Рекомендации для родителей "Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся косоглазии"
консультация
В материале предложены игры и упражнения, а так же комплексы глазной гимнастики по коррекции сходящегося косоглазия у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_shodyashch.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов и родителей
Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся косоглазии, проводятся выше уровня глаз: на вертикальных поверхностях (мольберте, доске, стене, обучаюшем центре и т.п.) на столе с подставкой.
Рекомендуемые игры и упражнения при сходящемся косоглазии:
- «Обведи контур фигуры»
а) Дети обводят указкой контур объемной фигуры и прослеживают взором движение указки.
б) Дети обводят с помощью трафарета контур фигур (на подставке)
Младшая группа – по внутренним трафаретам.
Средняя, старшая и подготовительная группы – по внутренним и внешним трафаретам.
- «Проследи, как летит бабочка».
Педагог вращает бабочку на разной высоте, дети следят за её полетом.
Младшая группа – 3-4 раза.
Средняя группа – 3-4 раза.
Старшая и подготовительная группы – 4-5 раз.
- Лабиринты разнообразные (на подставке)
(простые и сложные, с четко ограниченными границами и с условным ограничением проходов).
Для младшей и средней группы в лабиринтах должны быть лишь один вход и один выход, обозначенные персонажами: на входе – заяц, на выходе – домик и т.д. Границы четко очерчены, лабиринты не должны содержать более трех тупиков. Лабиринты должны иметь либо прямоугольное, либо циклическое строение. Проходить лабиринты ребенок должен фломастером, чтобы видеть пройденный путь.
У детей старшей и подготовительной группы выходов может быть до 5, к части из которых есть реальный проход, а к другой части прохода нет. Границы могут быть очерчены лишь условно. Лабиринты не должны содержать более 10 тупиков. Это могут быть лабиринты, составленные внутри ярких и необычных по форме фигур.
- «Попади указкой в колечко»
На штанге висят кольца разной величины на разной высоте. Дети стараются попасть в них указкой, не задевая края колец.
- «Сосчитай, сколько раз зажегся фонарик» (на стене или потолке).
Ребенок громко считает количество миганий фонарика.
Младшая группа – до 5 раз.
Средняя группа – до 8 раз.
Старшая группа до 10 раз
Подготовительная группа – 10-15 раз.
- «Составить узор», «Мозаика» (выполняется на подставке)
Дети составляют узор по образцу, затем по памяти.
Младшая группа – несложные узоры.
Средняя группа – с усложнением – больше деталей в узоре, чем в младшей группе.
Старшая и подготовительная группы – более сложные, до 10 деталей в узоре.
- «Сложи картинку» (выполняется на подставке)
Дети складывают разрезные картинки:
Младшая группа – из 2-3 частей.
Средняя группа из 4 частей.
Старшая группа из 6 частей.
Подготовительная группа из 6 и более частей
- «Нарисуй фигуры по трафарету» (выполняется на подставке)
Для детей младшей группы предлагаются внутренние трафареты.
Средняя группа – внутренние и простые внешние трафареты.
Старшая и подготовительная группа – внешние трафареты, но более сложные, чем в средней группе.
- «Найди предмет» (на верхних поверхностях)
Педагог предлагает найти спрятанный в группе предмет.
Игра повторяется: в младшей группе – 3-4 раза,
в средней группе – 4 раза,
в старшей – 4-5 раз,
в подготовительной – 5-6 раз.
- «Найди предмет» (на верхних поверхностях)
Педагог предлагает найти спрятанный в группе предмет.
Игра повторяется:
в младшей группе – 3-4 раза, в средней группе – 4 раза,
в старшей – 4-5 раз,
в подготовительной – 5-6 раз.
- «Подбери пару» (выполняется на подставке)
Дети младшей группы подбирают пару среди 5 предметов
Средней группы – 5-6 предметов.
Старшей и подготовительной – до 10 предметов
- Обводка, закрашивание (штриховка) контура (на подставке)
- Рассматривание игрушек (картинок) на расстоянии
- Работа с калейдоскопом.
- Игра «Закорючка».
Цели: развивать воображение, усидчивость, целенаправленность, внимание, память, бинокулярное зрение, фиксировать взор.
Условия игры: на расстоянии вытянутой руки каждый ребенок по очереди производит движение на доске или бумаге, в результате получается какой-либо рисунок. Вначале воспитатель принимает участие, своим штрихом он вносит ясность (звездочка, цветочек и т. д.), а позднее спрашивает, то дети видят на этом рисунке.
- Ира «Бакса-клякса».
Цели: развивать воображение, усидчивость, целенаправленность, внимание, память, бинокулярное зрение, фиксировать взор.
Условия игры: рисунок с недостающими деталями закреплен на доске. Дети с помощью педагога определяют количество недостающих деталей и дорисовывают их. Занятие проходит 2 раза в день по 10-15 минут.
- Игры с мячом.
а) «Попади мячом в кольцо»
Дети забрасывают разноцветные мячи поочередно в кольцо и называют цвет мяча, прослеживают движение шара.
Младшая группа – 2-3 раза (цвет шаров: красный, синий, желтый, зеленый). Средняя группа – 3-4 раза (цвет шаров: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, голубой).
Старшая и подготовительная группы – 3-4 раза (шары всех цветов радуги) б) «Подбрось мяч и поймай» Дети подбрасывают и ловят мячи.
Младшая группа – 4-5 раз.
Средняя группа – 5-6 раз.
Старшая группа – 6-7 раз.
Подготовительная группа – 7-10 раз
в) Бросание мяча друг другу
г) Бросание о стену и ловля отскочившего мяча
д) Передача мяча над головой в колонне сидя, стоя
е) Волейбол, пионербол, бадминтон
ж) Закати мяч на корку (доску или любой возвышенный предмет)
з) «Попади мячом в цель» (подвижную и неподвижную)
и) «Сбей кеглю или другую игрушку» (бросая)
к) «Чей мяч выше подлетит?»
Виды зрительной гимнастики для глаз. (по Е.А. Чевычеловой)
1 «Темное расслабление»
Детям закрыть ладонями глаза, добиваясь идеального черного цвета в глазах (очки снять)
2. «Диагонали»
Направить взор в левый нижний угол (взор в сторону плеча), затем моргнуть 3 раза, то же самое повторить, направляя взор в правый нижний угол. Затем перевести взор в верхний левый угол, поморгать 3 раза, то же самое повторить с переводом взора в правый верхний угол.
3. «Удивление».
Сильно зажмурить глаза, посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, сделать удивленный вид.
4. «Расслабление»
Сильно зажмурить глаза, затем расслабить лоб и веки.
5. «Моргание»
Быстро открывать и закрывать глаза.
6. «Вертикали».
Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы).
7. «Горизонтали».
Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы)
8. «Вращение»
Вращать глазами по часовой стрелке, затем в обратную сторону.
Закрыть глаза, отдохнуть.
9. «Косые глаза»
Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе. (30-40 с)
10. «Метка на стекле».
Смотреть то на метку на стекле окна, то на предмет вдали линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет 3 мин, 5 мин, 7 мин.
Зрительная гимнастика на укрепление глазодвигательных мышц.
1. «Горизонтали»
Производить движения глаз из стороны в сторону, следить за пальцем.
- Для детей младшей группы – 5 раз;
- средней группы – 5-6 раз;
- старшей группы – 10 раз;
- подготовительной группы – 10-12 раз.
2. «Вертикали»
Производить движения глаз вверх-вниз, следить за пальцем.
- Для детей младшей группы - 5 раз;
- средней группы – 6-7 раз;
- старшей группы – 8-9 раз;
- подготовительной группы – 10 раз.
3. «Часы»
Производить движения глаз по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Следить за пальцем.
- Для детей младшей группы – не предназначено;
- средней группы – 5-6 раз;
- старшей группы – 6-8 раз;
- подготовительной группы – 8-10 раз.
4. «Пострелять глазами»
Производить движение глаз по диагонали.
- Для детей младшей группы – 3-4 раза;
- средней группы – 5-6 раз;
- старшей группы – 7-8 раз;
- подготовительной группы – 8-10 раз.
5. «Движение глаз»
Производить движения глаз по квадрату, «змейке», ломанной линии»
- Для детей младшей группы – 5 раз;
- средней группы – 6-7 раз;
- старшей группы – 7-8 раз;
- подготовительной группы – 8-12 раз.
Для этого упражнения на стене размещают большой квадрат («змейку», ломаную линию), для детей со сходящимся косоглазием изображение размещают в верхней части стены, а для детей с расходящимся косоглазием – в нижней части стены.
6. «Круги в темноте».
Закрыв глаза, выполнять круговые движения глазными яблоками, каждые 3-5 с меняя направление вращения глаз.
Для детей младшей группы – не предназначено;
- средней группы – 5-6 раз;
- старшей группы – 6-7 раз;
- подготовительной группы – 8-10 раз.
Комплекс упражнений для глаз
при сходящемся косоглазии
Цель упражнений при сходящемся косоглазии: развивать направление взора ребенка вдаль и вверх.
Упражнения для глаз имеют высокую эффективность, но выполнять их нужно регулярно.
Гимнастика для глаз при сходящемся косоглазии включает следующие упражнения:
- поставить перед лицом предмет, закрыть больной глаз, сдвигать предмет в ту
же сторону, следя за ним взглядом;
- совершать движения глазными яблоками, напоминающие восьмерку;
- следить взглядом за постоянно двигающимися предметами.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №45
Рекомендации для педагогов и родителей
«Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза,
фиксации взора и повышения остроты зрения
при сходящемся косоглазии»
Материал подготовила
учитель-дефектолог высш.кат. Георгиевская Л.Б.
2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа на специальных тренажерах для повышения остроты зрения.
Тренажёр "Видеоазимут"Этот тренажёр нужен для укрепления глазодвигательных мышц, которые помогают глазу следить за передвигающимися предметами в горизонтальной плоскости перед человеком. Укрепив эти м...
Эффективность использования дидактических игр и упражнений для повышения остроты зрения у дошкольников среднего возраста, страдающих косоглазием и амблиопией
Понятие остроты зрения. Методы определения остроты зрения. Классификация детей по степени нарушения зрения. Характеристика косоглазия и амблиопии. Содержание и методика лечения глазных болезней на пле...
Игры на развитие прослеживающей функции глаза
laquo;Игры на развитие прослеживающей функции глаза» 1. Прослеживающая функция глаза и возможные нарушения ее развития.2. Примеры игр на развитие прослеживающей функции глаза у дошкольнико...
«Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся и расходящемся косоглазии во всех возрастных группах»
Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся и расходящемся косоглазии...
Развиваем прослеживающую функцию глаза
Различными материалами делится в детском образовательном центре Татьяна Смышляева, а мы делимся с родителями. Последние в свою очередь говорят о том, что материалы очень просто использовать и детям нр...
Рекомендации для родителей "Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при расходящемся косоглазии"
В материале представлены игры и упражнения, а так же комплексы глазной гимнастики при расходящемся косоглазии у детей...
Дидактические игры для повышения остроты зрения.
Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, основным элементом которой является обучение детей способам познания.Привед...