подготовка к школе детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы
статья по коррекционной педагогике
Статья содержит краткое исследование подходов и методик работы по подготовке к школе детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkole_detey_s_rasstroystvami_evs.pptx | 102.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта. Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля . Воля - сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации , самомобилизации и саморегуляции . Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств
В развитии эмоционально-волевой сферы (ЭВС) выделяют три группы нарушений : - расстройства настроения; - расстройства поведения; - нарушения психомоторики . К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи . Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость . К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно - агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.
Гиперактивность - сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Агрессивность - Нормативно - инструментальная агрессия - это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками. Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия - это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих
Защитная агрессия - это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие), так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия - разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию - прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание - как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).
Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность , неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию. Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии : 1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности ; 2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов; 3 ) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.
Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно- потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность . В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма : неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения. Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается . У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. Дошкольники с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта.
Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с нарушениями речи (алалия). У таких детей часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же : выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц ); агрессивность , драчливость, конфликтность ; повышенную впечатлительность, застревание , нередко сопровождаемое навязчивыми страхами; чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита; энурез (недержание мочи ) ;онанизм; повышенную обидчивость, ранимость; склонность к болезненному фантазированию. Особенности эмоционально-волевой сферы: у детей с алалией часто наблюдается психический инфантилизм, одной из характерных черт которого являются особенности эмоционально-волевой сферы. Эти особенности проявляются в лабильности настроения (причем смена настроения часто неадекватна), характерна некоторая дурашливость, отсутствие самокритики, излишняя доверчивость. Игровая деятельность также отличается своеобразием: интерес к игре как правило летучий, чаще у детей с алалией в игре роль ведомых. Наблюдение за игровой сферой может быть крайне информативным в плане характеристики эмоционально-волевой сферы. У детей с более выраженной органической недостаточностью могут наблюдаться проявления немотивированной агрессии, раздражительности, характерно нежелание вступать в контакт, замкнутость, волевые качества не развиты, при затруднениях следует отказ от начатой деятельности.
Дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы испытывают выраженные трудности в адаптации к новой ситуации и нуждаются в целенаправленной помощи педагога и\или специальной организации условий обучения. Целью занятий по подготовке к школе является формирование у ребенка предпосылок для последующей интеграции в школьной среде , то есть активного участия в учебной деятельности и жизни школьного социума. Подготовка каждого ребенка осуществляется с ориентацией на подходящий ему тип школы, в зависимости от уровня его познавательного и речевого развития и навыков социального взаимодействия(причем в процессе коррекционной работы ориентация может меняться в связи с развитием возможностей и потенциала ребенка). Задачи курса подготовки к школе . С точки зрения развития когнитивной сферы важным результатом является формирование базовых познавательных навыков и уточнение подходящего для ребенка образовательного маршрута. С точки зрения личностного развития, необходимо добиться умения ребенка действовать по правилам, в частности. Произвольно начинать и заканчивать повторяющиеся действия(такие, как, например, написание крючков и палочек, решение типовых примеров и т.п.). В результате успешной работы по подготовке к школе ребенок должен научиться вступать в отношения с взрослым человеком как носителем правил, опираться на его авторитет при освоении учебного материала и регуляции собственного поведения, а также подражать другим детям, действовать в соответствии с тем, как это принято в данном сообществе. Основной задачей курса подготовки к школе выступает коррекция эмоционально-волевых и когнитивных нарушений, препятствующих участию ребенка в групповом образовательном процессе, а именно:
1.Формирование и развитие личностной готовности к школьному обучению : а) формирование и развитие ролевого общения с взрослым( учитель-ученик); умения принимать помощь взрослого; выполнять инструкцию, в том числе фронтальную;-развитие мотивационной сферы; формирование познавательных интересов; формирование способности принимать учебную задачу; пробуждение интереса к внешней школьной атрибутике; б) развитие эмоционального взаимодействия и коммуникативных навыков: -развитие общения со сверстниками в процессе учебной деятельности и на переменах; -пробуждение желания участвовать в совместной деятельности с другими детьми; -обучение адекватному выражению различных эмоциональных состояний; -формирование умения обходиться без помощи и поддержки родителей в течение школьного дня, обращаться за помощью к другим взрослым, принимать помощь; -формирование умения справляться со сложными ситуациями социально приемлемыми способами: в) формирование и развитие самосознания и самоконтроля, развитие произвольной регуляции поведения и деятельности. 2.Формирование базовых систем и функций, которые позволят ребенку успешно адаптироваться и осваивать ту или иную учебную программу: развитие восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие памяти; развитие речи; развитие пространственных представлений; развитие зрительно-моторной координации; развитие мышления; формирование и развитие предпосылок логического мышления; формирование возможностей для переноса приобретенных навыков в другую ситуацию; развитие общеучебных и предметных знаний, умений, навыков. 3.Формирование навыков самообслуживания и опрятности, необходимых для социализации в школе, развитие самостоятельности .
Формы работы Работа состоит из подгрупповых ,групповых и индивидуальных занятий. Работа проходит в два этапа. На первом этапе дети осваивают приближенную к школьной структуре среды: чередование занятий в р амках расписания дня; правила поведения в различных помещениях, связанных с определенными занятиями и людьми (в игровой, в спортивном зале, в музыкальном зале). На втором этапе у детей возникает отношения с взрослыми и детьми, занятия приобретают для них личностный смысл. Продолжительность этих этапов может быть различной в зависимости от потребностей и уровня развития необходимых навыков у ребенка. Важной опорой для большинства детей становится расписание, выполненное в форме картинок или фотографий . Можно также использовать предметное расписание. Выкладывать последовательность предметов, ассоциативно связанных последовательностью занятий. Рядом с каждой картинкой или предметом может быть написано название соответствующего занятия, что приобретает для детей все большую значимость по мере освоения ими навыков чтения. Для ребенка, который испытывает трудности переключения с одного вида деятельности на другой, не может самостоятельно закончить свою игру и пойти одеваться, необходим ритуал расставания, окончания занятий. Он может быть разным для разных детей или одним для всех.
Психогимнастика и ее элементы как метод коррекции в структуре подготовке к школе детей с нарушениями ЭВС. Общепринятый и научно доказанный факт, что деление психических процессов на познавательные, эмоциональные и волевые условно , так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение. Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значения. Психологической особенностью эмоциональной памяти является так называемое вытеснение: человек забывает то, что ему непереносимо вспоминать. Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», — можно услышать от ребенка . Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося (или могущего завершиться) выполнением принятого решения.
Так , эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении, потом не выполняются, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждениям человека, его взглядам на жизнь, его морали. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (например, досаду, обиду, разочарование и т. п.). Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов. Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов .
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям . К вспомогательным средствам общения, используемым на психогимнастике , относят рисование и музыку . Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиливает эффект от постоянно проводимого на занятиях психогимнастикой тренажа отдельных видов неречевого общения-мимики и пантомимики . Рисование помогает снимать напряжение у детей. «Графическое отреагирование » особенно важно для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря. Рисунок-это и средство зрительной связи между воспитателем и, например, аутичным ребенком . На занятиях психогимнастикой мы применяем такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов и условных фигурок, игра в кляксы, тематическое и свободное рисование.
На всех трех этапах курса подготовки к школе выбранной категории детей, коррекция эмоционально-волевых и когнитивных нарушений лежит в основе, и является базой, от которой зависит успешное достижение этой задачи. Практика работы показывает, что использование психогимнастики и ее элементов в повседневной сетке подгрупповых, групповых и индивидуальных занятий с детьми дает положительную динамику и способствует минимизации факторов, препятствующих участию ребенка в групповом образовательном процессе.
Список используемой литературы: 1.Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. -М ., Скрипторий, 2002 . 2.Карпова , Г.З Мир чувств и эмоций дошкольника.: Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. –N 8.-С.119-121. 3.Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах .- М.; Воронеж, 1998. 4 ..Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе Т.А.Бондарь,И.Ю.Захарова,И.С.Константинова,М.А.Посилецкая,М.В.Яремчук 2 изд. (эл)-М.:Теревинф,2012-280 с.(Опыт работы центра лечебной педагогики) 5.Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова .—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры для детей на развитие эмоционально-волевой сферы
игры и Соломинка на ветру (для детей 6 лет) Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или за...
Расстройства эмоционально-волевой сферы у детей.
Характеристика расстройства эмоционально-волевой сферы у детей с различными диагнозами...
«Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения»
Введение Эмоционально – волевая сфера – это свойство человека. Характеризующие содержание: качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явл...
Картотека коммуникативных игр на занятиях по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра
Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с расстройствами аутистического спектра, независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно войти в контакт с другими людьми, они не понимают, ко...
Доклад из опыта работы «Организация логопедической работы с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы»
Методы и приемы работы с неговорящими детьми....
Подготовка к обучению в школе детей с особенностями эмоционально-волевой сферы
В настоящее время многие дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы все еще не получают адекватного обучения и воспитания. Проблемы обучения и социализации детей о...
Инклюзивное и интегрированное образование детей с нарушениями умственного развития и расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения
Презентация для родителей и педагогов по теме: "Инклюзивное и интегрированное образование детей с нарушениями умственного развития и расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения"...