Особенности подготовки к обучению в школе детей с тяжёлыми нарушениями речи
статья по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Особенности подготовки к обучению в школе детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Учитель-логопед Дедкова С.И.
ГБДОУ д/с № 111 Выборгского р-на Санкт-Петербурга
Подготовка к школе в дошкольном образовательном учреждении начинается с момента поступления в первую младшую группу, когда малышу ещё нет трёх лет. Программа детского сада продумана так, что всё ,чему учат маленького ребёнка ,обязательно пригодится ему в будущей жизни . Принимать правила и требования воспитателя и коллектива сверстников, соблюдать режим дня, владеть культурно-гигиеническими навыками, усваивать правила поведения в группе, играть, заниматься, овладевать знаниями и умениями. Всё это -залог успешности будущего ученика.
Когда ребёнок достигает старшего дошкольного возраста (5-7 лет) перед родителями и педагогами встаёт задача -готовить ребёнка к обучению в школе. Все дети и их родители надеются на успешное обучение в школе. Родители уверены, что их сын или дочь -самые способные, сообразительные и талантливые дети на свете.
Родители детей логопедических групп с тяжёлыми нарушениями речи тоже так считают. Нередко логопеды и воспитатели слышат от них:" Мой ребёнок умеет читать и писать, поэтому мы идём в школу с шести лет . "
Что тут скажешь? Возражать бесполезно. Только разъяснения и личный опыт помогут таким родителям взглянуть на проблемы их детей реально .
Все дети, посещающие логопедические группы ,имеют проблемы со здоровьем. Прежде всего они связаны с неврологическими нарушениями. Причины этих нарушений спрятаны очень глубоко в повреждениях центральной нервной системы, которые произошли на раннем этапе внутриутробного развития , во время родов и в первые годы жизни ребёнка .Это в основном травмы гипоксического характера , приведшие к повреждению нейронов головного и спинного мозга. Кроме того ,необходимо учитывать гендерность этих повреждений. Мальчиков в логопедических группах обычно больше, чем девочек. По данным медицинских исследований у мальчиков более слабая нервная система.
Нередко родители детей , посещающих логопедические группы, сами когда-то занимались с логопедом .А некоторые из них имеют речевые нарушения, будучи взрослыми людьми.
Именно поэтому при подготовке к школьному обучению необходим комплексный психолого -медико -педагогический подход.
Логопед должен убедить родителей обязательно посетить всех специалистов, чтобы пройти тщательное медицинское обследование и начать лечение.
Обязательно пройти тестирование у психолога, чтобы выявить недостатки коммуникативной и познавательной сферы. Если это необходимо, то заниматься с психологом .
Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского ,Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.
В настоящее время разработаны новые современные методики диагностики готовности к обучению в школе. Наиболее популярны методики Михаила и Натальи Семаго, Нины Иосифовны Гуткиной , Леонида Абрамовича Венгера, методика Н.Л. Белопольской и др.
Выделяется три аспекта школьной зрелости .
Интеллектуальный : концентрация внимания , аналитическое мышление , логическое мышление, логическая память, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений пальцев рук и сенсомоторная координация
Эмоциональная зрелость: уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость :потребность ребёнка в общении со сверстниками и взрослыми и умение подчинять своё поведение законам детских групп, владеть навыками учебной деятельности , иметь мотивацию к обучению.
Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.
С каждым годом рождается всё больше детей с неврологической симптоматикой. Практически здоровых детей на сегодняшний день не существует.
Интерес к проблеме подогревается всем известным фактом инфантилизации детской популяции (об акселерации уже забыли даже ярые адепты этого феномена).
Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последних десятилетий практически всеми авторами, работающими в «детстве». В качестве наиболее полных «обзорных» пособий можно предложить книгу Н.И. Гуткиной (1996) и «Справочник для практического психолога...» (1998).
Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина, 1995, 1998).
Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим образом.
Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики до незрелости логических форм мышления.
Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной регуляции поведения.
Низкий уровень социальной зрелости, то есть несформированность «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем (трудности общения) и т.п.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.
Задача учителей-логопедов в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечить комплексную и эффективную коррекции всех компонентов речи ребёнка -логопата. Устранить проблемы звукопроизношения , наладить правильное воспроизведение звуковой и слоговой структуры слова. Исправить ошибки лексико-грамматического строя речи, развить связную речь. Важным этапом в подготовке дошкольника является обучение грамоте и формирование фонематических функций. Умение различать на слух и воспроизводить все звуки родного языка. Дать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений. Обучить начальным навыкам чтения и печатания слов, совершенствовать графические навыки. Всё это необходимо для профилактики дисграфии и дислексии , с которыми ребёнок может столкнуться на уроках чтения и письма.
Учитель-логопед делает правильный прогноз адаптации ребёнка к школьному обучению, формулирует коррекционно-развивающие задачи .Обязательно использование в работе здоровьесберегающих технологий : дыхательная, артикуляционная , пальчиковая гимнастики, логопедического массажа и логоритмических упражнений
Наряду с этим ,учитель-логопед взаимодействует с семьями воспитанников, обучая и курируя родителей .Помогает овладеть всем методам и приёмам логопедического воздействия в домашних условиях.
Учитель-логопед обеспечивает координацию работы воспитателей группы и специалистов ДОУ : музыкального руководителя, инструктора по физической культуре .
Учитель-логопед консультируется с врачом ДОУ и направляет детей к специалистам медикам, если это необходимо.
Поддерживает доброжелательную психологически комфортную атмосферу в коллективе детей.
Грамотный поход учителя-логопеда к коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи -залог успешного обучения ребёнка в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...
Характерологические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Характерологические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи....
"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....
Особенности влияния письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи
Статья посвящена проблеме усвоения письма и влиянии на речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи....
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной к школе группы «Путешествие в гости к звукам М, Мь, к букве «М» с использованием информационных компьютерных технологий.
Аннотация к занятию. Данное занятие посвящено разделу логопедии «Подготовка к обучению грамоте». Целями занятия являлись основополагающие пункты программы по преодолению общего недоразвити...
Реализация stem-подхода в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на этапе подготовки к школе
В статье рассмотрены основные направления реализации stem-подхода в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского са...