Специальные дидактические пособия для детей с ранним детским аутизмом
методическая разработка по коррекционной педагогике
Большую часть дидактических пособий, необходимых для занятий можно сделать, используя подручные средства. Так для развития мелкой моторики пальцев рук подойдут пластиковые баночки для крема, ниточные катушки, ключи, пуговицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spets.did_._posobiya_pri_rabote_s_detmi_s_ras.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Cпециальные дидактические пособия для детей с ранним детским аутизмом
За последнее десятилетие значительно увеличилось рождение детей ранним детским аутизмом. По частоте РДА находится на 4-м месте среди различных видов патологий. Отечественная коррекционная педагогика и специальная психология предлагает классификацию детей с аутизмом О.В. Никольской, которая предполагает четыре группы по степени тяжести. 1-я и 2-я группы – самые тяжёлые. Прогноз развития этих детей не самый благоприятный (1). Именно такие дошкольники в возрасте с 3-х до 7-ми лет зачисляются в группу: «Особый ребёнок. Они составляют две трети от количества, посещающих группу детей инвалидов. Диагноз большинства этих детей отягощён эпилепсией. Это не говорящие дети, с низким уровнем интеллекта. Коррекционная работа с ними направлена на развитие эмоционального контакта и взаимодействия с взрослыми и со средой. Организация учебного процесса отличается своей спецификой и предполагает наличие особых дидактических пособий.
Ребёнку необходимо рассмотреть, потрогать, постучать, а иногда и погрызть тот материал, из которого изготовлено пособие. Поэтому во время занятий следует использовать яркие предметы, выполненные из дерева или пластика. Но не следует пренебрегать игрушками с различной фактурой, бытовыми предметами. Так обучая сортировке можно использовать деревянные шарики и кубики, а можно фруктовые косточки, шишки, семена фасоли и др.
Для обработки одних и тех же навыков следует пользоваться различными материалами. Использование картинок возможно в том случае, если они нанесены на деревянную поверхность, в противном случае она не привлечёт внимание ребёнка с РДА (3).
Большую часть дидактических пособий, необходимых для занятий можно сделать, используя подручные средства. Так для развития мелкой моторики пальцев рук подойдут пластиковые баночки для крема, ниточные катушки, ключи, пуговицы.
Все дидактические пособия можно объединить в пять разделов (2).
1-ый раздел: Внимание. Память. С помощью пособий данного раздела детям даётся представление о постоянстве объекта, для этого предлагается находить 1-2 предмета, спрятанных на глазах у ребёнка. В зависимости от запланированной тематики занятия («Овощи», «Фрукты», «Домашние Животные» и др.) воспитаннику предъявляются небольшие игрушки, которые прячутся в баночках. На крышках банок имеется соответствующие картинки. Прежде чем приступить к более сложным заданиям из данного раздела следует убедиться в том, что у ребёнка сформировано представление о постоянстве объекта. После этого можно спрятать две или три игрушки и спросить: «Где яблоко?» и т.д.
2-ой раздел: Размер. Форма. Цвет. Эти дидактические пособия позволяют учить детей сортировать предметы с опорой на образец, формировать понятие «одинаковый». Используются в работе «доски с вкладышами». Парные картинки располагаются внутри пазла доски и на вкладыше, снабжённого удобной ручкой.
Для решения задач данного раздела возможно использование навесной на стену дидактической доски, имеющей два ряда крючков: на верхний ряд педагог навешивает карточки, наклеенные на деревянную основу (в соответствии с темой занятия). Для нижнего ряда ребёнку предлагается выбрать соответствующий предмет, помещённый в прозрачный пластиковый шар и повесить на крючок под картинкой. Задания могут варьироваться.
Сортируются предметы по виду. Для обучения используются пуговицы, катушки, пробки и другие материалы. Детям предлагается раскладывать предметы в коробки. При сортировке по размеру используются наборы кругов, квадратов, треугольников двух размеров (большие и маленькие).
Знакомя детей с геометрическими формами, предлагаются те же наборы. Используются в работе «Почтовые ящики» (прозрачные коробки с прорезью на крышке). Наибольший интерес у детей вызывают сенсорные доски, их применение возможно не только при сортировке по форме, но и сортировке по цвету. Навешиваемые на них предметы имеют шумовое наполнение, это позволяет удерживать внимание детей с ранним детским аутизмом. Обучение предполагает использование четырёх основных цветов: красного, жёлтого, зелёного, и синего. По мере обучения можно предлагать для сортировки два, а затем и три цвета.
3-ий раздел: Конструктивная деятельность. С помощью пособий развивается зрительно-моторная координация. Детям предлагаются доски Сегена, поощряется использование метода проб. Другим заданием является «копилка». Копилка изготавливается из металлической банки для чая, для этого прорезается щель в крышке. Постепенно поворачивая копилку в процессе игры, меняя положение прорези, ребёнок, поворачивая соответствующим образом монетки, развивает зрительно-моторную координацию и тренирует поворот руки в запястье. Конструируя по образцу, используются кирпичики с наполнителями из песка, крупы, мелких камушков и бусин. Строятся из «шумового» конструктора башни, заборы, дорожки. При складывании целого из частей дети с РДА пользуются наборами разрезных картинок, прорисованных на деревянных брусках. Картинка образец на которую накладываются бруски должна иметь по краю ограничители.
4-ый раздел: Обучение счёту. Этот раздел включает в себя игры, формирующие понятия «один», «много». Наборы счётного материала по темам: «Овощи-фрукты»; «Домашние и дикие животные»; «Посуда»; «Мебель» и др. Дети учатся брать по просьбе взрослого один предмет из нескольких предложенных, использовать соответствующий жест «один» (показывать один палец).
5-ый раздел: Игровая деятельность. Игры пятого раздела позволяют детям самостоятельно выполнять функциональные действия с игрушками, для этого воспитанникам предлагаются игрушки «с эффектом», «Развивающий центр». Они в ответ на простое действие ребёнка вызывают достаточно яркий эффект. Происходит осознание существования причинно-следственных связей между действием и результатом и значимости собственных действий. Очень полезна игра с «развивающим центром», выполненным в виде панели, где нажатие кнопок, поворот ручек вызывают открывание дверок, движение фигурок или звуковой эффекты.
Обучая детей с ранним детским аутизмом в детском саду, в группе «Особый ребёнок», перед педагогами и специалистами ставится цель максимального развития их познавательных возможностей, подготовки, к посещению школы и к относительной самостоятельности в дальнейшей жизни. Разнообразие дидактических пособий, правильное их использование, способствует достижению поставленной цели.
Литература
1.Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.-СПб.-2011.
2.Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В. Комплексная программа развития и социализации ребёнка инвалида в семье.-Москва, 2009.
3. Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В. Развивающие игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной регуляции поведения у «особого ребёнка».- Москва,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.
Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....
Особенности развития речевой сферы у детей с ранним детским аутизмом (РДА)
Одним из наиболее характерных проявлений синдрома детского аутизма является отклонение в речевом развитии, на что указывали L. Kanner, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и другие исследователи....
Индивидуально ориентированная адаптированная коррекционная программа для детей с ранним детским аутизмом.
В индивидуально ориентированной адаптированной коррекционной программе для детей с РДА коррекция поведения базируется на обучении малыми измеряемыми циклами систематически. Каждый навык, который ребен...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МУЗЫКОТЕРАПИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ»
Проект создан с целью комплексного подхода к социальной реабилитации и адаптации детей, имеющих расстройства аутистического спектра посредством применения музыкальной терапии.В последнее в...
Образовательный проект: «Использование дидактических игр для формирования у детей с ранним детским аутизмом представлений о домашних животных»
В материале представлен краткосрочный образовательный проект по формированию у детей с РДА пердсталений о домашних животных. Данный материал может быть использован педагогами, рабюотающими с детьми ог...
Методические рекомендации для родителей по развитию речи у детей с ранним детским аутизмом«Поиграем вместе»
Дорогие родители! Что скрывается за буквами ≪РДА≫ в истории бо...
Методическое пособие для педагогов и родителей на тему: «Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом» разработано в 2017-2018 учебный год
Методическое пособие для педагогов и родителей на тему: «Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом»...