«Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся и расходящемся косоглазии во всех возрастных группах»
консультация по коррекционной педагогике

Георгиевская Людмила Борисовна

Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся и расходящемся косоглазии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekom_rod_ped_igry_shod_rashod_kosogl.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида №45

Рекомендации для педагогов и родителей

«Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся и расходящемся косоглазии

во всех возрастных группах»

Материал подготовила

учитель-дефектолог высш.кат. Георгиевская Л.Б.

Химки

  1. Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся косоглазии, проводятся выше уровня глаз: на вертикальных поверхностях (мольберте, доске, стене, обучаюшем центре и т.п.) на столе с подставкой.

Рекомендуемые игры и упражнения при сходящемся косоглазии:

  1. «Обведи контур фигуры»  

а) Дети обводят указкой контур объемной фигуры и прослеживают взором движение указки.

б) Дети обводят с помощью трафарета контур фигур (на подставке) 

Младшая группа – по внутренним трафаретам.

Средняя, старшая и подготовительная группы – по внутренним и внешним трафаретам.

  1. «Проследи, как летит бабочка».

Педагог вращает бабочку на разной высоте, дети следят за её полетом.

Младшая группа – 3-4 раза.

Средняя группа – 3-4 раза.

Старшая и подготовительная группы – 4-5 раз.

  1. Лабиринты разнообразные (на подставке)

(простые и сложные, с четко ограниченными границами и с условным ограничением проходов).

Для младшей и средней группы в лабиринтах должны быть лишь один вход и один выход, обозначенные персонажами: на входе – заяц, на выходе – домик и т.д. Границы четко очерчены, лабиринты не должны содержать более трех тупиков. Лабиринты должны иметь либо прямоугольное, либо циклическое строение. Проходить лабиринты ребенок должен фломастером, чтобы видеть пройденный путь.

У детей старшей и подготовительной группы выходов может быть до 5, к части из которых есть реальный проход, а к другой части прохода нет. Границы могут быть очерчены лишь условно. Лабиринты не должны содержать более 10 тупиков. Это могут быть лабиринты, составленные внутри ярких и необычных по форме фигур.

  1. «Попади указкой в колечко»

На штанге висят кольца разной величины на разной высоте. Дети стараются попасть в них указкой, не задевая края колец.

  1. «Сосчитай, сколько раз зажегся фонарик» (на стене или потолке).

Ребенок громко считает количество миганий фонарика.

Младшая группа – до 5 раз.

Средняя группа – до 8 раз.

Старшая группа до 10 раз

Подготовительная группа – 10-15 раз.

  1. «Составить узор», «Мозаика» (выполняется на подставке)

Дети составляют узор по образцу, затем по памяти.

Младшая группа – несложные узоры.

Средняя группа – с усложнением – больше деталей в узоре, чем в младшей группе.

Старшая и подготовительная группы – более сложные, до 10 деталей в узоре.

  1. «Сложи картинку» (выполняется на подставке)

Дети складывают разрезные картинки:

Младшая группа – из 2-3 частей.

Средняя группа из 4 частей.

Старшая группа из 6 частей.

Подготовительная группа из 6 и более частей

  1. «Нарисуй фигуры по трафарету» (выполняется на подставке)

Для детей младшей группы предлагаются внутренние трафареты.

Средняя группа – внутренние и простые внешние трафареты.

Старшая и подготовительная группа – внешние трафареты, но более сложные, чем в средней группе.

  1. «Найди предмет» (на верхних поверхностях)

Педагог предлагает найти спрятанный в группе предмет.

Игра повторяется: в младшей группе – 3-4 раза,

в средней группе – 4 раза,

в старшей – 4-5 раз,

в подготовительной – 5-6 раз.

  1. «Найди предмет» (на верхних поверхностях)

Педагог предлагает найти спрятанный в группе предмет.

Игра повторяется:

в младшей группе – 3-4 раза, в средней  группе – 4 раза,

в старшей – 4-5 раз,

в подготовительной – 5-6 раз.

  1. «Подбери пару» (выполняется на подставке)

Дети младшей группы подбирают пару среди 5 предметов

Средней группы – 5-6 предметов.

Старшей и подготовительной – до 10 предметов

  1.  Обводка,  закрашивание (штриховка)  контура  (на подставке)
  2.  Рассматривание игрушек (картинок)  на расстоянии  
  3.  Работа с калейдоскопом.
  4.  Игра «Закорючка».  

Цели: развивать воображение, усидчивость, целенаправленность, внимание, память, бинокулярное зрение, фиксировать взор.

Условия игры: на расстоянии вытянутой руки каждый ребенок по очереди производит движение на доске или бумаге, в результате получается какой-либо рисунок. Вначале воспитатель принимает участие, своим штрихом он вносит ясность (звездочка, цветочек и т. д.), а позднее спрашивает, то дети видят на этом рисунке.

  1.  Ира «Бакса-клякса».  

Цели: развивать воображение, усидчивость, целенаправленность, внимание, память, бинокулярное зрение, фиксировать взор.

Условия игры: рисунок с недостающими деталями закреплен на доске. Дети с помощью педагога определяют количество недостающих деталей и дорисовывают их. Занятие проходит 2 раза в день по 10-15 минут.

  1.  Игры с мячом.

а) «Попади мячом в кольцо»

Дети забрасывают разноцветные мячи поочередно в кольцо и называют цвет мяча, прослеживают движение шара.

Младшая группа – 2-3 раза (цвет шаров: красный, синий, желтый, зеленый). Средняя группа – 3-4 раза (цвет шаров: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, голубой).

Старшая и подготовительная группы – 3-4 раза (шары всех цветов радуги) б) «Подбрось мяч и поймай» Дети подбрасывают и ловят мячи.

Младшая группа – 4-5 раз.

Средняя группа – 5-6 раз.

Старшая группа – 6-7 раз.

Подготовительная группа – 7-10 раз

в) Бросание мяча друг другу

г) Бросание о стену и ловля отскочившего мяча  

д) Передача мяча над головой в колонне сидя, стоя

е) Волейбол, пионербол, бадминтон

ж) Закати мяч на корку (доску или любой возвышенный предмет)

з) «Попади мячом в цель» (подвижную и неподвижную)

и) «Сбей кеглю или другую игрушку» (бросая)

к) «Чей мяч выше подлетит?»

2).        Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации

            взора и повышения остроты зрения при расходящемся косоглазии,

            проводятся ниже уровня глаз: на столе, без подставки, на полу.

Рекомендуемые игры и упражнения при расходящемся косоглазии:

1. «Обведи контур фигуры».  

а) Дети обводят указкой контур объемной фигуры и прослеживают взором движение указки.

б) Дети обводят с помощью трафарета контур фигур.

Младшая группа – по внутренним трафаретам.

Средняя, старшая и подготовительная группы – по внутренним и внешним трафаретам.

2. «Проследи за движением машин»

Педагог на разном расстоянии провозит машину, дети поочередно определяют, какой груз везет машина (кубики, мячи, куклы и т.д.).

Младшая группа – 2-3 раза.

Средняя группа – 3-4 раза.

Старшая и подготовительная группы – 4-5 раз.

3. Лабиринты разнообразные 

Для младшей и средней группы в лабиринтах должны быть лишь один вход и один выход, обозначенные персонажами: на входе – заяц, на выходе – домик и т.д. Границы четко очерчены, лабиринты не должны содержать более трех тупиков.  

Лабиринты должны иметь либо прямоугольное, либо циклическое строение. Проходить лабиринты ребенок должен фломастером, чтобы видеть пройденный путь.

У детей старшей и подготовительной группы выходов может быть до 5, к части из которых есть реальный проход, а к другой части прохода нет. Границы могут быть очерчены лишь условно. Лабиринты не должны содержать более 10 тупиков.  

- «Шарик в лабиринте», «Магнитный лабиринт».

4. «Рыбалка», «Посади бабочку на цветок такого же цвета» (предметы располагаются ниже уровня глаз)

Для детей младшая группы -  рыбки четырех цветов (красная, синяя, желтая, зеленая).  Игра повторяется 3-4 раза. Для усложнения задания можно предложить детям удочки для ловли рыбок и бабочек с разной длиной нити (удочкой с короткой нитью легче ловить, чем с длинной)

Средняя группа – рыбки красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов.

Игра повторяется 3-4 раза.

Старшая и подготовительная группы – рыбки всех цветов радуги.  

Игра повторяется 3-4 раза.

(То же самое с цветом бабочек и цветка в игре «Посади бабочку на цветок такого цвета»)

      5. «Собери пирамидку» (на горизонтальной поверхности)

Дети         выполняют сбор         пирамидки         в         возрастающей         и         нисходящей последовательности.

Младшая группа – 2-3 раза.

Средняя группа – 3-4 раза.

Старшая группа – 3-4 раза.

Подготовительная группа – до 4 раза

6. «Составить узор» (на горизонтальной поверхности) Дети составляют узор по образцу, затем по памяти.

Младшая группа – несложные узоры.

Средняя группа – с усложнением – больше деталей в узоре, чем в младшей группе.

Старшая и подготовительная группы – более сложные, до 10 деталей в узоре.

      7. «Сложи картинку», выкладывание мозаики (на горизонтальной поверхности)  

 Дети складывают разрезные картинки.

 Младшая группа – из 4-8 частей.

 Средняя группа из 4 частей.

 Старшая группа из 6 частей.

 Подготовительная группа из 6 и более частей.

  1. Закрашивание контура, силуэта, штриховка (на горизонтальной поверхности)  
  2. Нанизывание бус, колец, сортировка и т.п.

 

  1.  Игры с мячом: прокатывание мяча в ворота, «Сбей кегли», «Мяч в корзину», «Прокати мяч в ворота» и т.п.

Младшая группа – 4-5 раз.

Средняя группа – 5-6 раз.

Старшая группа – 6-7 раз.

    Подготовительная группа – 7-10 раз.

  1.  Игры с различными кольцебросами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Подборка игр и упражнений на развитие фонематических функций для педагогов и родителей....

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

"Игры и упражнения для развития речевых функций детей 4 -7 лет" практический материал для воспитателей

В работе представлены речевые игры и упражнения по развитию речевых функций детей 4 -7 лет.  Каждая речевая игра несет определенные задачи по развитию фонематического восприятия ребенка, звукопро...

Игры на развитие прослеживающей функции глаза

laquo;Игры на развитие прослеживающей функции глаза» 1. Прослеживающая функция глаза и возможные нарушения ее развития.2. Примеры игр на развитие прослеживающей функции глаза у дошкольнико...

«Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

laquo;Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия  у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения»...

Рекомендации для родителей "Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся косоглазии"

В материале предложены игры и упражнения, а так же комплексы глазной гимнастики по коррекции сходящегося косоглазия у детей...

Рекомендации для родителей "Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при расходящемся косоглазии"

В материале представлены игры и упражнения, а так же комплексы глазной гимнастики при расходящемся косоглазии у детей...