Особенности развития речевой сферы у детей с ранним детским аутизмом (РДА)
консультация по логопедии на тему
Одним из наиболее характерных проявлений синдрома детского аутизма является отклонение в речевом развитии, на что указывали L. Kanner, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и другие исследователи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выраженные речевые нарушения наблюдаются у всех детей с аутизмом. Нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка.
Отсутствие взаимодействия с окружающими наблюдается с самого рождения. В анамнезе у большинства детей отмечается слабая выраженность голосовых реакций на первом году жизни. Как правило, отсутствуют певучее гуление, активный лепет, дети не используют лепет и жест как средство коммуникации. Отсутствует интонационная выразительность голосовых реакций, интонационно-мелодическая имитация простой фразы, не бывает попыток произнести вслед за взрослым звук или слог, к концу года не появляются такие типичные для здорового ребенка слова, как мама, баба. Дети с аутизмом обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего. Что делает здоровый ребенок первого года жизни. Нарушения в общении у аутичного ребенка широко варьируют: в более легких случаях ребенок может быть избирательно контактен в привычной для него ситуации и крайне заторможен в новой обстановке, в присутствии посторонних лиц. Часто при необходимости установления контакта он испытывает большое беспокойство и напряжение, нередко проявляет негативизм. В наиболее тяжелых случаях он полностью игнорирует окружающих, не замечает их.
Проявления речевых расстройств, при аутизме многообразны и отличаются степенью выраженности: от почти совсем утраченной речи (остаются вокализации без обращений, бормотание, иногда - в состоянии аффекта - прорываются отдельные "слова - эхо", отражающие слышанную ребенком речь), до способности использовать в общении самостоятельную речь. Основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от группы аутизма.
Говоря о речевой характеристике детей с аутизмом в целом, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных для отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные для аутизма особенности.
Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения "Я" и других личных местоимений в первом лице.
Характерной для всех вариантов речевого развития при аутизме является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, "неологизмам". Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.
При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов наизусть "километрами". Но для дела используется только скудный набор речевых штампов.
Таким образом, то, что в норме является основой организации речевого взаимодействия, для детей с аутизмом становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции - мы не видим активного словотворчества, свободной игры с речевыми формами. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатления.
У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи.
Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка. Коррекционная работа по развитию речи трудна, требует большого напряжения и может растягиваться на годы.
Основные задачи этой работы представляются следующими:
- дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;
- установление эмоционального контакта с ребенком;
- активизация речевой деятельности;
- формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
- развитие речи в обучающей ситуации.
Следует подчеркнуть, что развитие полноценной речи у детей с аутизмом требует адекватной коррекционной работы. Начальные этапы работы по развитию речи проводятся в тесном взаимодействии психолога, логопеда, дефектолога и врача-психиатра. Ближайшей задачей коррекционной работы является адаптация в домашних условиях - для неговорящих детей; формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа, - для детей способных пользоваться самостоятельной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.
Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....
Индивидуально ориентированная адаптированная коррекционная программа для детей с ранним детским аутизмом.
В индивидуально ориентированной адаптированной коррекционной программе для детей с РДА коррекция поведения базируется на обучении малыми измеряемыми циклами систематически. Каждый навык, который ребен...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МУЗЫКОТЕРАПИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ»
Проект создан с целью комплексного подхода к социальной реабилитации и адаптации детей, имеющих расстройства аутистического спектра посредством применения музыкальной терапии.В последнее в...
Методические рекомендации для родителей по развитию речи у детей с ранним детским аутизмом«Поиграем вместе»
Дорогие родители! Что скрывается за буквами ≪РДА≫ в истории бо...
Презентация "Особенности обучения и воспитания детей с ранним детским аутизмом"
Синдром раннего детского аутизма Каннера– вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую ...
Особенности речевой сферы у детей с синдромом детского аутизма
Особенности речевой сферы у детей с синдромом детского аутизма...
"Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом"
quot;Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом"...