений.
Задачи:
- совершенствование представлений о пространстве собственного тела (совершенствование схемы тела);
- совершенствование представлений об отношении предметов в пространстве к собственному телу;
- совершенствование представлений об отношении предметов в пространстве между собой;
- формирование обобщенных оречевленных представлений о частях лица;
- формирование обобщенных оречевленных представлений о взаимоотношениях частей лица в пространстве;
- формирования умения использовать слова, обозначающие пространственные отношения, такие как «выше», «ниже», «над», «под», «между», «по середине» и «сбоку», для описания взаиморасположения частей лица в пространстве.
Материалы:
Проектор, изображение звездного неба, спортивные мягкие модули, схема для конструирования ракеты, мягкая игрушка «инопланетянин», изображения частей лица на плотном картоне, с «липучками» на обратной стороне, мешочек, столы, вырезанные из бумаги изображения частей лица с кусочками двустороннего скотча на обратной стороне (чтобы можно было быстро прилепить к листу бумаги), листы бумаги формата а4 по количеству участников с изображением лесенки с 6 ступеньками.
Ход занятия:
Ведущий: Что вы видите на экране?
Дети: Звездное небо.
Ведущий: А где находятся звезды?
Дети: Далеко-далеко от нас. В космосе.
Ведущий: А что вы еще знаете про космос?
Дети: Сообщают, что им известно про космос.
Ведущий: А кто хотел бы отправиться в космос?
Дети: Я, я, я….
Ведущий: А что нужно, чтобы попасть в космос?
Дети: Ракета.
Ведущий: Кто хочет построить ракету, чтобы отправиться в космическое приключение?
Дети: Я, я, я….
Ведущий: А из чего можно построить ракету?
Дети: Из модулей!
Ведущий: Отлично, будем делать ракету из модулей. Чтобы полететь в космос нам нужно 2 ракеты. Сейчас вы разделитесь на две подгруппы. Называет участников первой и второй подгруппы. Каждой подгруппе я дам чертеж, по которому нужно сделать ракету. Важно чтобы ракета была точно такой же, как на чертеже. Если вы ошибетесь, то ракета не взлетит.
Дети: Конструируют ракеты из модулей.
Ведущий: Проверяет соответствие постройки схеме. Отлично, теперь, когда все неисправности устранены, можно отправляться в космос. Встаньте в круг. Пристегните ремни. Мы отправляемся. Имитирует звук ракетного двигателя. Перегрузка.
Дети: Напрягают все тело как можно сильнее.
Ведущий: Невесомость.
Дети: Начинают совершать пластичные движения, как будто плавают в невесомости.
Ведущий: Я вижу какую-то планету, начинаем снижаться, пристегните ремни, входим в атмосферу планеты. Перегрузка.
Дети: Напрягают все тело как можно сильнее.
Ведущий: Ну все, мы удачно приземлились. И сейчас нужно немного отдохнуть после такого долгого и трудного перелета. Выходим из ракеты и ложимся на поверхность планеты. Закрываем глазки и отдыхаем.
Дети: Ложатся на пол и расслабляются.
Ведущий: Открывайте глаза и садитесь на поверхность планеты.
Из-за ширмы появляется Инопланетянин.
Дети: Открывают глаза, садятся на ковер и замечают инопланетянина.
Ведущий: Как вы думаете кто это?
Дети: Это инопланетянин.
Инопланетянин: Здравствуйте странные существа!
Ведущий: А что надо сделать, когда с вами здороваются?
Дети: Здравствуйте.
Инопланетянин: Спасибо. Вы очень вежливые. А откуда вы взялись странные существа?
Ведущий: Кто расскажет инопланетянину, откуда мы прилетели?
Дети: Мы прилетели на ракете с далекой планеты, которая называется Земля.
Инопланетянин: А, так вы с другой планеты. Тогда понятно, почему вы такие странные.
Ведущий: А почему ты считаешь нас странными?
Инопланетянин: А потому что вы носите нос, глаза, рот, уши и волосы на голове. А это неправильно.
Ведущий: А где же их нужно носить?
Инопланетянин: У нас на планете их все носят в специальном мешочке. Показывает мешочек.
Ведущий: А знаешь инопланетянин, носить нос, глаза, рот, уши и волосы на лице, гораздо приятнее и интереснее. Каждая часть лица нам многое дает.
Инопланетянин: Ох, как интересно. А что вам дает рот?
Ведущий: ребята, кто знает, зачем людям нужен рот?
Дети: Чтобы говорить, дышать, есть, чувствовать вкус.
Ведущий: Инопланетянин, а если ты носишь рот в мешочке, то как ты с нами можешь разговаривать.
Инопланетянин: А я с вами не разговариваю, а телепатически общаюсь. Я читаю ваши мысли и посылаю вам свои.
Ведущий: Понятно.
Инопланетянин: А зачем нужен нос?
Дети: Чтобы дышать, чувствовать запахи.
Инопланетянин: А зачем нужны уши?
Дети: Чтобы слышать?
Инопланетянин: А зачем нужны глаза?
Дети: Чтобы видеть.
Инопланетянин: А зачем нужны волосы?
Дети: Чтобы не было холодно зимой, для красоты.
Инопланетянин: Понятно. Я тоже так хочу. Пожалуй, я буду носить все это на лице, а не в мешочке. Помогите мне правильно их расположить на лице!
Ведущий: Вы поможете инопланетянину?
Дети: Поможем.
Инопланетянин: Где мне поместить нос?
Дети: Дают инструкции инопланетянину.
Инопланетянин: Лепит на лицо нос в соответствии с их инструкцией. Вот так? Если инструкция дана неправильно, дети видят свою ошибку и дают новую инструкцию. Так до тех пор, пока будет дана правильная инструкция. Ух ты, я чувствую запахи!
Та же процедура проводится с ртом, глазами, бровями, ушами и волосами.
Инопланетянин: Спасибо, это так здорово, все видеть, слышать, чувствовать запахи и говорить. Только грустно, что мои друзья этого не знают. Они все носят в мешочке, а не на лице.
Ведущий: А ты им расскажи, как их можно носить.
Инопланетянин: Я бы рассказал, но я боюсь, что забуду, что нужно поставить на какое место. И ничего не получится.
Ведущий: А чтобы ты запомнил, где находятся части лица, мы покажем тебе забавную гимнастику, которая так и называется «Части лица». Ребята, кто хочет помочь инопланетянину?
Дети: Я, я, я…. Дети повторяют за ведущим движения соответствующие стихам.
Ведущий: Читает стихи и показывает соответствующие движения:
Подбородок в самом низу лица,
Как будто острый конец у яйца.
Над подбородком рот ты найдешь.
Ртом ты дышишь, ешь и поешь.
А надо ртом расположен нос.
Вдыхает он воздух как мощный насос.
Над носом глаза искать мы будем.
Видеть они помогают людям.
А над глазами брови сидят.
Красивыми делают брови ребят.
Когда по лицу чуть выше пройдешь,
То над бровями лоб ты найдешь.
А волосы надо лбом обитают,
Зимой и летом нас защищают.
Дети: Повторяют движения.
Ведущий: Ну как, инопланетянин, теперь ты запомнил, как правильно располагаются части лица?
Инопланетянин: Спасибо, за то, что вы мне попытались помочь, но боюсь, я опять ничего не запомнил. Плачет.
Ведущий: Как же можно помочь инопланетянину запомнить расположение частей лица?
Дети: Высказывают свои идеи.
Ведущий: Правильно, надо сделать для инопланетянина и его друзей подсказки! Садитесь за столы, сделаем подсказку при помощи аппликации.
Дети: Садятся за столы.
Ведущий: Раздает листы с «лесенкой» и комплекты с частями лица. Наклейте на лесенку части лица так, чтобы на самой нижней ступеньке был подбородок, а на самой верхней волосы. Ступенькой выше наклейте часть лица, которая находится над подбородком. А ступенькой ниже, наклейте часть лица, которая находится под волосами. И так далее.
Дети: Выполняют инструкцию ведущего.
Ведущий: Собирает листочки и передает их инопланетянину.
Инопланетянин: Ой, спасибо, ребята, за то, что вы помогли мне и моим друзьям. И за это, я хочу вас сделать подарок. Вы найдете его в мешочке. Только пожалуйста не открывайте мешочек пока не прилетите домой, на свою планету. А теперь я пойду, расскажу друзьям, где нужно носить части лица. До свидания.
Дети: До свидания.
Ведущий: А теперь нам пора возвращаться домой. Садитесь в ракеты. Пристегните ремни. Перегрузка.
Дети: Напрягают все тело как можно сильнее.
Ведущий: Невесомость.
Дети: Начинают совершать пластичные движения, как будто плавают в невесомости.
Ведущий: Я вижу какую-то планету, начинаем снижаться, пристегните ремни, входим в атмосферу планеты. Перегрузка.
Дети: Напрягают все тело как можно сильнее.
Ведущий: Ну, все мы удачно приземлились. Выходите из ракеты и садитесь на землю.
Дети: Дети садятся на ковер.
Ведущий: Что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети: Отвечают на вопрос.
Ведущий: А как вы смогли помочь инопланетянину?
Дети: Мы знали, где находятся части лица и смогли ему объяснить.
Ведущий: А как вы смогли сделать подсказки для друзей инопланетянина?
Дети: Мы знали, какая часть лица выше, а какая ниже.
Ведущий: Правильно. А кто хочет посмотреть, что подарил нам инопланетянин?
Дети: Я, я, я….
Ведущий: Достает из мешочка наклейки и предлагает детям выбрать ту, которая понравилась.
Дети: Берут наклейки.
Ведущий: И на этом наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование развивающих игр геометрического характера для формирования пространственных представлений у старших дошкольников
На развитие пространственного мышления ребенка большое влияние оказывают основные геометрические преобразования, такие как движение, трансформация, преобразование, пересечение и объединен...
Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по преодолению нарушений вербализации пространственных представлений у старших дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-роле
Разработка календарно-тематического планирования непосредственно образовательной деятельности по преодолению нарушений вербализации пространственных представлений у старших дошкольник...
Консультация для родителей "Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников через развивающие игры".
Данная статья рассказывает, как с помощью игровых форм формировать у старших дошкольников элементарные математические представления. Какие развивающие игры в своей работе я использую....
Конспект занятия по развитию пространственной ориентации у старших дошкольников
В констпекте представлены игры и упражнения, направленные на развитие ориентации в схеме тела, на развитие ориентации на листе...
Мастер – класс «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуа...
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Важнейшим показателем развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности простран...
КАМЕШКИ В ДОМИКАХ - пособие для развития пространственных представлений у старших дошкольников
Пособие предназначено для развития и коррекции пространственных представлений у старших дошкольников. К карточкам необходимо иметь два кубика: с цифрами от 1 до 6 и цветными сторонами, соответствующим...