Рекомендации для родителей "Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся косоглазии"
консультация

Георгиевская Людмила Борисовна

В материале предложены игры и упражнения, а так же комплексы глазной гимнастики по коррекции сходящегося косоглазия у детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_shodyashch.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов и родителей

Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся косоглазии, проводятся выше уровня глаз: на вертикальных поверхностях (мольберте, доске, стене, обучаюшем центре и т.п.) на столе с подставкой.

Рекомендуемые игры и упражнения при сходящемся косоглазии:

  1. «Обведи контур фигуры»  

а) Дети обводят указкой контур объемной фигуры и прослеживают взором движение указки.

б) Дети обводят с помощью трафарета контур фигур (на подставке) 

Младшая группа – по внутренним трафаретам.

Средняя, старшая и подготовительная группы – по внутренним и внешним трафаретам.

  1. «Проследи, как летит бабочка».

Педагог вращает бабочку на разной высоте, дети следят за её полетом.

Младшая группа – 3-4 раза.

Средняя группа – 3-4 раза.

Старшая и подготовительная группы – 4-5 раз.

  1. Лабиринты разнообразные (на подставке)

(простые и сложные, с четко ограниченными границами и с условным ограничением проходов).

Для младшей и средней группы в лабиринтах должны быть лишь один вход и один выход, обозначенные персонажами: на входе – заяц, на выходе – домик и т.д. Границы четко очерчены, лабиринты не должны содержать более трех тупиков. Лабиринты должны иметь либо прямоугольное, либо циклическое строение. Проходить лабиринты ребенок должен фломастером, чтобы видеть пройденный путь.

У детей старшей и подготовительной группы выходов может быть до 5, к части из которых есть реальный проход, а к другой части прохода нет. Границы могут быть очерчены лишь условно. Лабиринты не должны содержать более 10 тупиков. Это могут быть лабиринты, составленные внутри ярких и необычных по форме фигур.

  1. «Попади указкой в колечко»

На штанге висят кольца разной величины на разной высоте. Дети стараются попасть в них указкой, не задевая края колец.

  1. «Сосчитай, сколько раз зажегся фонарик» (на стене или потолке).

Ребенок громко считает количество миганий фонарика.

Младшая группа – до 5 раз.

Средняя группа – до 8 раз.

Старшая группа до 10 раз

Подготовительная группа – 10-15 раз.

  1. «Составить узор», «Мозаика» (выполняется на подставке)

Дети составляют узор по образцу, затем по памяти.

Младшая группа – несложные узоры.

Средняя группа – с усложнением – больше деталей в узоре, чем в младшей группе.

Старшая и подготовительная группы – более сложные, до 10 деталей в узоре.

  1. «Сложи картинку» (выполняется на подставке)

Дети складывают разрезные картинки:

Младшая группа – из 2-3 частей.

Средняя группа из 4 частей.

Старшая группа из 6 частей.

Подготовительная группа из 6 и более частей

  1. «Нарисуй фигуры по трафарету» (выполняется на подставке)

Для детей младшей группы предлагаются внутренние трафареты.

Средняя группа – внутренние и простые внешние трафареты.

Старшая и подготовительная группа – внешние трафареты, но более сложные, чем в средней группе.

  1. «Найди предмет» (на верхних поверхностях)

Педагог предлагает найти спрятанный в группе предмет.

Игра повторяется: в младшей группе – 3-4 раза,

в средней группе – 4 раза,

в старшей – 4-5 раз,

в подготовительной – 5-6 раз.

  1. «Найди предмет» (на верхних поверхностях)

Педагог предлагает найти спрятанный в группе предмет.

Игра повторяется:

в младшей группе – 3-4 раза, в средней  группе – 4 раза,

в старшей – 4-5 раз,

в подготовительной – 5-6 раз.

  1. «Подбери пару» (выполняется на подставке)

Дети младшей группы подбирают пару среди 5 предметов

Средней группы – 5-6 предметов.

Старшей и подготовительной – до 10 предметов

  1.  Обводка,  закрашивание (штриховка)  контура  (на подставке)
  2.  Рассматривание игрушек (картинок)  на расстоянии  
  3.  Работа с калейдоскопом.
  4.  Игра «Закорючка».  

Цели: развивать воображение, усидчивость, целенаправленность, внимание, память, бинокулярное зрение, фиксировать взор.

Условия игры: на расстоянии вытянутой руки каждый ребенок по очереди производит движение на доске или бумаге, в результате получается какой-либо рисунок. Вначале воспитатель принимает участие, своим штрихом он вносит ясность (звездочка, цветочек и т. д.), а позднее спрашивает, то дети видят на этом рисунке.

  1.  Ира «Бакса-клякса».  

Цели: развивать воображение, усидчивость, целенаправленность, внимание, память, бинокулярное зрение, фиксировать взор.

Условия игры: рисунок с недостающими деталями закреплен на доске. Дети с помощью педагога определяют количество недостающих деталей и дорисовывают их. Занятие проходит 2 раза в день по 10-15 минут.

  1.  Игры с мячом.

а) «Попади мячом в кольцо»

Дети забрасывают разноцветные мячи поочередно в кольцо и называют цвет мяча, прослеживают движение шара.

Младшая группа – 2-3 раза (цвет шаров: красный, синий, желтый, зеленый). Средняя группа – 3-4 раза (цвет шаров: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, голубой).

Старшая и подготовительная группы – 3-4 раза (шары всех цветов радуги) б) «Подбрось мяч и поймай» Дети подбрасывают и ловят мячи.

Младшая группа – 4-5 раз.

Средняя группа – 5-6 раз.

Старшая группа – 6-7 раз.

Подготовительная группа – 7-10 раз

в) Бросание мяча друг другу

г) Бросание о стену и ловля отскочившего мяча  

д) Передача мяча над головой в колонне сидя, стоя

е) Волейбол, пионербол, бадминтон

ж) Закати мяч на корку (доску или любой возвышенный предмет)

з) «Попади мячом в цель» (подвижную и неподвижную)

и) «Сбей кеглю или другую игрушку» (бросая)

к) «Чей мяч выше подлетит?»

Виды зрительной гимнастики для глаз. (по Е.А. Чевычеловой)

1 «Темное расслабление»

Детям закрыть ладонями глаза, добиваясь идеального черного цвета в глазах (очки снять)

2. «Диагонали»

Направить взор в левый нижний угол (взор в сторону плеча), затем моргнуть 3 раза, то же самое повторить, направляя взор в правый нижний угол. Затем перевести взор в верхний левый угол, поморгать 3 раза, то же самое повторить с переводом взора в правый верхний угол.          

3. «Удивление».

Сильно зажмурить глаза, посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, сделать удивленный вид.          

4. «Расслабление»

Сильно зажмурить глаза, затем расслабить лоб и веки.          

5. «Моргание»

Быстро открывать и закрывать глаза.          

6. «Вертикали».

Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы).          

7. «Горизонтали».

Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы)          

8. «Вращение»

Вращать глазами по часовой стрелке, затем в обратную сторону.

Закрыть глаза, отдохнуть.          

9. «Косые глаза»

Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе. (30-40 с)          

10. «Метка на стекле».

Смотреть то на метку на стекле окна, то на предмет вдали линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет 3 мин, 5 мин, 7 мин.         

Зрительная гимнастика на укрепление глазодвигательных мышц.

1.         «Горизонтали»

Производить движения глаз из стороны в сторону, следить за пальцем.

-        Для детей младшей группы – 5 раз;

-        средней группы – 5-6 раз;

-        старшей группы – 10 раз;

-        подготовительной группы – 10-12 раз.

2.         «Вертикали»

Производить движения глаз вверх-вниз, следить за пальцем.

-        Для детей младшей группы - 5 раз;

-        средней группы – 6-7 раз;

-        старшей группы – 8-9 раз;

-        подготовительной группы – 10 раз.

3.         «Часы»

Производить движения глаз по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Следить за пальцем.

-        Для детей младшей группы – не предназначено;

-        средней группы – 5-6 раз;

-        старшей группы – 6-8 раз;

-        подготовительной группы – 8-10 раз.

4.         «Пострелять глазами»

Производить движение глаз по диагонали.  

-        Для детей младшей группы – 3-4 раза;

-        средней группы – 5-6 раз;

-        старшей группы – 7-8 раз;

-        подготовительной группы – 8-10 раз.

5.         «Движение глаз»

Производить движения глаз по квадрату, «змейке», ломанной линии»

-        Для детей младшей группы – 5 раз;

-        средней группы – 6-7 раз;

-        старшей группы – 7-8 раз;

-        подготовительной группы – 8-12 раз.

Для этого упражнения на стене размещают большой квадрат («змейку», ломаную линию), для детей со сходящимся косоглазием изображение размещают в верхней части стены, а для детей с расходящимся косоглазием – в нижней части стены.

 

6.         «Круги в темноте».

Закрыв глаза, выполнять круговые движения глазными яблоками, каждые 3-5 с меняя направление вращения глаз.

Для детей младшей группы – не предназначено;

-        средней группы – 5-6 раз;

-        старшей группы – 6-7 раз;

-        подготовительной группы – 8-10 раз.

                                  Комплекс упражнений для глаз 

при сходящемся косоглазии 

 

Цель упражнений при сходящемся косоглазии: развивать направление взора ребенка вдаль и вверх.

Упражнения для глаз имеют высокую эффективность, но выполнять их нужно регулярно.  

Гимнастика для глаз при сходящемся косоглазии включает следующие упражнения:

-  поставить перед лицом предмет, закрыть больной глаз, сдвигать предмет в ту

    же сторону, следя за ним взглядом;

- совершать движения глазными яблоками, напоминающие восьмерку;

-  следить взглядом за постоянно двигающимися предметами.

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида №45

Рекомендации для педагогов и родителей

«Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза,

фиксации взора и повышения остроты зрения

при сходящемся косоглазии»

Материал подготовила

учитель-дефектолог высш.кат. Георгиевская Л.Б.

2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа на специальных тренажерах для повышения остроты зрения.

Тренажёр "Видеоазимут"Этот тренажёр нужен для укрепления глазодвигательных мышц, которые помогают глазу следить за передвигающимися предметами в горизонтальной плоскости перед человеком. Укрепив эти м...

Эффективность использования дидактических игр и упражнений для повышения остроты зрения у дошкольников среднего возраста, страдающих косоглазием и амблиопией

Понятие остроты зрения. Методы определения остроты зрения. Классификация детей по степени нарушения зрения. Характеристика косоглазия и амблиопии. Содержание и методика лечения глазных болезней на пле...

Игры на развитие прослеживающей функции глаза

laquo;Игры на развитие прослеживающей функции глаза» 1. Прослеживающая функция глаза и возможные нарушения ее развития.2. Примеры игр на развитие прослеживающей функции глаза у дошкольнико...

«Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся и расходящемся косоглазии во всех возрастных группах»

Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся и расходящемся косоглазии...

Развиваем прослеживающую функцию глаза

Различными материалами делится в детском образовательном центре Татьяна Смышляева, а мы делимся с родителями. Последние в свою очередь говорят о том, что материалы очень просто использовать и детям нр...

Рекомендации для родителей "Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при расходящемся косоглазии"

В материале представлены игры и упражнения, а так же комплексы глазной гимнастики при расходящемся косоглазии у детей...

Дидактические игры для повышения остроты зрения.

Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, основным элементом которой является обучение детей способам познания.Привед...