Образовательный проект: «Использование дидактических игр для формирования у детей с ранним детским аутизмом представлений о домашних животных»
проект по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
В материале представлен краткосрочный образовательный проект по формированию у детей с РДА пердсталений о домашних животных. Данный материал может быть использован педагогами, рабюотающими с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательный проект по работе с детьми с РДА | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37
Образовательный проект:
«Использование дидактических игр для формирования у детей
с ранним детским аутизмом представлений о домашних животных»
Разработчик проекта:
Учитель-дефектолог
Клименко А.М.
Армавир,
2017 г.
Актуальность
Детский аутизм является одним из распространенных и одновременно загадочных нарушений психического развития детей. «Ребенок дождя» - так называют ребенка с ранним детским аутизмом. Такие дети производят на окружающих впечатление капризных, упрямых и избалованных.
Детский аутизм может проявляться в различных формах, при разном уровне интеллектуального и речевого развития. Поэтому аутичного ребенка можно встретить как в специальном, так и в массовом дошкольном учреждении. Но, несмотря на все разнообразие особенностей психического развития детей с аутизмом, все они нуждаются в понимании и помощи. Своевременная и специально организованная коррекционно-развивающая работа позволяет добиться определенных результатов в обучении и воспитании детей с ранним детским аутизмом. Эта работа должна носить комплексный характер и проводится всеми специалистами: учителем - дефектологом, логопедом, педагогом - психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателем.
У детей с ранним детским наблюдаются трудности в произвольной организации психических процессов, пониженный интерес к окружающему, избирательность во взаимодействии с окружающим миром, ограниченность интересов, повторяющийся репертуар поведения, и как следствие - трудности восприятия и усвоения программного материала.
Все вышеперечисленное является препятствием для формирования у детей – аутистов представлений об окружающем мире и они нуждаются в специальной коррекционной педагогической помощи в этом направлении. Поэтому данная проблема является актуальной в работе учителя-дефектолога с этой категорией детей. В процессе коррекционной работы расширяется кругозор ребенка, развиваются психические процессы, мыслительные операции, обогащается пассивный и активный словарь, развивается познавательная активность.
Вся коррекционно-развивающая работа с детьми с ранним детским аутизмом строится на основе игры. Игра имеет первостепенное значение для обогащения детского опыта, выступает ведущим средством коррекции недостатков психического и физического развития ребенка с синдромом раннего детского аутизма. Поэтому при формировании у детей с ранним детским аутизмом представлений об окружающем мире целесообразно использовать дидактическую игру как одну из форм обучающего воздействия на ребенка. Дидактические игры могут быть использованы при усвоении программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях как учителем – дефектологом, так и воспитателем, а также представлять собой особый вид деятельности.
Проблема
Недостаточность у детей системных знаний о домашних животных.
Цель проекта
Расширить знания детей о домашних животных и их детенышах с помощью дидактических игр.
Задачи проекта
- Закрепить названия домашних животных и их детенышей;
- уточнить и обогатить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, где живут, чем питаются.
- формировать представления о том, какую пользу приносят человеку;
- развивать и активизировать словарь детей;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру;
- развивать восприятие, внимание, память, мышление, речь;
- воспитывать интерес к природе, любовь к домашним животным.
Вид проекта: познавательный, игровой.
Сроки реализации.
Краткосрочный (4 недели).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом, учитель-дефектолог, воспитатели, родители.
Необходимые материалы:
Дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-задания, подвижные игры, пальчиковые игры) по теме «Домашние животные», фигурки, фотографии и картинки с изображением домашних животных и их детенышей, разрезные картинки, карточки, трафареты, счетные палочки, мяч, компьютер, компьютерные презентации по теме НОД и др.
Ожидаемые результаты:
- развитие у детей интереса к окружающему миру;
- расширение знаний и представлений детей о домашних животных;
- пополнение и активизация словаря детей;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие у детей внимания, памяти, мышления.
Предполагаемый продукт проекта:
- Конспекты непосредственной образовательной деятельности;
- картотека дидактических игр;
- методические рекомендации для педагогов по формированию у детей с ранним детским аутизмом представлений об окружающем мире с использованием дидактических игр;
- методические рекомендации для родителей.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (в течение 3 дней)
- Подбор фото и видеосюжетов, иллюстраций по теме «Домашние животные»;
- подбор дидактических игр по теме для групповой и индивидуальной работы;
- изучение методической литературы по теме проекта;
- составление тематического планирования НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»;
- изготовление дидактических игр, карточек, разрезных картинок для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
- разработка дидактического материала для НОД по познавательному развитию, развитию речи;
- разработка и создание мультимедийных презентаций для НОД;
- обследование детей с целью выявления уровня сформированности знаний;
- разработка консультаций, буклетов, памяток для родителей и педагогов по теме проекта.
Образовательная область | Содержание |
Познавательное развитие | Конспекты НОД: «Домашние животные» «Мамы и детки» «Домашние животные – наши друзья» Дидактические игры: «Ребятам о зверятах дома» Лото «Домашние животные» «Животные и их детеныши» «Большие и маленькие» «Чей домик?» «Угадай, кто я?» «Кто лишний?» «Угадай, что изменилось?» «Сложи картинку» «Кто что любит?» «Найди отличия» Игровые упражнения и задания: «Кто спрятался?» (зашумленные картинки) «Найди маму» «Путаница» «Нарисуй животное по точкам» «Что забыл нарисовать художник» «Сложи из палочек» |
Речевое развитие | Дидактические игры: «Назови семью» «Зоологическое лото» «Кто где живет?» «Кого нет?» «Накормим животных» «Кто как голос подает?» «Какой? Какая?» «Отгадай, кто это?» Игры с мячом: «Поймай-скажи» «Что у кого?» Загадки-звукоподражания |
Физическое развитие | Пальчиковая гимнастика: «Буренушка» «Домашние животные» Подвижная игра: «Лохматый пес» Физкультурная минутка: «Кто как передвигается» |
Основной этап (в течение 3 недель)
- Проведение непосредственно-образовательной деятельности;
- проведение индивидуальной и подгрупповой работы;
- консультативная работа с воспитателями и родителями;
- проведение открытых НОД для педагогов и родителей;
- закрепление материала воспитателями во второй половине дня.
Заключительный этап (в течение 2 дней)
- Проведение итогового мониторинга и анализ результатов развития дошкольников;
- обсуждение итогов на педагогическом совете ДОУ;
- изготовление картотеки дидактических игр;
- распространение опыта работы среди учителей-дефектологов города;
- методические рекомендации для родителей.
Результативность
В результате работы с использованием дидактических игр по формированию у детей представлений о домашних животных и их детенышах, по развитию речи, познавательной активности, работая в тесной связи с воспитателями и родителями, получены следующие результаты:
- проявление у детей познавательного интереса к окружающему миру;
- увеличение объема знаний и представлений о домашних животных и их детенышах;
- расширение и активизация словаря;
- развитие у детей умения задавать простые вопросы и отвечать на них;
- проявление интереса к этой проблеме у родителей данной группы.
Список литературы:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М: Просвещение, 1991.
- Веракса Н.Е. Работа над проектами с детском саду // Современное дошкольное образование – 2008., №5.
- И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 160 с.
- Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. - СПб.: Детство-Пресс, 2011 г.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников М.,1990.
- Лавретньева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей - дошкольников //Дефектология.- 2008.- №4.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. – М., 2007 г.
- Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. Павлова Л.Ю. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 80 с.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. / М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка музыкально – игровой деятельности по формированию представлений о домашних животных у детей раннего возраста с нарушением зрения «На бабушкином дворе»
Методическая разработка музыкально – игровой деятельности по формированию представлений о домашних животных у детей раннего возраста с нарушением зрения «На бабушкином дворе»Цель.Развитие п...
Методическая разработка к занятию непосредственно-образовательной деятельности Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Домашние животные».
Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп ДОУ....
презентация по проекту "Использование дидактических игр при формировании математических представлений"
Формирование умственных способностей и математических представлений....
Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине
Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным сред...
«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов»
«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов» Дети – любознательный народ. Им интересно все в этом мир...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) с детьми группы раннего возраста 2 – 3 лет «Домашние животные»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) с детьми группы раннего возраста 2 – 3 лет«Домашние животные...