Психолого-педагогичские особенности обучения иностранному языку детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
статья

Головинская Александра Евгеньевна

На данном этапе развития нашего общества актуальной проблемой яв- ляется возможность обучения детей с нарушениями в психологическом раз- витии иностранному языку. Очевидно, что такие дети могут изучать ино- странный язык, но только с использованием различных коррекционных ме- тодик. В построении соответствующей практики следует принимать во внимание отклонение психического развития познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от принятых норм для данного возраста, вовлеченных в соответствующую практику.

Отметим, что задержка психического развития как диагноз ранее диаг- ностировался исключительно в дошкольном и младшем школьном возрасте. У детей с отставанием развития познавательных процессов взаимодействие с окружающей средой слабо развито. Из-за того, что они «не такие как все», а также из-за низкого темпа развития эмоциональных компонентов у таких ребят преобладает либо приподнятое настроение в сочетании с психомотор- ной расторможенностью, либо сниженное настроение. При каких-то пре- пятствиях наблюдаются нервные срывы, агрессивная восприимчивость к замечаниям. Эти характерные черты эмоциональной сферы при отрица- тельных условиях жизни могут дать толчок к патологическому формирова- нию личности по неустойчивому типу [1, с. 93]. По мнению Л.С. Выготско- го, при таком диагнозе у детей просматривается недоразвитие в эмоцио- нальной сфере. Все это оказывает непосредственное влияние на расшире- ние важных составляющих познания ребенка. Благодаря этому у детей воз- никает негативное мнение о самом себе: они недостаточно верят в свои воз- можности и дают невысокую оценку своим способностям [2, с. 124].

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

В статье рассматриваются психолого-педагогические вопросы организации обучения иностранному языку детей, обладающими нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы. Наряду с обеспечением владения иностранным языком, предлагается реализовывать данную практику с учетом психологической безопасности детей.

Ключевые слова: психолого-педагогическая практика, ограниченные возможности здоровья, эмоционально-волевая сфера, обучение иностранному языку, психологическая безопасность.

На данном этапе развития нашего общества актуальной проблемой является возможность обучения детей с нарушениями в психологическом развитии иностранному языку. Очевидно, что такие дети могут изучать иностранный язык, но только с использованием различных коррекционных методик. В построении соответствующей практики следует принимать во внимание отклонение психического развития познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от принятых норм для данного возраста, вовлеченных в соответствующую практику.

Отметим, что задержка психического развития как диагноз ранее диагностировался исключительно в дошкольном и младшем школьном возрасте. У детей с отставанием развития познавательных процессов взаимодействие с окружающей средой слабо развито. Из-за того, что они «не такие как все», а также из-за низкого темпа развития эмоциональных компонентов у таких ребят преобладает либо приподнятое настроение в сочетании с психомоторной расторможенностью, либо сниженное настроение. При каких-то препятствиях наблюдаются нервные срывы, агрессивная восприимчивость к замечаниям. Эти характерные черты эмоциональной сферы при отрицательных условиях жизни могут дать толчок к патологическому формированию личности по неустойчивому типу [1, с. 93]. По мнению Л.С. Выготского, при таком диагнозе у детей просматривается недоразвитие в эмоциональной сфере. Все это оказывает непосредственное влияние на расширение важных составляющих познания ребенка. Благодаря этому у детей возникает негативное мнение о самом себе: они недостаточно верят в свои возможности и дают невысокую оценку своим способностям [2, с. 124].

Вместе с тем, ситуация включения детей с ОВЗ в образовательную практику массовой школы предполагает обучение их среди прочих дисциплин и иностранному языку. Позитивный эффект данной необходимости для детей с ОВЗ очевиден, т.к. изучение языков развивает высшие познавательные процессы детей с подобным диагнозом [3, 4]. В этом случае одним из важных направлений обучения будут не знания, а развитие личности ребенка. Ученые и педагоги отмечают, что занятия по иностранному языку должны проходить в индивидуальном подходе в условиях коллективного обучения [5, 6]. При этом освоение иностранных языков преобразуется не в цель, а в средство достижения лучшего общего развития не только познавательных процессов, но и личности в целом [7]. Следует, однако, учитывать то, что у таких детей снижена готовность к обучению иностранным языкам. Это связано с тем, что у них недостаточно устойчивое восприятие. Затруднение в обучении детей с диагнозом ЗПР заграничным языкам касается проблематики психологии обучения иностранным языкам [8].

Психология обучения иностранным языкам представляет собой довольно продолжительную историю развития [9, 10]. В трактовке В.Г. Тыльца, изучение иностранного языка образует своеобразную психологическую реальность, которую следует в первую очередь учесть при составлении образовательного практикума [11, с. 60-61]. Исходя из наработок в психологии обучения и освоения иностранных языков, для достижения лучшего эффекта в этой области можно и нужно эксплуатировать на уроках иностранного языка с детьми с задержкой психического развития современные образовательные технологии: разноуровневую дифференциацию обучения; здоровьесберегающие методы; игровые навыки [12]. Однако следует обязательно осознавать, что упражнения для коррекции и развития детей могут быть полезными лишь только тогда, когда они созданы на правильном заключении о состоянии его психики и характерных индивидуальных особенностях формирования его личности. Мы исходим из того, что детей с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы можно обучить иностранному языку, но если произойдет переоценка понятий в постановке целей с точки зрения разговорного владения языком – на общее развитие таких детей. Обучение иностранному языку должно преследовать целью повышения психологической безопасности личности таких детей, т.е. повышение уровня их защищенности и поддержания во времени способности к развитию в направлении значимой личностной цели [13]. Практическое владение языком является не целью, а действенным средством решения этой задачи [14, 15].

Интересы повышения благополучия детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы предполагают внедрение в практику обучения их иностранному языку принципа безопасности [16, 17]. В соответствии с ним, данный процесс должен иметь определенное психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающее развитие подконтрольности ребенку действующих на него факторов в интересах воспроизводства его защищенности и способности к развитию. Данный принцип предполагает актуализацию определенных ресурсов безопасности с учетом особенностей детей с проблемами в развитии [18]. Для того чтобы это правильно сделать следует придерживаться определенных технологий и принципов [19]. Среди них назовем, в частности, погружение в языковую среду; многократное проговаривание вводимых структур; повторение материала; раскрытие творческого потенциала; развитие ребенка с помощью иностранного языка.

Чтобы научить алфавиту и звукам иностранного языка детей с ОВЗ следует проводить уроки в игровой и соревновательной форме, поэтапно подготавливая учащегося к чтению. Работа с текстом представляет собой по- лезный способ работы с детьми на уроке иностранного языка в классах коррекционно-развивающего обучения. С воспитанниками, которые имеют затруднения при обучении, уместно использовать преимущественно данный способ чтения – чтение с полным охватом содержания. Работа над текстом изначально устанавливается с ввода новой лексики. При всяком новом вводе лексических единиц устное усвоение лексики сопутствуется наглядностью их письменных образцов как блоков. Также различными изобразительностями, к примеру, картинки и др. Заучивание новой лексики учащимися с задержкой психического развития в свою очередь сопровождается различными заданиями, такими как: повторить за диктором слова в аудиозаписи, расставить буквы в правильном расположении и т.д.

Перспективной формой работы над овладением иностранным языком с детьми с задержкой развития (ЗПР) является игровая форма. Именно игра является тем инструментом, который активизирует познавательную и мыслительную деятельность. Учеными доказано, что в процессе игры у ребенка с ЗПР закладывается способность опираться на образы реальности. Это создает основу для дальнейшего перехода от простых к сложным языковым конструкциям, без трудностей для ребенка с аномальным развитием. Игра, с одной стороны, развивает познавательные способности ребенка, а с другой, служит средством преодоления трудностей в развитии познавательных процессов. При условии правильной методической разработки игра пробуждает у детей усилия в мыслительной деятельности, легко и свободно дает им стимул к познанию окружающего. Вместе с тем, педагогам, работающим с такой категорией детей, всегда стоит помнить о том, что на уроках иностранного про- изводится не изучение сложных форм языка, а развитие самого ребенка с учетом интересов психологической безопасности его личности [20].

Итак, обучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в условиях массовой школы делает обязательным обучение их иностранному языку. Являясь позитивной с точки зрения открывающихся перспектив психического развития таких детей, данная практика неизбежно столкнется с трудностями, вызванными особенностями их развития. Перспективным направлением преодоления трудностей такого рода представляется внедрение в практику обучения иностранному языку детей с нарушением эмоционально-волевой сферы принципа безопасности. Основным его преимуществом является пере- ориентация всех форм работы с рассматриваемой категорией детей на вооружение их средствами обеспечения своей подконтрольности над факторами, неблагоприятными с точки зрения сохранения защищенности и воспроизводства во времени способности к развитию в направлении жизненной цели.

Список литературы:

1. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. – М.: Просвеще- ние, 2013. – 211 с.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – СПб.: Пи- тер, 2015. – 188 с.

3. Тылец В.Г. К психологии освоения иноязычного лингвистического опыта // Наука. Инновации. Технологии. – 2002. – No 30. – С. 30.

4. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, кон- цепции, направления: монография. – Таганрог, 2005. – 304 с.

5. Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо- кинетика. – 2015. – Т. 21, No 1. – С. 176-178.

6. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного универ- ситета им. Н.А. Некрасова. – 2014. – Т. 20, No 7. – С. 192-194.

7. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам (историко- теоретический аспект): дис. ... д-ра психол. наук. – Таганрог, 2005.

8. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: рефлексивно- ретроспективная реконструкция: монография. Пятигорск, 2011. 340с.

9. Тылец В.Г. Об этапах развития отечественной психологии обучения иностранным языкам // Известия Южного федерального университета. Тех- нические науки. – 2005. – Т. 53. – No 9. – С. 94.

10. Тылец В.Г. Отечественная психология обучения иностранным языкам: зарождение, становление, развитие: монография. – Пятигорск, 2009. – 300 с.

11. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: развитие и современное состояние: монография. – Пятигорск, 2010. – 312 с.

12. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психология обучения иностранным языкам в контексте педагогических концепций и образовательной практики // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2012. – No 3. – С. 186-189.

13. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность лично- сти в современной стрессогенной среде // Современное общество: к соци- альному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума (21-22 апреля 2016 года). – Ставрополь, 2016. – С. 277-279.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа "Игра, её роль в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста"

РаннПроблема, которая рассматривается в квалификационной работе, это роль игры в обучении детей иностранному языку. Раннее обучение иностранному языку создаёт прекрасные возможности для того, чтобы вы...

памятка родителям по обучению иностранному языку детей дошкольного возраста

Почему ранний возраст предпочтителен для занятий иностранного языка? Чем младше ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности....

Особенности обучения иностранному языку детей с ТНР

Перед учителями школы и, в частности, перед учителями иностранного языка, стоит труднейший вопрос — чему и как учить таких детей? Стоит ли им вообще изучать иностранный язык? Способны ли они выучить и...

Особенности обучения иностранному языку дошкольников

Презентация освещает основные особенности работы с дошкольниками при обучении их иностранному языку....

Формирование речевой коммуникации у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы

Работа по активизации речи у неговорящих детей, имеющих эмоционально-волевые нарушения....

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Презентация.

Изучение аутичных детей представляет особые сложности из-за трудностей установления с ними взаимодействия на адекватном уровне....