Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях РЭМП
статья по математике по теме
Научить ребенка-дошкольника учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - главная цель математического образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях РЭМП
Известно, что ребенок дошкольного возраста отличается удивительной активностью в познании окружающего и интерес к математике у него проявляется довольно рано. Постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свойствах, о величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить с предметами: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить. Кругозор ребенка формируется сначала на основе того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось увидеть у взрослых, а также того, с чем удалось соприкоснуться самому, поэкспериментировать. Затем горизонты расширяются: ребенок усваивает то, о чем рассказывают, читают, сам строит догадки, фантазирует. Появляются суждения, отражающие накопленный опыт. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному. Он постепенно поднимается по невидимой лесенке.
Каждая новая ступенька расширяет его возможности, обогащает представления, совершенствует способы их применения. Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Происходит их своеобразное «распределение» по полочкам-понятиям - систематизация, как говорят взрослые.
Однако умственное развитие является полноценным, когда не только происходит движение от незнания к знанию, но и, по мысли известного детского психолога академика Н.Н. Поддьякова, возникает противоположное направление - от понятного, определенного, объяснимого к непонятному и неопределенному. Это выражается в том, что в представлениях детей об отдельных сторонах окружающего вдруг возникают противоречия. Аргументы становятся неубедительными, отчетливые знания - размытыми. Нужна активная познавательная деятельность самого ребенка, чтобы найти ответы на возникшие вопросы.
Эти же закономерности обнаруживаются и при усвоении математических представлений. Взрослые, поддерживая естественный интерес детей к математике, нередко стремятся облегчить путь познания, уберечь от трудностей, как бы обмануть время, опередить развитие, чтобы потом, в школе, им было легче изучать математику. Они делятся с дошкольниками своим опытом, к которому шли многие годы, излагают исчерпывающую информацию, разъясняют механизмы взаимодействия предметов и систем. При этом часто навязывают стереотипы, форсируют усвоение математики, рассчитывая на большой детский потенциал.
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, а именно: в образовательной работе с дошкольниками начали использовать школьные формы и методы обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Кроме того, на этой основе возникают формализм в обучении, завышение требований к детям. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития одних детей и невнимание к трудностям других.
На ступени дошкольного детства возникают задачи накопления у ребенка представлений об окружающем, развития умственных способностей, любознательности, познавательного интереса.
На всех этапах развития ребенок воспринимает представления об окружающем, общаясь со взрослыми и детьми - старше себя и сверстниками. Казалось бы, готовые знания, которые он получает от других, нужно только запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте. Что может быть проще? Однако этого не происходит. Рассказанное взрослым, раскрытое со всех сторон становится для ребенка ясным, но... формальным. При этом, как считает Н.Н. Поддьяков, нарушается закон развития мышления, искажается сама суть самостимуляции. Мамы недоумевают, папы сердятся, бабушки требуют оставить ребенка в покое: дошкольник пока еще мал.
А что же сам ребенок? Его-то как раз интересует многое, если не сказать все - и далекое, и близкое. Но познавать это и решать все противоречия он хочет сам, а потом делиться «своими открытиями» с другими: мамой, плюшевым мишкой, товарищем...
Многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития вообще: около 60 процентов способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации, пройти программу первого класса в пятилетнем возрасте. Значительно важнее научить его мыслить, развить самостоятельность и независимость суждений и оценок. Не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, приводить доказательство, устанавливать зависимости, т.е. развивать способности «распутывать» познавательные коллизии и делать это охотно, с интересом и удовольствием. Период дошкольного детства - важный этап в жизни человека. Это центральное положение мировой научной педагогики прошлого и настоящего, это точка отсчета при построении психолого-педагогических теорий и инновационных технологий развития, воспитания и обучения дошкольников.
Принимая участие в развитии всех видов познания, память в раннем возрасте становится ведущим фактором. Представления о действиях, свойствах предметов, их назначении и т.д., возникающие в результате практической деятельности ребенка, его восприятия, мышления и воображения, закрепляются в памяти и только поэтому могут служить средством дальнейшего познания.
Память в раннем возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью запомнить ребенок не выполняет. Дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи и сказки. Однако такое запоминание ничего не говорит ни об общем умственном развитии ребенка, ни об индивидуальных особенностях его памяти. Это — результат общей пластичности нервной системы, мозга, свойственной всем детям раннего возраста. Для запоминания имеет значение частота повторения действий. Только повторяющиеся действия, слова, реализуемые в социальной среде, в которую погружен ребенок, формируют и поддерживают впечатления, ложащиеся в основу долговременной памяти.
Другая не менее важная особенность — дети раннего возраста имеют низкий порог сенсорной чувствительности; их механизм физиологической саморегуляции организма недостаточно сформирован. Ощущение ребенком физического дискомфорта приводит к снижению эффективности обучения; такое состояние может быть вызвано тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, его что-то беспокоит и т.п.
Общение носит ситуативно-личностный характер, т.е. каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога и контакт с ним.
Мышление ребенка наглядно-действенное, т.е. познание происходит в процессе действий с реальными предметами. Интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая ребенка развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами. Речь находится в стадии активного развития.
У детей конца второго — начала третьего года жизни проявляется стремление самим создать совокупность предметов, наблюдается склонность сравнивать совокупности способом наложения одних предметов на другие. Но движения детей еще не точные, они не видят отношений между сравниваемыми совокупностями, их интересует главным образом сам процесс дробления совокупностей на отдельные предметы и их объединение.
К трем годам, в соответствии с экспериментальными исследованиями В.В. Даниловой, происходят значительные качественные изменения в восприятии детьми множеств. В процессе упражнений с совокупностями предметов под руководством взрослого у детей развивается умение выделять признак количества независимо от названий предметов, их качеств и свойств. Под влиянием обучения дети проявляют способность различать множества предметов и множества звуков, самостоятельно создавать множества из предметов, усваивать смысл слов «много», «мало», «один», относить их к соответствующим группам предметов, звуков, движений. Дети начинают овладевать способами простейшего сравнения элементов двух множеств, создается основа для понимания отношений «больше», «меньше», «равно».
Дети трехлетнего возраста воспринимают величину предметов не дифференцированно, т.е. ориентируются на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту.
Под воздействием взрослого у детей идет накопление представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), об особенностях пространственного расположения предметов относительно ребенка и находящихся вокруг него других предметов, о временных отношениях.
У детей появляется умение принимать задания, действовать по указанию, что свидетельствует об их интеллектуальной активности и развитии произвольного мышления.
Развитие произвольной памяти начинает складываться в возрасте 4—5 лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре.
На четвертом году жизни основные психические процессы по-прежнему протекают непроизвольно. Ребенок запоминает то, что было интересно и произвело на него впечатление. Вместе с тем, непроизвольное запоминание может быть в дошкольном периоде очень точным, а то, что запомнилось, сохраняется в памяти на долгие годы.
Ведущий тип общения — ситуативно-деловой. Мышление носит наглядно-образный характер. Речь продолжает активно развиваться.
Усвоение представлений о множестве, свойствах множеств, отношениях между двумя множествами (больше, меньше, столько же), уравнивание двух множеств путем удаления лишних предметов из большего по числу множества или добавления к меньшему множеству недостающих предметов становится основой для восприятия ребенком свойств натуральных чисел, сравнения и уравнивания чисел.
На четвертом году жизни под влиянием обучения ребенок начинает дифференцировать величины, выделяя отдельные протяженности — длину, ширину, высоту. В этом возрасте формируются достаточно определенные знания о форме предметов и геометрических фигурах как эталонах формы, у детей совершенствуются представления о пространственных и временных, отношениях.
На пятом году жизни ведущей задачей работы с детьми является формирование представлений о числе, развитие счетной деятельности.
Мышление носит наглядно-образный характер. Завершается процесс развития активной речи. Общение взрослого и ребенка носит внеситуативно - деловой характер. Мнение сверстника становится значимым.
Основная роль в развитии математических способностей принадлежит обучению.
К 5 годам у ребенка проявляется произвольность психических процессов, он способен управлять своим поведением, процессами внимания и запоминания. В этой связи значительно повышаются требования к отбору учебного материала, обеспечению системы в развитии умственных и математических способностей ребенка, решению задач, связанных с формированием у детей основ учебной деятельности при их подготовке к школе.
В процессе обучения осуществляются: развитие познавательных способностей, формирование отношения к математике как к науке, привитие интереса к интеллектуальной деятельности (размышлению, рассуждению, поиску различных вариантов решения задачи и т.п.).
Цели дошкольной педагогики — всестороннее развитие личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей дошкольников. Дидактика дошкольной педагогики рассматривает формирование математических представлений у детей как важный элемент их умственного развития. Методика их формировании призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Чтобы не заблудиться в дебрях науки, надо выделить несколько важных условий в обучении дошкольников математике.
Условие первое. Образование должно быть отзывчивым к современным требованиям. Наступление школьной зрелости, позволяющей включать ребенка в систему обучения, происходит у каждого в свои - строго индивидуальные - сроки. При этом возникает необходимость соединения того, что может ребенок усвоить, с тем, что необходимо и целесообразно развивать и какие при этом эффективные, но щадящие средства надо использовать.
Ни знания, ни умения не становятся целью обучения. Конечной целью, как указывал Д.Б. Эльконин, является вклад в умственное развитие, качественные позитивные сдвиги в нем.
Как получить развивающий эффект? По мысли А.В. Запорожца, это обеспечивает амплификация - обогащение детских видов деятельности, в которых ребенок чувствует себя наиболее успешно. Объективные достижения появляются в дошкольном детстве, если социальное, интеллектуальное и эмоциональное развитие строится с учетом возрастных психологических особенностей и индивидуального темпа развития.
Условие второе. Обеспечить удовлетворение возрастных и индивидуальных потребностей в математическом развитии ребенка возможно при взаимодействии педагогов дошкольного учреждения и родителей. Семья в большей степени, чем другие социальные институты, способна внести неоценимый вклад в обогащение познавательной сферы ребенка.
Условие третье. Особая роль принадлежит характеру складывающегося взаимодействия взрослого с ребенком. В восточной мудрости на этот счет есть своя точка зрения.
В древней притче говорится: «Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать молодого конюха, что сидел в первом ряду. Мулла подумал про себя: «Должен я говорить или нет?» И он решил спросить у конюха: «Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?» Конюх ответил: «Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть». Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил: «Как тебе понравилась моя проповедь?» Конюх ответил: «Я уже сказал, что я простой человек и не очень понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно ее накормлю. Но я не дам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей» (Пезешкян Н. Торговец и попугай: Восточные истории и психотерапия / Пер. с нем. - И.: Прогресс, 1992. С. 205-206).
В практике воспитания учебно-познавательное общение строится как диалог двух заинтересованных людей - взрослого и ребенка. Каждый из них может и хочет поделиться своими мыслями, способен выслушать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументированно возразить.
Интерес друг к другу - вот основа познавательного общения взрослого и ребенка. Подводные камни такого общения - назидательный тон. Нравоучения, на которые нередко «соскальзывает» взрослый, делают беседу односторонней. При этом взрослый, в силу своего возрастного и образовательного статуса, занимает позицию над ребенком, поучает, требует «слушать и на ус наматывать». Неумение родителей поддержать попытку ребенка мыслить, без иронии отнестись к его ошибочным суждениям может постепенно «погасить» его активность. Подобная расстановка сил лишает детей самостоятельности, приучает к интеллектуальному иждивенчеству - ожиданию, что взрослые все расскажут и пояснят.
Условие четвертое. Необходимо научить ребенка не бояться ошибок, проявлять упорство в преодолении трудностей, отыскивать разнообразные пути решения познавательных задач, рассуждать и доказывать свою точку зрения.
Учеными подмечено, что в словаре пяти - шестилетнего ребенка наиболее употребляемое слово «почему?» С него начинается открытие мира. Накопление фактов, размышления над ними, стремление объяснить их с «высоты» своего жизненного, а иногда и первоначального научного опыта - вот чем замечателен этот возраст! Оказывается, ребенок знает множество интересных вещей, которые высказывает в оригинальной форме. Иногда логика детских рассуждений наивна. Однако это позволяет увидеть, что ребенок пытается мыслить, связать разрозненные фанты. Вот несколько таких рассуждений.
«Давай перевернем несколько листков календаря, чтобы день рождения настал скорее», - в ожидании праздника просит дочка. «Почему, когда глазки начинают чесаться, сразу ночь наступает?» - рассуждает ребенок перед сном. «Бабушка, твоя бессонница ко мне перешла. Сейчас всем детям ночь раздадут, а мне не останется...» - философствует малыш.
Эти высказывания отражают прекрасный путь осознания окружающей, и в том числе математической, действительности: выявление зависимостей, которые ребенок установил. Он стремится внести порядок в разрозненные знания о мире. Как отмечал К.И. Чуковский, ребенок часто пытается применить результаты жизненного опыта, добытые в других областях, к пониманию новых для него явлений. Логика при этом своеобразная. Однако главное то, что ребенок пытается вывести закономерность.
Необходимо тактично относиться к такого рода высказываниям и вопросам ребенка, не иронизировать, не давать набор готовых знаний и суждений, ибо грубое вмешательство может резко затормозить мыслительную активность ребенка. Взрослые должны уметь понять и поддержать этот процесс познания.
Условие пятое. Важно научиться распознавать возникающий формализм в математических понятиях дошкольников и преодолевать его. Порой взрослые поражаются, как быстро ребенок усваивает некоторые довольно сложные математические представления: легко узнает трехзначный номер автобуса, двузначный номер квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных купюрах, умеет отвлеченно считать, называя числительные до ста, тысячи, миллиона. Это само по себе хорошо, но не является абсолютным показателем математического развития и не гарантирует школьные успехи в будущем. При этом ребенок подчас не может справиться с заданием, где надо не просто воспроизвести знания, а проявить смекалку. Тогда стоит беспокоиться. Например, сравнивая два последовательных числа и определяя, на сколько число шесть больше пяти, юный математик отвечает: «Синих кружков больше, чем зеленых, на... шесть». Мама, наблюдающая за беседой воспитателя с ребенком, в смятении: «Что ты говоришь, Петенька, ведь ты умеешь считать до 100, как же не можешь ответить на такой простой вопрос...»
Если у ребенка отсутствуют образы представлений, то включается механическое запоминание, позволяющее непродолжительное время удерживать в памяти те или иные понятия. А главное - механическое запоминание имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартные - становится вообще невозможным.
Вопрос становится для ребенка доступным, а поиск ответа не затрудняет его, когда он не просто запоминает ответ и может его успешно воспроизвести, а осознанно применяет знания, понимает логику рассуждений, устанавливает связи, выводит закономерности. Для математики - дошкольной, школьной, высшей ~ это необходимо.
Условие шестое. При обучении дошкольников математике необходимо использовать разные формы организации познавательной деятельности и различные методические приемы. При этом важна активность самого дошкольника - обследовательская, предметно - манипулятивная, познавательная. Собственные действия ребенка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций в учебниках математики или рассказом взрослого. Особенно эффективны эвристические методы, когда неизвестные ребенку понятия «открываются» им самостоятельно, закономерности «устанавливаются самим» ребенком. Конечно, педагог умело и незаметно для ребенка руководит процессом «открытия» и подводит к значимому для него результату. Использование проблемно-поисковых ситуаций позволяет конкретизировать и расширять представления, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять эффективность их применения и - главное - активизировать интерес ребенка к познанию.
Научить ребенка-дошкольника учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - главная цель математического образования.
Литература
- Е.С.Дёмина «Развитие элементарных математических представлений». Анализ программ дошкольного образования, приложение к журналу «Управление ДОУ» Творческий Центр СФЕРА Москва 2009.
- Т.И.Ерофеева «Дошкольник изучает математику. Как и где?» Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста через развивающие игры.
В данной статье представлены развивающие игры, которые способствуют активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста....
Тема опыта: «Активизация познавательного развития детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность».
Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.Государственные требования подчёркивают, что процессы обучения и воспитан...
Презентация "Применение ИКТ в активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
Презентация содержит обоснование и наглядные примеры применения ИКТ в активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста...
«Активизация познавательного развития детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность»
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности познавательного развития детей дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательный процесс с...
«Пути и средства оптимизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях».
Выступление на педагогическом совете....
«Пути и средства оптимизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях».
Выступление на педагогическом совете....
Программа самообразования «Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста через современные игровые технологии»
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. . Ребенок появяется на свет с врожденной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым ...