Конспект занятия по теме "Осень" для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями легкой степени) 5-7 лет
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему «Осень» по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» для детей 5-7 лет с легкими интеллектуальными нарушениями с использованием: игровой технологии, технологии интегрированного обучения, здоровьесберегающей технологии.
Цель: формировать представления об осени, как о времени года.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Закреплять представления детей об осенних признаках: на деревьях разноцветные листья, солнце прячется за тучами, часто идет дождь, на улице прохладно.
2. Уточнить представления детей о связи одежды с сезоном.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Закреплять знания детьми цветов осенних листьев (березы, дуба, клена).
2. Развивать мышление:
-Учить устанавливать простые причинно-следственные связи в экспериментальной деятельности: «Чтобы не промокнуть, нужно укрыться под зонтом».
- Учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.
3. Развивать речь:
- обогащать словарь детей за счет слов: разноцветные листья, листопад, босоножки, шлепанцы.
- активизировать словарь детей за счет слов: осень, резиновые сапоги, купальник, береза, дуб, клен, тучи.
- формировать диалоговую речь,
4. Развивать мелкую моторику через игры с липучками и пальчиками.
Коррекционно-воспитательные:
Учить детей работать в подгруппе не мешая друг другу.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за признаками осени, опыт с водой «Под чем укрыться от дождя?», разучивание пальчиковой гимнастики «Дождь»
Материалы и оборудование: кукла в купальнике, сачок, 4 картинки с изображением времен года, ковролин, комплект деревьев для ковролина (стволы березы, дуба, клена, муляжи березовых листьев желтого цвета, кленовых листьев красного цвета, дубовых листьев коричневого цвета на липучках), магнитная кукла с набором одежды и обуви (шапка, куртка, брюки, купальник, резиновые сапоги, тапки, босоножки, шлепанцы).
Ход занятия:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивация: Появляется кукла Маша в купальнике и с сачком. Дефектолог спрашивает: «Маша, куда это ты собралась?», Маша отвечает: «Я иду гулять. Буду купаться и бабочек ловить». | Дети сидят на стульчиках, смотрят, удивляются. Дети отвечают. |
Проблематизация: Дефектолог от лица куклы: «Я не знаю что такое осень. Что же мне теперь не гулять вообще?» Д. «Гулять надо обязательно» | Дети высказывают предположения. |
Целеполагание: Кукла: «А Вы расскажите мне про осень!» Д: А что ты хочешь узнать про осень? | Дети слушают. |
Планирование будущей деятельности: Маша говорит: «Я хочу узнать, что такое осень. Как узнать осень? А как осенью одеться? А что взять на прогулку? Вот, я все вопросы записала. | Дети слушают. |
Реализация плана: Последовательные картинки «Времена года» Осень – это время года. Вот 4 картинки с изображением времен года. Кто поможет разместить их по порядку? Сначала лето. Если ребенок сам узнал названное время года, педагог спрашивает: «А как ты узнал, что это лето и т.д.). После лета наступит осень, после осени наступит зима, после зимы наступит весна. Давайте повторим по порядку названия времен года. | Дети поднимают руку, самостоятельно или с помощью взрослого выбирают картинку с изображением времени года и прикрепляют ее к ковролину. |
Листопад (ковролин). Маша: Я поняла, что осень это время года, но я совсем не поняла, как узнать осень на картинке. Вот лето и зиму я узнаю. Дети, а вы как узнаете на картинке лето? А как вы узнаете на картинке зиму? Дефектолог: Осенью на деревьях разноцветные листья. Маша: «Это как у вас на ковролине?» - Да, ты Маша очень внимательная. Дети скажите, какого цвета листья на березе, на клене, на дубе? От холода листья поменяли цвет, были зеленые, а стали разноцветные. А еще осенью бывает листопад, когда листья опадают на землю. Давайте поиграем. Подуем как ветерок и листочки наши опадут на землю, - демонстрация. Пока дети снимают листья, педагог повторяет строчки: «Листопад, листопад листья кружатся летят». Маша: как интересно, осенью листья… (разноцветные), осенью бывает …(листопад). | Выслушивается несколько ответов детей. Дети называют цвет листьев. Дети дуют и перемещают листья под деревья. Дети напоминают слова. |
Динамическая пауза «Дождь» Маша: Я тут в окошко посмотрела. Небо серое. А солнышка не видно. Куда оно делось? У-д: Солнышко тучки спрятали и дождь пошел. Осенью часто идет дождь. Давайте покажем как. Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва (хлопки руками по столу) А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом. (хлопки руками по столу в быстром темпе) Стали капли поспевать капля каплю догонять. (хлопки руками на каждое слово) Кап-кап, кап-кап ( свободные движения пальчиками) Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем (соединить руки над головой) Маша, может ты догадалась, что взять на прогулку осенью? Маша: Дети, это зонтик? | Дети отвечают. |
Дети повторяют движения за педагогом. Дети отвечают. | |
Д/и «Оденем куклу на прогулку» Маша: Солнышка нет, вот и холодно. Да еще и дождь часто идет. В чем же мне гулять идти? У-д: ты нам напомнила третий вопрос. | Дети смотрят, соглашаются. Дети по очереди выбирают одежду (обувь) и «одевают» магнитную куклу. Дети отвечают. |
Релаксация Д/и «Вспомни и скажи» Ну вот, Маша мы ответили на твои вопросы? Да. Ты все запомнила? Давай проверим, если что, дети тебе помогут. Что такое осень? Осень - это …(время года). Как осенью одеться? (Одеваться надо по погоде). Что взять на прогулку? (Зонтик, чтобы укрыться от дождя). Спасибо ребята, побегу одеваться на прогулку. | Дети отвечают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Тема: «Основатель нашего города – Петр I».
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Тема: «Основатель нашего города – Петр I». Задачи: Формирование по...
Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.
Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...
Непосредственно образовательная деятельность учителя – дефектолога с детьми имеющими интеллектуальные нарушения легкой степени «Число и цифра 1».
Цели изадачи:Коррекционно – образовательные:Познакомить детей с числом и цифрой 1Закрепить знания о таком времени года, как осеньЗакрепить знания о том, чем питаются белка, кабан и полевая мышь; закре...
Непосредственно - образовательная деятельность учителя – дефектолога с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения легкой степени «Колобок».
Цели из адачи:Коррекционно – образовательные: Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Колобок»Продолжать формировать эмоциональное отношение к персонажам и сюжету...
Статья «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени».
Участие во II международном фестивале педагогического мастерства «Делюсь опытом» с научно – методической разработкой: «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени&raqu...
Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лёгкой степени на 2018 – 2019 учебный годМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области Коррекцио...
Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)...