ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РУЧНОГО ТРУДА
статья по конструированию, ручному труду

Козлова Наталья Валентиновна

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе. Анализируется авторский опыт использования ручного труда в разных возрастных группах, эффективные приемы развития творческих способностей детей.

Ключевые слова: дошкольный возраст; преемственность; ручной труд.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РУЧНОГО ТРУДА

Н.В. Козлова

МБДОУ Детский сад № 32 г. Арзамаса, старший воспитатель

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе. Анализируется авторский опыт использования ручного труда в разных возрастных группах, эффективные приемы развития творческих способностей детей.

Ключевые слова: дошкольный возраст; преемственность; ручной труд.

Вопросы подготовки ребенка к школе в настоящее время активно обсуждаются в связи с выделением дошкольного образования в качестве первой ступени в системе общего образования. Одним из важных показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики руки. Исследования показывают, что в большинстве случаев ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически мыслить и рассуждать, у него достаточно хорошо развиты связная речь, мышление, память, внимание. Еще В.А. Сухомлинский отмечал, что истоки творческих способностей детей – на кончике пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Дошкольный возраст – тот период в жизни ребенка, когда наиболее активно развиваются его творческие способности, каждый из них представляет собой маленького исследователя, с удивлением открывающего для себя окружающий мир. Они придумывают, мастерят и разбирают, строят и складывают как мозаику картинки своего восприятия. Чем разнообразней детская деятельность, чем активнее ребенок «работает руками», тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Мы полагаем, что эффективным средством развития познавательных способностей детей дошкольного возраста и раскрытию его творческого потенциала является ручной труд. Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Мелкая моторика - это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Развитие мелкой моторики руки весьма важно для детей дошкольного возраста. Физиологи отмечают, что на кистях рук находятся точки и зоны, которые связаны с соответствующими зонами в коре головного мозга. Продуктивная ручная деятельность активизирует нервные импульсы от пальцев, которые «тревожат» речевые зоны, активизируют мыслительные процессы.  Именно поэтому, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки на всем протяжении дошкольного возраста является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Основная цель работы по ручному труду – развивать у детей желание фантазировать, мастерить, делать своими руками различные поделки так, чтобы был виден как сам процесс, так и реализация замысла, результат. Ручной труд создает условия для развития фантазии, воображения, усидчивости, волевой регуляции поведения. Довести дело до конца, не растратить желание и реализовать задуманное – «дорогого стоит» даже для младших школьников.

Основными задачами в области ручного труда на ступени дошкольного образования можно обозначить следующие:

- формирование пространственных представлений у дошкольников;

- развитие мелкой моторики, формирование навыков работы с инструментами и материалами;

- практическое освоение отдельных физических закономерностей;

- формирование умений действовать по словесной инструкции взрослого, схемам, выделять этапы выполнения заданий для достижения цели; контролировать свои действия, работать самостоятельно;

- формирование бережного отношения к окружающему.

Мы полагаем, что при организации ручного труда с детьми дошкольного возраста важно придерживаться следующих принципов: от простого к сложному; принцип системности; принцип индивидуального подхода; принцип последовательности: принцип тематических циклов. При этом, учитывая специфику дошкольного возраста, можно использовать эффективные для  них приемы и методы обучения: репродуктивный, метод проблемного изложения; объяснение; описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей. Особое место в работе с дошкольниками в ручном труде отводится объяснительно-иллюстративным методам (объяснение, беседа, чтение художественной литературы) и наглядности (пример, показ педагогом  последовательности действий). Причем, в зависимости от ситуации, назначение метода (или приема) может быть разным. Так, например, в начале занятия наглядность может служить мотивацией, направлением усилий ребенка на выполнение задания; может она служить и средством избегания ошибок, неточностей восприятия словесной инструкции. А вот в конце занятия наглядность может быть использована в качестве подкрепления результата, для развития навыков самооценки, критичного отношения к результатам своего труда и пр.

В процессе ручного труда у самих дошкольников важно поощрять желание «думать вслух» (т.е., мастерить и проговаривать вслух свои действия). Это очень эффективный прием для развития мышления, связной речи, воображения. Педагогу важно создать такие ситуации в реальной жизни детей, которые бы провоцировали их к творчеству. Продукт ручной деятельности желательно «обыграть», либо утроить выставку поделок, либо составить небольшие рассказы, либо «подарить» продукты своего творчества. Ребенку важно испытать гордость за свою поделку, увидеть ее востребованность.

При организации образовательной деятельности по ручному труду нами учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Так, в младшем и среднем возрасте большое значение придается «исследованию» материала для ручного труда, познанию свойств материалов. В этом возрасте важно выработать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами, что бы потом ребенок чувствовал себя увереннее в работе и смело реализовывал свои задумки. Уже в среднем возрасте мы проводим обучение конструированию из бумаги: учим детей сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Особый интерес у детей вызывают поделки из природного материала. Воспитатель при этом помогает детям научиться использовать для закрепления частей поделки клей, пластилин; применять катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки.

В старшей группе умение работать с бумагой у детей совершенствуется за счет усложнения поделок и используемых в ручном труде приемов работы с различными материалами. Воспитатель демонстрирует приемы работы с готовыми выкройками, обучает детей складывать лист бумаги вчетверо в разных направлениях, сглаживать сгибы, разрезать по сгибам. Воспитанникам старшей группы уже под силу создание объемных поделок из бумаги, создание игрушек, сувениров из природного и бросового материалов. Интересным и посильным занятием для детей этой возрастной группы становится изготовление самодельных игрушек для сюжетно-ролевых игр, елочных украшений, сувениров для родителей. Однако важным компонентом остается направляющая роль творческого воспитателя. Но здесь его позиция меняется – он не только обучает работать с материалами, но и «подкидывает» идеи, задает творческий тон конструированию, подбадривает и направляет замысел детей. Бережному отношению к окружающим ребенка вещам способствуют обучающие и воспитывающие ситуации, когда дети привлекаются к изготовлению пособий для занятий, ремонту книг (акции «Подлечим книжки»), настольно-печатных игр.

Работа по ручному труду в подготовительной группе значительно обогащается и усложняется, подразделяется уже на несколько видов: работа с бумагой, тканью, природным материалом. Так, в работе с бумагой и картоном обучаем детей складывать бумагу прямоугольной, круглой и квадратной формы в разных направлениях; использовать разную бумагу по фактуре, делать разметку с помощью шаблона. Дети создают игрушки-забавы, поделки из полосок цветной бумаги, учатся самостоятельно подбирать цвета и оттенки при изготовлении игрушек. Дети принимают участие в изготовлении деталей костюмов к праздникам и инсценировкам сказок, изготавливают сувениры для малышей и родителей. В этот возрастной период очень активно наши воспитатели используют технику оригами для создания объемных игрушек и поделок. В работе с тканью (аппликация из ткани) воспитатели используют лоскутки разной фактуры, обучают детей наносить контур с помощью мелка, вырезать последовательно и аккуратно. В работе с природным материалом в ручном труде поделки в этот возрастной период тоже усложняются, появляются фигурки людей, животных, птиц. Интересным для детей становится возможность придать выразительность своему образу, создать общие композиции их поделок.

Безусловно, для организации ручного труда детей разных возрастных групп требуется серьезная предварительная работа воспитателя. В группах создаются «Уголки ручного труда», в которых расположен в свободном доступе для детей разнообразный материал для творчества. В специальных контейнерах силами заинтересованных родителей и самих детей собран природный материал (шишки, желуди, веточки, скорлупа от орехов). Постоянно пополняются контейнеры и с бросовым материалом, который может быть очень полезным для рождения интересной идеи (необычные пуговицы, разноцветная проволока, капсулы от киндер-сюрпризов, и пр.). Есть контейнер и для рукоделия: проволока, вата, целлофан, поролон, ткань, нитки, ленты и т.д.

Для успешной организации ручного труда проводится насыщенная организационная работа: создание выставок; создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.); создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.). Эффективными элементами подготовки к ручному труду становятся виды деятельности: экспериментирование; просматривание диафильмов; чтение литературы; рассматривание картин; экскурсии.

Нам важно, что бы для детей сама поделка стала не просто итогом работы, а любимая игрушка, подарок, который дети смогут взять и порадоваться вместе с педагогом, родителями. Например, работая с картоном, воспитатели с детьми сделали макет названия нашего детского сада «Колобок». Для обыгрывания дети принесли мелкие игрушки, и получилась режиссерская игра «Детский сад».

В процессе ручного труда всегда важен творческий настрой детей. Для того, что бы активизировать творчество и инициативность, в работе с детьми мы часто использует художественное слово – загадки, стихотворения, сказки. Эффективными приемами в «пробуждении» творческого воображения, даже с детьми подготовительной группы, остаются сюрпризные моменты, разного рода «проблемные» ситуации (помочь зверям в лесу украсить новогоднюю елку, например) и пр.

Целенаправленная работа педагогов в организации условий ручного труда в дошкольном образовательном учреждении дает свои результаты. К концу подготовительной группы наши дети демонстрируют устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручного труда, самостоятельно и умело действуют с различными инструментами и материалами, в самостоятельной деятельности используют приобретенные навыки в работе с природным материалом, тканью, картоном. Мы видим, что наши дети приобрели ручную умелость, могут сформировать замысел, добиваются результатов в продуктивной деятельности и используют их в игре и жизни, могут обратиться за помощью к товарищу, взрослому, самостоятельно экспериментируют с материалами для расширения своих знаний и практических возможностей.

Анализируя свой опыт, с уверенностью можно сказать, что систематическая работа по ручному труду способствует развитию мелкой моторики и речи детей, важных для школы психических качеств, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью в целом.

Литература:

  1. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: учебно-методическое пособие. Программа "Умелые ручки". - М.: ИД «Цветной мир», 2010. – 144с.

  2. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 240 с.

PREPARATION FOR SCHOOL OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE THROUGH THE ORGANIZATION OF MANUAL LABOR

N. V. Kozlova

Abstract: the article deals with the development of fine motor skills in preschool children as a condition of successful preparation for school. The author analyzes the experience of using manual labor in different age groups, effective methods of development of creative abilities of children.

Key words: preschool age; continuity; manual labor.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию "Подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста через создание изделий из соленого теста".

Отчет по самообразованию воспитателя на тему " Подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста через создание изделий из соленого теста"....

план по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда»

   Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошколь...

Обобщение передового педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного труда»

Обощение результатов педагогической деятельности воспитателя ДОУ, которые могут быть полезны коллегам. В данном документе описаны самые важные моменты деятельности педагога...

План по самообразованию воспитателя на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»

laquo;Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»...

Семинар для родителей «Развивающие игры В.В.Воскобовича, как эффективное средство подготовке к обучению в школе детей дошкольного возраста».

laquo;Развивающие игры В.В.Воскобовича, как эффективное средство подготовке к обучению в школе детей дошкольного возраста»....

Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Перспективное планирование по теме: «Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»

Перспективное планирование по теме:«Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»....