Конспект занятия по теме "Осень" для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями легкой степени) 5-7 лет
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Владимирова Светлана Геннадьевна

Конспект занятия по теме "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия на тему «Осень» по образовательным областям  «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» для детей 5-7 лет с легкими интеллектуальными нарушениями с использованием: игровой технологии, технологии интегрированного обучения, здоровьесберегающей технологии.

Цель: формировать представления об осени, как о времени года.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

1.Закреплять представления детей об осенних признаках: на деревьях разноцветные листья, солнце прячется за тучами, часто идет дождь, на улице прохладно.

2. Уточнить представления детей о связи одежды с сезоном.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Закреплять знания детьми цветов осенних листьев (березы, дуба, клена).

2. Развивать мышление:

-Учить устанавливать простые причинно-следственные связи в экспериментальной деятельности: «Чтобы не промокнуть, нужно укрыться под зонтом».

- Учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.

3. Развивать речь:

- обогащать словарь детей за счет слов: разноцветные листья, листопад, босоножки, шлепанцы.

- активизировать словарь детей за счет слов: осень, резиновые сапоги, купальник, береза, дуб, клен, тучи.

- формировать диалоговую речь,

4. Развивать мелкую моторику через игры с липучками и пальчиками.

Коррекционно-воспитательные:

Учить детей работать в подгруппе не мешая друг другу.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за признаками осени, опыт с водой «Под чем укрыться от дождя?», разучивание пальчиковой гимнастики «Дождь»

Материалы и оборудование: кукла в купальнике, сачок, 4 картинки с изображением времен года, ковролин, комплект деревьев для ковролина (стволы березы, дуба, клена, муляжи березовых листьев желтого цвета, кленовых  листьев красного цвета, дубовых листьев коричневого цвета на липучках), магнитная кукла с набором одежды и обуви (шапка, куртка, брюки, купальник,  резиновые сапоги, тапки, босоножки, шлепанцы).

Ход  занятия:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация:

Появляется кукла Маша в купальнике и с сачком. Дефектолог спрашивает: «Маша, куда это ты собралась?»,  Маша отвечает: «Я иду гулять. Буду купаться и бабочек ловить».
- Дети, а Маша правильно собралась на прогулку?
Маша: А что не так?
Дефектолог резюмирует ответы детей: Ты собралась на прогулку как летом, а сейчас уже осень – на улице прохладно, купаться нельзя и бабочек нет.

Дети сидят на стульчиках, смотрят, удивляются.

Дети отвечают.

Проблематизация:

Дефектолог от лица куклы: «Я не знаю что такое осень. Что же мне теперь не гулять вообще?»

Д. «Гулять надо обязательно»

Дети высказывают предположения.

Целеполагание: 

Кукла: «А Вы расскажите мне про осень!»

Д: А что ты хочешь узнать про осень?

Дети слушают.

Планирование будущей деятельности:

Маша говорит: «Я хочу узнать, что такое осень. Как узнать осень? А как осенью одеться? А что взять на прогулку? Вот, я все вопросы записала.
Д. «Хорошо Маша. Будем отвечать по порядку»:

Дети слушают.

Реализация плана: 

Последовательные картинки «Времена года»

Осень – это время года. Вот 4 картинки с изображением времен года. Кто поможет разместить их по порядку?

Сначала лето. Если ребенок сам узнал названное время года, педагог спрашивает: «А как ты узнал, что это лето и т.д.).

После лета наступит осень, после осени наступит зима, после зимы наступит весна.

Давайте повторим по порядку названия времен года.

Дети поднимают руку, самостоятельно или с помощью взрослого выбирают картинку с изображением времени года и прикрепляют ее к ковролину.

Листопад (ковролин).

Маша: Я поняла, что осень это время года, но я совсем не поняла, как узнать осень на картинке. Вот лето и зиму я узнаю.

Дети, а вы как узнаете на картинке лето? А как вы узнаете на картинке зиму?

Дефектолог: Осенью на деревьях разноцветные листья.

Маша: «Это как у вас на ковролине?»

- Да, ты Маша очень внимательная.

Дети скажите, какого цвета листья на березе, на клене, на дубе? От холода листья поменяли цвет, были зеленые, а стали разноцветные.

А еще осенью бывает листопад, когда листья опадают на землю.

Давайте поиграем. Подуем как ветерок и листочки наши опадут на землю, - демонстрация.

Пока дети снимают листья, педагог повторяет строчки: «Листопад, листопад листья кружатся летят».

Маша: как интересно, осенью листья… (разноцветные), осенью бывает …(листопад).

Выслушивается несколько ответов детей.

Дети называют цвет листьев.

Дети дуют и перемещают листья под деревья.

Дети напоминают слова.

Динамическая пауза «Дождь»

Маша: Я тут в окошко посмотрела. Небо серое. А солнышка не видно. Куда оно делось?

У-д: Солнышко тучки спрятали и дождь пошел.

Осенью часто идет дождь. Давайте покажем как.

Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва (хлопки руками по столу)

А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом.

(хлопки руками по столу в быстром темпе)

Стали капли поспевать капля каплю догонять.

(хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап ( свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем (соединить руки над головой)

Маша, может ты догадалась, что взять на прогулку осенью?

Маша: Дети, это зонтик?

Дети отвечают.

Дети повторяют движения за педагогом.

Дети отвечают.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Маша: Солнышка нет, вот и холодно. Да еще и дождь часто идет. В чем же мне гулять идти?

У-д:  ты нам напомнила третий вопрос.
Дети, вот одежда и обувь, на счет которой Маша думает, одевать или нет. Давайте оденем куклу по погоде. На улице прохладно, не вся одежда и обувь подойдет.
- Нужна ли Маше осенью куртка? Купальник? Шапка? Брюки?
- Может ли обуть Маша на прогулку осенью кроссовки, ботинки, резиновые сапоги, шлепанцы.
Маша: Я поняла, на улице холодно и надо теплее одеваться. Дети, как надо одеваться?

Дети смотрят, соглашаются.

Дети по очереди  выбирают одежду (обувь) и «одевают» магнитную куклу.

Дети отвечают.

Релаксация

Д/и «Вспомни и скажи»

Ну вот, Маша мы ответили на твои вопросы? Да. Ты все запомнила? Давай проверим, если что, дети тебе помогут.

Что такое осень? Осень - это …(время года).
Как узнать осень? (По листьям на деревьях. Осенью на деревьях разноцветные листья)

Как осенью одеться? (Одеваться надо по погоде).

Что взять на прогулку?

(Зонтик, чтобы укрыться от дождя).

Спасибо ребята, побегу одеваться на прогулку.

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Тема: «Основатель нашего города – Петр I».

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Тема: «Основатель нашего города – Петр I». Задачи: Формирование по...

Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...

Непосредственно образовательная деятельность учителя – дефектолога с детьми имеющими интеллектуальные нарушения легкой степени «Число и цифра 1».

Цели изадачи:Коррекционно – образовательные:Познакомить детей с числом и цифрой 1Закрепить знания о таком времени года, как осеньЗакрепить знания о том, чем питаются белка, кабан и полевая мышь; закре...

Непосредственно - образовательная деятельность учителя – дефектолога с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения легкой степени «Колобок».

Цели из адачи:Коррекционно – образовательные: Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Колобок»Продолжать формировать эмоциональное отношение к персонажам и сюжету...

Статья «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени».

Участие во II международном фестивале педагогического мастерства «Делюсь опытом» с научно – методической разработкой: «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени&raqu...

Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)

Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)...