Подготовка к обучению в школе детей с особенностями эмоционально-волевой сферы
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Рассказова Наталия Владимировна

В настоящее время многие дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы все еще не получают адекватного обучения и воспитания. Проблемы обучения и социализации детей остается сверхактуальной и в нашей стране и за рубежом.

    В материале представлены методические рекомендации для педагогов и родителей по подготовке к обучению в школе детей с особенностями эмоционально-волевой сферы. Отражены основные задачи на этапе подготовки к обучению в школе, перечислены направления работы по коррекции эмоционально-волевых и когнитивных нарушений; описаны основные условия организации средового подхода; правила формирования учебного поведения у детей с особенностями эмоционально-волевой сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_obucheniyu_v_shkole_detey_s_ras.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению в школе детей с особенностями эмоционально-волевой сферы:

психологические проблемы, их решение

Автор: Рассказова Наталия Владимировна, учитель-дефектолог

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и

дифференцированного обучения»

     В настоящее время многие дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы все еще не получают адекватного обучения и воспитания. Большая часть их оказывается выключенной из образовательного процесса, получает образование значительно ниже своих возможностей или обучаются индивидуально и не имеют возможности контактировать со сверстниками. Проблема обучения и социализации таких детей остается сверхактуальной и в нашей стране и за рубежом.

     В школе такие дети сталкиваются с большим количеством различных правил и ограничений. Любому ребенку требуется время, чтобы организовать свое поведение в соответствии с этими правилами. Не исключением являются и дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы, которые испытывают выраженные трудности при адаптации к новой ситуации и нуждаются в целенаправленной помощи педагога и специальной организации условий обучения. Не получив подобную помощь, ребенок не только не сможет занять свое «место ученика», но и, возможно, будет мешать другим детям: вскакивать во время урока;  кричать или быть слишком пассивным; не успевать выполнять задания вместе со всеми или быть неспособным выполнять даже простые, доступные ребенку в обычной жизни действия; преодолевать наличие пугающих и раздражающих сенсорных впечатлений, а также огромное количество впечатлений, большую часть которых нужно проигнорировать; не уметь построить взаимоотношения между взрослыми и сверстниками; преодолеть высокие требования к выносливости. В результате учитель и ученик не найдут общего языка, постоянно возникающие трудности будут провоцировать конфликты и ребенок не сможет стать активным участником образовательного процесса, и довольно скоро будет исключен из него.

     Таким детям необходима коррекция, т.е. система занятий, имеющих целью «формирование функционального органа либо целой функциональной системы, позволяющих правильно осуществляться тому или иному психическому процессу», в данном случае – процессу адаптации к школьной ситуации, освоения школьной среды.

     Работа по подготовке к школе детей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы реализуется в виде системы индивидуальных и групповых занятий, направленных на преодоление имеющих у ребенка сложностей с опорой на его сильные стороны. При этом следует учитывать, что занятиям в группе подготовки к школе должен предшествовать период индивидуальных игровых занятий, т.к. индивидуальная работа помогает сформировать базовую готовность к группе, возможность испытывать радость от пребывания с другими людьми.

    Поэтому, на этапе подготовки к школе, основной задачей курса должна выступать коррекция эмоционально-волевых и когнитивных нарушений, препятствующих участию ребенка в групповом образовательном процессе.  

     Работа ведется по следующим направлениям:

1. Формирование и развитие личностной готовности к школьному обучению:

     * формирование и развитие ролевого общения с взрослым, умения принимать помощь взрослого

     * формирование познавательных интересов; способности принимать учебную задачу

     * развитие общения со сверстниками; пробуждение желания участвовать  в совместной деятельности с другими детьми

     * обучение адекватному выражению различных эмоциональных состояний

     * формирование умения обходиться без помощи и поддержки родителей в течение дня, обращаться за помощью к другим взрослым, принимать помощь

     2. Формирование базовых систем и функций, которые позволяют ребенку успешно адаптироваться и осваивать ту или иную программу:

     * развитие восприятия, памяти, зрительного и слухового внимания

     * развитие речи

     * развитие пространственных представлений

     * развитие зрительно-моторной координации

     * развитие наглядно-образного мышления и предпосылок логического мышления

     * формирование возможностей для переноса приобретенных навыков в другую ситуацию

3. Формирование навыков самообслуживания и опрятности, необходимых для социализации в школе, развитие самостоятельности.

     При подготовке к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, мы руководствуемся средовым подходом, подразумевающим создание цепочки развивающих сред, способствующих расширению собственных возможностей ребенка. В нашей работе возникают среды, типичным образом, используемые для работы с детьми: индивидуальные занятия со специалистами, групповые занятия (музыкальное, физкультурное, игры), прогулка, занятия по формированию самообслуживания и развитию трудовых навыков. Создание правильного средового подхода позволяет детям осваивать приближенную к школьной структуру среды: чередование занятий в рамках расписания дня; правила поведения в различных помещениях, связанных с определенными занятиями и людьми; выстраивание взаимоотношений с взрослыми и детьми. Для работы желательно соблюдение следующих условий:

  1. Наличие соответствующих помещений: раздевалки, игровой, комнаты отдыха, столовой, кабинета для занятий, комнаты для музыкальных занятий, физкультурного зала.
  2. Возможность привлечения ассистентов: воспитателей, специалистов, родителей.
  3. Регулярные встречи специалистов, позволяющие осуществлять командный подход в работе педагогов.
  4. Медицинское сопровождение педагогического процесса.
  5. Возможность проведения занятий родительской группы, индивидуальных бесед специалистов с родителями.

     При моделировании окружающей среды большое значение следует уделять индивидуальным особенностям ребенка. Так, для занятий с ребенком, который боится больших пространств, следует выбирать маленькую комнатку, а если он испытывает навязчивый интерес к розеткам, выбирается комната, где их нет или они чем-то загорожены; необходимо избегать ярких, возбуждающих цветов в игровых комнатах или сложного геометрического рисунка на обоях, которые «завораживают» некоторых детей. Разумеется, не всегда нужно менять среду под ребенка, иногда нужно приспосабливаться к имеющимся реалиям – например, нельзя удалить из здания огнетушители из-за того, что кто-то испытывает к ним навязчивый интерес. Однако можно понимать этот интерес и работать с ним: например, разрешить ребенку перед занятием посмотреть на любимый огнетушитель и в результате можно избежать конфликтной ситуации и неадекватного поведения ребенка.

     Детям с эмоционально-волевыми нарушениями сложно сдерживать аффективные порывы, выражать свои эмоции и «расшифровывать» эмоциональное состояние других людей по их поведению и выражению лица. Поэтому педагогам необходимо тщательно продумывать и планировать эмоциональные характеристики  среды. Так, например, во время одевания, нам приходится избегать каких бы то ни было эмоций, сосредотачивая все внимание ребенка на достижении определенного результата. А вот на музыкальном занятии педагоги демонстрируют положительные эмоции и удовольствие от происходящего.

     Общество задает разные среды с разной степенью жесткости правил поведения и определенности социальных ролей и ребенок, прилагая больше или меньше собственных усилий, испытывая большее или меньшее напряжение, осваивает эти среды. Задача взрослого – помочь ребенку освоить среду.

     Большое значение при подготовке к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы имеет формирование у них учебного поведения. Формирование учебного поведения у ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, разрешению поведенческих проблем, освоению им навыков социального взаимодействия. Поэтому индивидуальная психологическая работа предваряет организацию ребенка с нарушениями развития в более формальной учебной ситуации.  

     Занятия с педагогом мы включаем в уже разработанный и осмысленный порядок жизни ребенка, т.е. формируем пространственно-временную среду, которая включает в себя:

  • проведение занятий в определенном месте (кабинет, где находится специальный стол, за которым не развлекаются, а занимаются; шкаф с учебными пособиями);
  • организация места для занятий, таким образом, чтобы ничто не отвлекало ребенка и его зрительное поле было максимально ограничено (например, садясь за учебный стол, ребенок оказывается лицом к стене, а не к шкафу с игрушками и не к двери, которую кто-то может открыть и помешать занятию);
  •  проведение занятий должно осуществляться всегда в одно и то же время  (ребенок очень быстро усваивает последовательность, которую предлагает ему взрослый, например, «занятие – еда – игра»).

     В нашей работе мы используем практически все виды деятельности, которые есть в школе: ФЭМП, развитие речи, обучение грамоте, формирование практических видов деятельности  (лепка, рисование, аппликация, ручной труд), развитие общей и мелкой моторики, развитие музыкальных способностей.

     Что касается содержательной стороны занятия, то начинаем с любимой для ребенка деятельности, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, т.е. всегда исходно ориентируемся на его интересы и пристрастия. Затем, если ребенок принял смысл, который мы придаем его действиям, вносим необходимые дополнения, и наше взаимодействие с ним проходить по задуманному сюжету. На начальной стадии формирования учебного поведения не надо пытаться делать занятия разнообразными по содержанию. Напротив, если ребенку понравилось какое-то занятие, то последующее можно начинать с привычного занятия, внося в него разнообразие за счет новых деталей.

     Таким образом, при формировании учебного поведения на занятии следует придерживаться следующих правил:

  • подбор материалов и заданий в соответствии с интересами и пристрастиями ребенка;
  • использование эмоционально-смыслового комментария;
  • придание комментарию, по возможности, формы сюжета;
  • соблюдение строго определенной последовательности видов деятельности в ходе каждого занятия.

     Для детей с особенностями эмоционально-волевой сферы сложно проявить себя в незнакомой среде, вступить в общение с незнакомыми людьми – это для них настоящее испытание. И готовить к этому испытанию надо не только ребенка, но и родителей, чтобы для всей семьи это не стало очередной психологической травмой. Поэтому для родителей необходимо проводить индивидуальные и общие консультации, семинары-практикумы, чтобы родители имели возможность понимать, что происходит на занятиях; обучать родителей основным приемам работы с ребенком, чтобы они умели владеть ситуацией и своевременно устранять негативное поведение; проводить родительские группы, посвященные темам, выдвинутым самими родителями. Главное - убедить взрослых не решать проблемы насилием и нетерпением.

     Таким образом, освоив учебную среду на уровне организации поведения, дети с особенностями эмоционально-волевой сферы приобретают возможность содержательной работы и общения с взрослым и друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

На протяжении многих десятилеий педагоги и психологи решают задачу ээффективного соровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме подготовки...

Система коррекционно-педагогической подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи

Система  коррекционно-педагогической   подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи...

подготовка к школе детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы

Статья содержит краткое исследование подходов и методик работы по подготовке к школе детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы....

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РУЧНОГО ТРУДА

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе. Анализируется авторский опыт использования ручного...

Консультация для родителей "Подготовка к обучению в школе детей с ОВЗ, посредством игр В.В. Воскобовича"

В консультации представлены игры В.В. Воскобовича, дано их описание и примеры использования при подготовке детей к школе....

Психолого-педагогичские особенности обучения иностранному языку детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы

На данном этапе развития нашего общества актуальной проблемой яв- ляется возможность обучения детей с нарушениями в психологическом раз- витии иностранному языку. Очевидно, что такие дети могут изучат...