Статья «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени».
статья по коррекционной педагогике

Сартакова Алена Сергеевна

Участие во II международном фестивале педагогического мастерства «Делюсь опытом» с научно – методической разработкой: «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени». Статья опубликованна в сборнике "Делюсь опытом" ISBN 978- 5-6041934-3-3

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey_s_zpr_i_uo_legkoy_stepeni.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Бабич Янина Анатольевна, педагог-психолог, учитель-дефектолог,

Бибик Ирина Анатольевна, учитель-логопед,

Сартакова Алена Сергеевна, воспитатель, учитель-дефектолог,

МБДОУ д/с № 17, г. Зеленогорск, Красноярский край

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР И УО ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ

В последние десятилетия одной из самых актуальных обозначилась проблема существенного роста детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития.

Задержка психического развития одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

Умственная отсталость (олигофрения) – патологическое состояние, при котором наблюдается нарушение, отставание в развитии мыслительных (умственных) функций человека. Не всегда легко определить, умственная отсталость или ЗПР у ребёнка, поскольку эти состояния имеют сходные черты.

В отличие от УО, дети с ЗПР обладают более полноценными возможностями для дальнейшего развития. При правильной педагогической работе отмечается значительный скачок в развитии. В дальнейшем (при благоприятных условиях воспитания и обучения) они оканчивают массовую школу, учатся в техникумах.

Основные причины формирования ЗПР и УО:

Биологические: нарушения развития мозга в перинатальном периоде, родовые травмы, инфекционные и хронические соматические заболевания, гипоксия и другие осложнения во время родов, асфиксия, кислородное голодание, вредные привычки матери, недоношенность, генетические нарушения.

При этом недостаточная развитость психики и интеллекта может наблюдаться у детей, которые были рождены здоровыми. Если ребенок часто болеет тяжело протекающими болезнями, это сказывается на его психическом развитии. 

Социальные: обилие стрессовых ситуаций, развитие в нездоровой обстановке,

недостаточное питание, гиперопека.

Симптомы задержки психического развития (ЗПР) в раннем возрасте.

Нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены уже в раннем возрасте (до 3-х лет). Последствия раннего органического поражения мозга или функциональная незрелость ЦНС обусловливают ряд отклонений, затрудняющих взаимодействие ребенка с окружающей средой, вследствие чего не складывается полноценная база для последующего развития высших психических функций.

Явными признаками нарушений психического развития являются:

  1. Отставание возрастных норм по формированию речи. Ребенок с ЗПР позже начинает гулить, лепетать. В активном словаре всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой устойчивые звуки или слоги. Пассивный запас слов также низкий. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Ребенок не может выполнить простые просьбы. Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются во фразу, в предложение. Произношение невнятное, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие люди.
  2. Отсутствие истинно предметных действий, замена их манипуляциями.
  3. Неадекватные действия (пытается вложить неподходящие вкладыши в доске Сегена). Не различает цвета.
  4. Не понимание обращенной речи, но вслушиваются, идут на контакт. Это важно для дифференциации ЗПР и более тяжелых нарушений.
  5. Нарушения координации движений, мелкой и крупной моторики, что обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки,  в процессе одевания.
  6. Из-за нарушений в центральной нервной системе, ребенок может иметь проблемы с засыпанием, сном, процессами возбуждения и торможения.
  7. Поведенческие нарушения, свидетельствующие о неблагополучии в эмоционально-волевой сфере личности: ребёнок часто плачет, раздражителен, нервозен, капризничает, истерики по пустякам, не может сам себя занять, трудно адаптируется к новым ситуациям, снижена коммуникативная активность ребенка, его возможность в плане сотрудничества со взрослым, проявляет негативизм, агрессивность, не может выразить свои потребности и эмоции, и реагирует на все криком, не понимает запретов, не усваивает элементарные правила поведения, возбудим, трудно тормозим.

Выраженность перечисленных недостатков психомоторного и речевого

развития зависит от степени тяжести поражения ЦНС. Проблемы в развитии

ребенка могут усугубляться ранней сенсорной и эмоциональной депривацией,

если он воспитывается в неблагоприятных социальных условиях.

Однако оценка уровня психомоторного и речевого развития ребенка должна

производиться очень осторожно. Так как при различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика (например, «безречевым», неговорящим может быть ребенок с нарушенным слухом, умственной отсталостью, анемией, аутизмом).

Так же практика доказывает, что раннее выявление отклонений и квалифицированная помощь ребенку в раннем возрасте обеспечивают наибольшую эффективность в преодолении имеющихся нарушений и предупреждении отклонений в развитии.

Признаки ЗПР в дошкольном возрасте (4-7 лет)

Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР,

прежде всего, следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными

возможностями. Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Что необходимо отметить в качестве общих проявлений.

Незрелость эмоционально-волевой сферы, что обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы. Затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление. В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Существенным проявлением задержки психического развития является очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности, во всех ее видах.

Несформированность познавательной деятельности. Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отличаются его периодические колебания. Внимание трудно сконцентрировать на протяжении той или иной деятельности. Недостатки внимания детей с ЗПР в значительной мере связаны с низкой работоспособностью. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности – в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием, в первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Затруднён процесс восприятия. Причины нарушения восприятия низкая скорость приема и переработки информации. Нарушения зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия. Выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно - исследовательская деятельность. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величина. Таким образом эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных, светлых оттенков, пользуется недифференцированным обозначением параметров величины «большой – маленький», а не называет признаки длины, ширины, высоты, толщины. Наиболее значительное отставание наблюдается в восприятии пространства. Еще большее отставание прослеживается в формировании интеграции зрительно-слуховой, которая имеет важнейшее значение при обучении грамоте. Это отставание, несомненно, проявляется в трудностях этих детей при обучении чтению и письму.

Недостаточность, отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз их руки, устанавливаемых взрослым. Все это отмечается, естественно, тогда, когда ребенок не видит устанавливаемых поз.

Важно отметить, что в ходе возрастного развития недостаточность восприятии преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными они становятся. Быстрее преодолевается отставание в развитии зрительного восприятия и слухового. Особенно интенсивно это происходит в период обучения грамоте.

Медленнее развивается осязательное восприятие.

Речевые нарушения играют большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР. Они характеризуются определенными чертами.

 1.Отклонения в строении органов артикуляции: аномалии прикуса; укорочение подъязычной связки; массивный язык; дефекты строения зубного ряда. 

2. Недостаточность речевой моторики, что проявляется в напряжении мышц языка, трудностях удержания определенной позы языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое.

3. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Чаще всего это сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные. Преобладающим видом нарушения  является смешение звуков.

4. Недостаточная сформированность фонематического восприятия. Дети испытывают затруднения при дифференциации звуков на слух, при этом они плохо различают не только нарушенные в произношении звуки, но и некоторые правильно произносимые звуки. Испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового и словесного ряда или изменяют их последовательность.                                                                                                                                                                    5. Несформированность звукового анализа и синтеза. Это нарушение оказывается очень стойким, сохраняется в течение нескольких лет и вызывает в школе нарушения письма и чтения. Без целенаправленной коррекционной работы дети с ЗПР не могут овладеть звуковым анализом слов. Относительно возможным для них является умение выделять начальный ударный гласный. Затрудняются при выделении первого согласного звука, конечного гласного звука. Наибольшую трудность у детей с ЗПР вызывает анализ слога со стечением согласных. Малодоступны задания на определение количества и  последовательности звуков в слове.                          

6. Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. При ЗПР характерны следующие особенности словарного запаса: преобладание пассивного словаря над активным; ограниченность словарного запаса; затрудненная его активизация; неточное, иногда и неадекватное употребление слов. Страдает предметная соотнесенность слов. Дети не могут назвать воспринимаемый предмет, его свойства, особенности. Вместо этого они начинают описывать ситуацию или действие, с которым связан данный предмет. Затруднения вызывает использование обобщающих понятий. Часто обобщающее понятие заменяется родовым, видовым или каким-либо конкретным понятием. Редко используют глаголы, обозначающие эмоциональные состояния. Недифференцированно используют слова, обозначающие свойства и признаки предметов. Чаще  используют прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. При подборе антонимов используют прилагательные с частицей «не»: храбрый – не храбрый. Затрудняются и в подборе слов-синонимов.

7. Отмечается недоразвитие процессов словоизменения, словообразования.

При восприятии длинных предложений из 6-7 слов дети нарушают порядок слов, пропускают отдельные члены предложений, заменяют малознакомые слова, что связано с неполноценностью грамматического программирования.

Не сформирована система предлогов языка – нарушенным является как понимание значения простых и сложных предлогов, так и их употребление.

8. Недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Дети могут не отвечать на вопросы взрослого из-за слабого побуждения к речи, или дают малоразвернутые ответы. Часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. Монологическая речь – носит ситуативный характер. У большинства детей обнаруживаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу. Незрелость внутриречевых механизмов приводит к трудностям в формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по картине, серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание. Самостоятельные рассказы на заданную тему особенно трудны для детей с ЗПР.

Мыслительная деятельность. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, сложности создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Затрудняются при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Однако в отличие от умственно отсталых детей дошкольники с ЗПР после получения помощи выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.

Моторное развитие. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

Игровая деятельность. У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке. В отличие от нормально развивающихся детей у них обычно нет любимых игрушек. С трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается. Однако в отличие от умственно отсталых дошкольников, у которых без специального обучения ролевая игра не формируются, дети с ЗПР находятся на более высоком уровне – они переходят на этап сюжетно-ролевой игры. Но в сравнении с нормой уровень ее развития достаточно низкий и требует коррекции.

Список литературы:

  1. Баряева Л.Б.,Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПб.: СОЮЗ, 2003. 320 с.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание – Москва: Просвещение, 2005.272 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Особенность развития детей младшего дошкольного возрвста"

Это очень легкий и необременительный вид помощи родителям. Шпаргалка — это ведь так, для уверенности, а не для обязательного исполнения. Можно прочитать и подумать, но сделать все по-своему....

статья: "Особенности развития детей раннего возраста"

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...

Статья.Особенности развития детей 3-4 лет

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда в 3 – 4 года закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша....

Статья "Особенности развития детей с нарушенной слуховой функцией и направления коррекционно-педагогической работы"

В данной статье представлен научно-практический материал по исследованию причин нарушения слуховой функции. Также даны рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы....

Консультация - практикум «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени»

В последние десятилетия одной из самых актуальных обозначилась проблема существенного роста детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дет...

Статья «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени».

Участие во II международном фестивале педагогического мастерства «Делюсь опытом» с научно – методической разработкой: «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени&raqu...

Статья: Особенности развития детей второй младшей группы детского сада статья (младшая группа)

2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуют...