Познавательная деятельность у дошкольников подготовительного возраста
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Черненко Елена Александровна

Особенности развития познавательной деятельности у дошкольников  подготовительного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx460.66 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития познавательной деятельности у дошкольников  подготовительного возраста

Одним из средств познания окружающего мира является познавательный интерес. Рассматриваемый в психолого-педагогических исследованиях как сложное образование, он сам по себе знаний не содержит. Однако интерес, вычленяя информацию из общего потока, выделяя предмет или явление, делает его тем самым значимым для ребенка. Процесс познания в целом определяется от начала до конца интересом: само выделение объекта и задача его познания прямо определяются потребностями и интересами ребенка; выражая активное, побудительное начало, он становится катализатором процесса познания.

Интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом.       Интерес сказывается на направленности внимания и мыслей.

Развитие личности.

Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий – способностью различными представлениями в уме не только в наглядном плане.

Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях в себе, его образе Я. Для морального развития этот возраст является сензитивным, т.е. чувствительным. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям  жизни.

Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.

Ведущей потребностью детей данного возраста является общение. Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра.

Одной из важнейших особенностей данного возраста является появление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания – 25-30 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития памяти. Ребенок способен усилить свою память в помощью таких приемов, как классификация, группировка.

Мышление. Ведущим является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться в словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно требуется помощь взрослого, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может дать исключения на основе всех изученных обобщений, выстаивать серию из 6-8 последовательных картинок.

Воображение. Этот период – сензитивный (чувствительный) для развития фантазии.

Речь. Продолжает развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика. Связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарных запас. Так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Конструирование. Дети имеют представления о форме, величине, пространственных отношений элементов конструкции, отражают это в речи. Употребляя при этом слова большой-маленький, больше-меньше, одинаковый, длинный-короткий, ниже-выше, высокий-низкий, длиннее-короче, внизу-наверху, рядом, около, близко-далеко, ближе-дальше.

 Дошкольники умеют видеть целостную конструкцию и анализировать ее, устанавливая их функциональное назначение, определяя соответствие форм, размеров, местоположения в соответствии с задачами и планом конструкции.

Дети должны выполнять схематические рисунки и зарисовки выполненных построек. Дети имеют воссоздать целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок.

Представление о себе и об окружающем природном мире.

Дети имеют представления о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), сезонных и суточных изменениях (лето, зима, весна, осень, день, ночь, утро, вечер). Дети связывают их с изменениями в жизни людей, животных, растений в различных климатических условиях. Они имеют представления о месте обитания, образе жизни, способах питания животных и растений.

                   D:\фото время\IMG_1074.JPG

Элементарные математические представления.

Дети овладевают наиболее сложным психологическим действием – решением арифметических задач.

Обозначают общее количество сосчитанных объектов последним произнесенным числом. Счет в любом порядке. Сформировано понятие об отношении равенства и неравенства с обозначением знаками =, ≠, а также зависимости между величинами, числами, выраженными в знаках «больше», «меньше» (< ,>).

             D:\фото время\IMG_1079.JPG

Дети имеют представления о свойствах и отношениях объектов (классификация, сериация). Могут использовать способ проверка (приемы наложения и приложения) для количества, величины, формы предметов. Дошкольники умеют образовывать последующее число добавлением одного предмета к группе, предыдущее – удаление одного предмета из группы. Совершенствуют счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия. Знакомы с количеством в пределах десяти. Знают цифры 0,1-9, в правильном и зеркальном изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносить их с количеством предметов. Умеют возможным способом изображать цифры: рисовать на бумаге, песке, манке, доске; конструировать из деталей конструктора, лепить из глины, пластилина, теста. У детей сформировано умение называть цифровой ряд, выкладывать цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов, выделяя цифровые знаки среди других изображений и называя и обобщающим словом.

                      D:\фото время\IMG_1078.JPG

Дети умеют выбирать объемные (шар, куб, кирпичик) и плоскостные (круг, квадрат, прямоугольник) геометрические фигуры по словесной инструкции.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культур, дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

                   

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная познавательная деятельность детей среднего возраста с диагнозом ОНР по теме "Путешествие на дачу."

1. Цели и задачи образовательной деятельности.2.Ход путешествия :дыхательное упражнение.расширение  и закрепление знаний об осени (что за окном поезда).загадки бабушки - загадушки.игра "один - мн...

СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в познавательном развитии детей дошкольного возраста. ...

Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях РЭМП

Научить ребенка-дошкольника учиться, учиться с интересом и удоволь­ствием, постигать математику и верить в свои силы - главная цель мате­матического образования....

Проект на тему: «Особенности развития познавательной деятельности детей раннего возраста».

Проблема развития познавательной деятельности – одна из самых актуальных в современной педагогике.По мнению Павловой Л.Н., «уровень современных знаний о ребёнке раннего возраста позволяет судить...

Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....