Методическая разработка. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей раннего возраста с нарушениями слуха. Тема: "Цвет"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Карасева Наталья Юрьевна

Данная методическая разработка представляет собой  - конспект занятия по формированию элементарных математических представлений  для детей раннего возраста с нарушениями слуха по теме : "Цвет". Данная методическая разработка позволяет педагогу познакомить детей с основными цветами в непосредственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvet.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №  27  компенсирующего вида

Московского района Санкт - Петербурга «Надежда»

Конспект подгруппового занятия

по формированию элементарных математических представлений

с детьми раннего возраста со слуховой депривацией

Тема: « Цвет »

учитель – дефектолог высшей кв.к.

Н.Ю. Карасева

Санкт – Петербург

2021 г

 


Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми раннего возраста группы № 5

Тема занятия:   "Цвета"

Цель занятия:  Закреплять понятия  детей  об основных цветах.

Задачи:

Общеобразовательные:

1.Закреплять  названия основных цветов (синий, красный, желты, зеленый)

2.Закреплять умения различать звукоподражания;

3.Закреплять умение различать знакомые слова при выборе из 4-х;

4.Учить соотносить предметы по цвету;

5.Развивать память, внимание, мышление, подражательные навыки;

Коррекционно – развивающие:

1.Развивать слуховое внимание и память;

2.Формировать условную двигательную реакцию на звучание барабана;

3.Закреплять умения соотносить действия детей с силой звучания (тихо - громко);

4.Развивать артикуляционный аппарат; формировать плавный выдох;

5.Учить произносить слоги, звукоподражания и названия основных цветов в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей.

6.Учить детей подражать движениям фонетической ритмики, вызывать голосовую реакцию при помощи приемов фонетической ритмики;

5.Развивать  мелкую  и общую моторику;

6.Формировать навык глобального чтения, выполнять действия по предъявлению табличек;

7.Учить сличать парные таблички;

Воспитательные:

1.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

2.Развивать навыки взаимодействия детей  друг с другом.

3.Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

 


Материалы к занятию

Демонстрационный материал:

1.Фланелеграф; фотографии взрослых и детей группы; таблички с речевым материалом.

2.Карточки  для проведения фонетической ритмики : карточки с графическим изображением А, О, У, И, М, АМ, ОМ, УМ, МА, МО, МАМА.

3.Квадраты основных цветов; таблички с речевым материалом;

4.Мяч;

5.Коробка- 2 шт.

Раздаточный материал:

для выработки условной двигательной реакции - барабан

для работы над дыханием – «перышки»

для работы по сличению парных цветов;

для работы по сличению парных табличек – таблички с написанием слов;

Предварительная работа:

1.Рассматривание фотографии взрослых и детей группы раннего возраста, узнавание, тренировка в умении находить друг друга и себя по фото;

2.Работа по соотнесению парных табличек, картинок, предметов;

3.Знакомство детей с названиями основных цветов; тренировка в умении находить знакомые предметы определенного цвета в окружающей обстановке; на картинках; в книгах;

4.Работа по соотнесению основных цветов;

5.Развитие подражательных способностей детей; повторение и копирование действий взрослого;

6.Постоянная работа по вызыванию голосовой реакции посредством фонетической ритмики; имитация звукоподражаний, слогов, простых слов;

8.Работа по различению силы звучания (тихо - громко);

9.Формирование условной двигательной реакции (УДР)  на звучание различных инструментов.

10.Систематическая  работа по проведению пальчиковой гимнастики;

11.Проведение работы по формированию навыка глобального  чтения; отработка действий при предъявлении табличек;

Используемые технологии:

1.Фонетическая ритмика.

2.Динамическая пауза.

3.Пальчиковая гимнастика

Организация занятия:

Во время подготовки к проведению занятия проверяется работа индивидуальных слуховых аппаратов (ИСА) и кохлеарного импланта (КИ) детей.

Ход занятия:

Во время занятия весь речевой материал проговаривается учителем - дефектологом совместно с детьми в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей. Часть речевого материала представлена на табличках  для слухо - зрительного восприятия и формирования навыка глобального чтения детей. Для развития слухового восприятия используется экран, за которым произносится речевой материал.


Тема занятия: "Цвета"

Ход занятия:

Этапы занятия

Содержания занятия;

виды работы

Речь учителя - дефектолога

Действия и ответы детей

Демонстрационный

и раздаточный материал; оборудование

1.Организационное начало занятия

Определение источника звучания

а) Игровое упражнение:

"Передай колокольчик"

Формирование навыка глобального чтения

б) Выполнение действий по предъявлению табличек

Выработка условной двигательной реакции на звучание барабана;

Учить различать силу звучания бубна;

в) Дидактическая игра: "Кто это?"

Педагог собирает детей на занятие - звенит колокольчиком.

Педагог приветствует детей; Привет

Педагог передает колокольчик детям, сопровождает действие словом «на»; Встаньте.

Педагог демонстрирует детям таблички с глаголами: Иди. Стой. Беги. Прыгай.

Педагог привлекает внимание детей – показывает барабан, называет. Показывает, как он звучит. Каждому дает палочку и предлагает ударить в барабан так, как написано на табличке. Дети выполняют.  Барабан. Тихо. Громко.

Педагог предлагает детям рассмотреть фото. Кто это?;

тётя Ната; тётя Галя

Дети строятся по сигналу колокольчика.

Здороваются;

Дети передают колокольчик друг другу, сопровождая действия словом «на»

Дети выполняют действия по предъявлению табличек

 

Барабан. На. Дай.

ТА-ТА-ТА  (тихое произнесение + удары )

ТА-ТА-ТА  (громкое произнесение + удары)

дети находят взрослого по фото и показывают на него

колокольчик;

веревка;

коробка;

барабан;

таблички с речевым материалом,

фотографии

фланелеграф

2. Работа за столами

Игра: "Найди свое место "

Развитие слухового восприятия и памяти. Глобальное чтение табличек.

1.Называние имен детей;

2.Сличение фото и объекта изображения;

3.Сличение парных табличек;

4. Сличение  предметов по цвету;

 5.Соотнесение парных картинок;

Педагог  звенит в колокольчик и предлагает детям найти свое место – встать около своей фотографии. Сядьте.

Педагог показывает табличку с именами; называет имена детей (за экраном) и просит детей указать:

Кто это? имена детей  Вот. Нет. Там. Будем слушать.

Педагог демонстрирует детям цветные квадраты; четко произносит название (за экраном), затем на слухо – зрительной основе.

Красный. Желтый. Синий. Зеленый.

Дети  находят свое место по фотографии, становятся за стульчиками. Дети садятся за столы.  Вот. Имена детей.

Дети находят свое имя  по табличке, показывают себя на фото.

Дети отыскивают на раздаточном панно нужные цвета, показывают их, сличают парные картинки. По возможности называют цвета.

На столах лежат фотографии детей.

Раздаточные панно

 «Четыре цвета»; комплект табличек с названиями основных цветов.

3. Пальчиковая гимнастика

1.Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;

2.Учить выполнять движения по подражанию;

а) Пальчиковая гимнастика - педагог показывает действия

«Вот пять пальчиков – смотри!

Их как хочешь поверни.

Один, два, три, четыре, пять -

Будем весело считать!»

б) Педагог предлагает детям выполнить движения по образцу.

 «Очки» – указательный и большой пальцы соединяются вместе, образуя подобие очков. Дети смотрят в «очки».

«Бинокль» - указательный и четыре пальца каждой руки соединяют вместе, образуя подобие бинокля. Дети смотрят в «бинокль»

«Подзорная труба» -  дети делают подзорную трубу и прикладывают к одному глазу.

а) Дети выполняют пальчиковую гимнастику, подражая действиям педагога.

б) Выполняют действия по образцу.

3. Динамическая пауза.

Подвижная игра: «»

1.Снятие напряжения и усталости.

2.Подражание действиям педагога.

3.Учить водить хоровод, ходить по кругу.

Педагог предлагает детям встать в круг и «прокатится на карусели».

Темп движения постепенно увеличивается, при окончании – замедляется.

«Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели.

А потом - бегом ,бегом;

и потом – бегом – бегом.

Тише, тише - не спешите.

Карусель остановите»

 Дети встают в круг.Дети выполняют действия  вместе с педагогом.

.

4. Развитие дыхания и артикуляции

1.Активизация вдоха и развитие плавного выдоха.

2.Подражание действиям и словам педагога

3.Закрепление произнесение звуков  при демонстрации карточек.

4.Формирование навыка глобального чтения

Педагог показывает коробку - привлекает внимание детей.

Что там? Перышко.

На. Дай.

Дети выполняют игровое упражнение "Дай - На";

Тренировка активного вдоха и плавного выдоха. Перышко.

Дай. На. Вот. Нет.

А, О, У, И, М

Коробка;

Перышки

таблички с речевым материалом;

5. Фонетическая ритмика.

1.Вызывание голосовой реакции детей;

2.Развитие речевого дыхания;

3.Произнесение звуков М; и слогов: ОМ; МА; АМ; МАМА

4.Формирование навыка глобального чтения табличек;

 Педагог предъявляет детям  карточки и  таблички  

 А, О, У, И, М

Вместе с детьми (в игровой форме)  показывает произносит ОМ; МА; АМ; МАМА

Дети встают в круг.

произносят звук М изолированно и слогосочетания

ОМ; МА; АМ; МАМА

Таблички с графическим изображением букв.

6. Дидактическая игра: «Чего нет?»

1. Учить называть звукоподражания, сопровождая их элементами фонетической ритмики, жестами.

2.Закреплять  названия по теме: «Игрушки».

3. Развивать память, внимание, мышление.

 4.Формировать навык глобального чтения. 5.Выполнять действия по предъявлению табличек.

Педагог приглашает детей сесть на стульчики. Привлекает внимание – показывает коробку. Вынимает из нее игрушки. Показывает, называет их.  Демонстрирует табличку с названием. Сядьте. Что это? Мяч. Собака. Кошка.

Вместе с детьми, пересчитывает игрушки: 1, 2, 3. Закрывает платком игрушки, прячет одну из них. Просит детей угадать: «Чего нет?»  Показывает «спрятанную игрушку». Педагог акцентирует внимание детей на табличке с написанием названия игрушки.

 Игру повторяют 3-4 раза.

Встаньте.

Дети садятся.  Рассматривают игрушки, называют их. Считают вместе: 1,2.3. Потом пытаются угадать какой игрушки не стало. Называют.

Мяч. Собака. Кошка.

Стульчики стоят полукругом;

Столик,

Коробка.

Игрушки: мяч, собака, кошка.

Платок;

таблички с речевым материалом;

7.Организационное окончание занятия

Педагог поощряет детей;

прощается с ними.

Занимались хорошо.

Что там? Конфета. Спасибо.

Пока.

Дети прощаются; благодарят.

Дай. Конфета. Спасибо. Пока.

Конфеты;

таблички с речевым материалом.


Выводы:

Данное занятие по развитию речи является заключающим по теме «Цвет»".

Представленное занятие включает в себя элементы фонетической ритмики; упражнения на развитие артикуляционного аппарата; игровые упражнения для развития дыхания и элементы самомассажа лица. На занятии проводится работа по систематической выработке условной двигательной реакции (УДР) на звучание музыкального инструмента бубна. Выработка соотнесения силы звучания бубна (тихо - громко) с действиями детей (ходьба – бег - остановка). Отражена работа по формированию навыка глобального чтения, соотнесения предмета и его изображения; сличения одинаковых табличек.

Различение звукоподражаний и слогов, простейших слов  проводится  на слух и на слухо - зрительной основе с опорой на картинку. На занятии представлена работа по развитию слухового восприятия - определения источника звучания. Предложено игровое упражнение, направленное на определения источника звучания, на формирование умения реагировать на звуковой сигнал.

Проводится работа по развитию пальчиковой гимнастики, которая способствует развитию координации детей раннего возраста.

Содержание занятия соответствует уровню развития  памяти, внимания, мышления, познавательных процессов детей раннего возраста с 3 - 4 степенью  сенсоневральной тугоухостью (тяжелая степень потери слуха; глухота), а также способствует развитию слухового внимания с детьми с меньшей потерей слуха: 2 - 3 степени. Данное занятие содержится  в системе постреабилитационной программы по развитию речи с ребенком с КИ (кохлеарным имплантом).

Речевой материал занятия подобран с учетом дальнейшего развития навыков социальной адаптации и эмоциональной сферы развития детей со слуховой депривацией, т.е  активной способностью к подражательным действиям; выполнению действий по предложенному образцу; понимание детьми вопросов и пр.

Занятие проводится в игровой форме, сопровождается частой сменой видов деятельности. Это способствует активизации внимания детей раннего возраста. Используются яркие красочные пособия, раздаточный материал – все это способствует эффективному выполнению заданий. Обязательным условием проведения занятия является проведение физ – минутки – хороводной игры «Карусель». Это позволяется детям снять усталость, учит взаимодействовать друг с другом; водить хоровод, не разнимая рук.

В результате проведения коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушениями слуха в совместной деятельности было выявлено, что дети могут:

  1. Различать 4 основных цвета на слух и слухо – зрительной основе с опорой на дидактический раздаточный материал.
  2. Сформировано умение считать до трех, соотносить счет с количеством пальцев на руке.
  3. Сформировано умение соотносить парные картинки, таблички на знакомом материале.
  4. Вырабатывается условно – двигательная реакция на звучание барабана;
  5. Сформирована способность различать силу звучания барабана и самостоятельно вызывать звук необходимой силы.
  6. Активизировано развитие мелкой моторики мышц рук.
  7. Сформирована потребность в речевом общении; развиваются произносительные навыки; улучшается развитие артикуляционного и дыхательного аппарата;
  8. Формируется навык глобального чтения.
  9. Воспринимать  и различать слухо - зрительно и на слух знакомые  слова, названия, звучания.
  10. Формируется навык общения друг с другом; подражательные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)

План  -  конспект   игры   на формирование   элементарных математическихпредставлений  у  детей  раннего возраста  ( первая млад...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста

На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большу...

Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»

Продолжать учить составлять и решать математические задачи и приемы. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно....

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста на тему: «Путешествие в лес»

Цель: Формировать умение детей соотносить предметы по цвету, объединять одинаковые предметы в предметные множества по словесному заданию.Задачи:Образовательные:1. Учить детей запоминать и называт...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с нарушением слуха на тему: «Геометрические формы: круг, квадрат, треугольник»

Данный материал содержит в себе конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с нарушением слуха на тему: "Геометрические формы: кр...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития "Вовка в тридевятом царстве"

Данная методическая разработка позволяет, в условиях итогового занятия, выявить уровень усвояемости детьми с задержкой психического развития программного материала в образовательной области "Позн...