День открытых дверей. Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие с использованием ИКТ для детей младшего дошкольного возраста по теме: "Осень"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)

Харитонова Светлана Викторовна

При повторении лексической темы "Осень" осуществляется коррекционная работа по развитию зрительного и слухового восприятия, дыхания, словарного запаса, артикуляционной, мелкой и общей моторики, Интересные игровые задания поддерживают внимание детей на протяжении всего занятия и развивают культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kor.zanyatiya_osen.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

                              Казённое учреждение ХМАО - Югры

«Урайский специализированный Дом ребенка»

Конспект открытого подгруппового коррекционно - развивающего занятия с использованием ИКТ для детей  младшего дошкольного возраста

Тема: «Осень»

                                                                           Подготовила и провела:

                                                                               учитель-дефектолог

                                                                                        Харитонова С.В.

Цель:  осуществление коррекционно-развивающей работы при повторении темы: «Осень».

Задачи:

образовательные:

  • активизировать словарь детей по теме занятия, уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
  • уточнить названия частей тела;
  • отрабатывать понятия «один-много», прямой счет до 5;
  • развивать навыки словообразования: умение образовывать прилагательные от существительных;
  • закрепить знание цвета (красный, желтый, зеленый), умение соотносить предметы (листья) по цвету и форме, учить чередовать предметы по цвету;
  • закрепить названия деревьев, внешний вид листьев;
  • совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.

коррекционные:

  • развивать движения органов артикуляции, плавный свободный выдох;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать мелкую моторику рук и общую моторику.

Здоровьесберегающие:

  •  создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Оборудование: 

  • Видеопрезентация к занятию;
  • Картинки из серии «Времена года»;
  • Аудиозапись -  звуки дождя, ветра, шелеста листьев; музыка Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»; музыка к детской песне «Золотая осень»;
  • Металлофон;
  • Круглый ободок с прикрепленными осенними листьями.
  • Листья (березовые, кленовые, дубовые) красного, желтого, зеленого цветов, вырезанные из бумаги.

Ход занятия.

Организационный момент.

- К нам сегодня пришли гости, поприветствуем их. А теперь  поприветствуем друг друга ладошками. Передадим друг другу своё тепло и хорошее настроение.

(Прикосновение передается по кругу, от одного участника к другому, при этом дети улыбаются друг другу, затем берутся за руки и произносят слова):

Мы ладошками коснулись,

И друг другу улыбнулись.

Ты - мой друг,

И - я твой друг.

Как прекрасен мир вокруг!

- А давайте разбудим в домике-ротике язычок. (Дети стучат кулачками по щекам, проговаривая: «Тук-тук-тук, тук-тук-тук»).

Артикуляционная гимнастика.

Слайд 1. Упражнение «Окошечко».

Слайд 2. Упражнение «Часики».

Слайд 3. Упражнение «Качели».

Слайд 4. Упражнение «Лошадка».

- Ребята, к нам пришла гостья. Чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку:

Она без красок и без кисти

разукрасила все листья?

Кто же это?

- Верно. Это осень. Но она грустит, потому что очень торопится завершить все свои осенние дела и не успела составить большую картину об осени. Она просит вас помочь ей в этом.

- Ребята! Вы согласны помочь Осени?

Упражнения на активизацию зрительных функций

«Найди картинки об осени»

 - Дети! Для того чтобы начать помогать Осени, нам нужно найти все картинки с осенним сюжетом. (Дети подходят к доске, где расположены картинки «Времена года» и зрительно находят все картинки с осенним сюжетом. Затем говорят, какие приметы осени увидели на своей картинке).

- Посмотрите, какая красивая осень у нас получилась.  

Слайд 5. Зрительная гимнастика «Осень».

- Какая разная погода осенью: то солнышко светит, то дождик идет. Изобразим нашими ручками, как меняется погода осенью.

Кинезиологическое упражнение «Кулак-ладонь».

- Поставьте одну руку на стол (на локоть), раскройте ладошку, растопырьте свои пальчики - это у нас будет солнышко, а теперь сверните пальчики в кулачок - это у нас будет тучка. Солнышко - кулачок раскрывается, тучка

- кулачок собирается. (Дети повторяют упражнение несколько раз).

 А теперь поставим рядом вторую ручку. Одна рука у нас будет солнышко показывать, а другая рука - тучку. Потом наоборот (Дети повторяют несколько раз).

Упражнения на активизацию слуховых функций, звуковая гимнастика, развитие мелкой моторики.

- А узнаете ли вы звуки осени? Закройте глазки и послушайте.

Слайд 6. Шум дождя.

- Вы хотите поиграть с дождиком? Послушайте, как я с помощью металлофона изображу сильный дождь (частое постукивание по металлофону за ширмой), слабый дождь (редкое постукивание по металлофону). Если вы услышите слабый дождь – вытяните ладошки вперед, а когда будет идти сильный дождь – сложите ладошки домиком.

Дождик капал понемножку,

Протянули мы ладошки.

Дождь пошел сильней, сильней,

Бегите в домик поскорей.

- Молодцы!

- Закрываем глазки и снова угадываем звуки осени.

Слайд 7. Шелест листьев под ногами.

- Листики осенью падают с деревьев и украшают землю разноцветным ковром. Изобразим, как они шуршат под ногами. (Дети трут ладони друг о друга, произнося «ш-ш-ш»).

Слайд 8. Звук ветра.

- Изобразите, как сильный ветер качает деревья. (Дети поднимают руки вверх, качают ими из стороны в сторону с произношением звука «в»).

- А сейчас превратимся в ветер и подуем на листики.

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….

И качает так листок – ф-ф-ф….

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…

И качает так листок – ф-ф-ф…

Активный выдох.

- А вы хотите побыть осенними листиками?

Слайд 9. Физкультминутка.

Движения выполняются под музыку Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» в сопровождении стихотворного текста:

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети присаживаются.)

- Наши пальчики решили погулять и собрать листики.

Слайд 10. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».

Пошли пальчики гулять («Пробегают» пальчиками по

бедрам к коленям).

Стали  листья собирать:

Красный листик, желтый листик. (Поочередно прикасаются

подушечками пальцев, начиная

с указательного, к большому).

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять! (Поочередно загибают пальцы

на одной руке).

Сколько листиков собрали? (Протягивают вперед ладошки).

Пять! (Поднимают вверх одну руку,

широко раздвинув пальцы).

Можно с ними поиграть. (Фонарики)

Игра «Листья падают»

- Ребята, представьте, что ваши ладошки - это листики. Я буду называть части тела, куда упали листья, а вы должны быстро прикладывать ладошки к этой части тела, будто туда упали листики («Листья упали на коленочки», «Листья упали на живот», «Листья упали на голову», «Листья упали на плечи»).

- Сколько листиков упало с дерева! (Рассыпаю разноцветные листья).

- Ребята, а какого цвета листья упали с деревьев? Сейчас Настя соберет все красные листья, Руслана – зеленые листья, Самира – желтые листья. Сколько у вас листьев? (Много). Теперь возьмите по одному листу. Настя, сколько у тебя сейчас листьев? (Один. Аналогичным образом спрашиваю у Русланы и Самиры).

Слайд 11. «С какого дерева упал лист?»

- Посмотрите внимательно на экран и скажите, с какого дерева упал ваш лист. Настя, с какого дерева упал твой лист? Какой это лист? (Березовый). У Самиры какой лист? (Дубовый). У Русланы упал лист с клена, какой он? (Кленовый).

- Вы хотите сделать осени подарок? Давайте выложим из листьев узор. (Дети по очереди выкладывают свои листья, получается чередование цветов: желтый – красный – зеленый – желтый – красный – зеленый и т.д.)

Итог занятия.

- Теперь у осени замечательное настроение. Она очень рада вашему подарку и тоже приготовила подарки для вас, чтобы вы помнили об этом замечательном времени года. Давайте поблагодарим ее за это и попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая игра "Пальчики-путешественники". Пальчиковый тренажер для детей младшего дошкольного возраста.

         Д. Кимура в своих исследованиях показала, что существует определенная связь речи с моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата. М. М. Ко...

Конспект занятия с использованием ИКТ для детей младшего дошкольного возраста «Игрушки»

Используемые образовательные технологии: здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика), информационно-коммуникативные технологии (слайд-шоу)....

День открытых дверей.Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с использованием ИКТ по теме: "Осень. Животные леса"

Занятие позволяет уточнить и расширить знания ребенка о времени года - осень, о диких животных, провести коррекционную работу по развитию речи, артикуляционного аппарата, слухового восприятия, моторик...

День открытых дверей. Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с синдромом Дауна по теме: "День рождения куклы Кати"

Занятие разработано для неговорящего, но понимающего инструкцию ребенка. Позволяет обучать новым навыкам и умениям, развивать речевые и неречевые психические функции в обстановке эмоционального комфор...

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста по теме "Осень"

   Представленный конспект занятия направлен не только на непосредственное развитие речи, обогащение словарного запаса по теме "Осень", но и на развитие общей и мелкой мотор...

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие по обучению исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме:"Жизнь диких животных Южного Урала в зимний период".

1).Коррекционная педагогика.Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Практическое применение методических материалов Савенкова А.И.по теме:...

Конспект занятия по реализации образовательной области «Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста на тему «Осень. Признаки осени. Деревья»

      Цель: активизация речевой деятельности детей.Задачи: - образовательные:Формировать представления об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнять...