Сказка, как средство развитие речи детей с ОВЗ раннего возраста
консультация по коррекционной педагогике

Сергеева Марина Борисовна

Сказка, ккак средство развития речи детей с ОВЗ раннего  возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – дефектолог М. Б. Сергеева

МДОУ «Детский сад № 145», Ярославль, Россия

Сказка как средство развития речи детей раннего возраста.

Сказка – наиболее привлекательный материал для детей раннего возраста. Сказка – это устное народное произведение,  возникшее в устах талантливых сказателей в непосредственном общении рассказчика со слушателями, и название свое она получила от слова «сказывать». В течение долгого времени сказка, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, приобрела традиционные устойчивые формы композиции и выразительность языка, интонации.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера психических процессов у детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивали К.Д. Ушинский, В.С. Белинский, особое место сказка занимала в творчестве А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова. Б. Беттельхейм отмечает, что взрослый язык, логика непонятны ребенку (т.к у него наглядно – действенное мышление преобладает над абстрактно – логическим). Поэтому ответы на свои вопросы ему легче найти в сказочных ситуациях и образах. Сказка, по словам великого выдумщика и сказочника С.Я. Маршака, не знает границ, не допускает безнадежных положений. У сказки есть счастливая возможность охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, причудливо преображать действительность.

 «Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочным образом, ребенок учится мыслить словами… Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем», - писал В.А. Сухомлинский в своей замечательной книге «Сердце отдаю детям».

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (Т.С. Комарова, Н.В. Савушкина, Н.М. Сокольникова и др.), музыкально-ритмической деятельности (С.И. Букатина, М.А. Ветлугина и др.), игровой (Т.В. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.). Особым вниманием сказка пользуется  в художественно-речевой деятельности.

С помощью сказки происходит процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способов социального проявления созидательной творческой силы.

Слушая сказку, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций», при этом у него обогащается пассивный словарь,  развивается фонематическое восприятие.

Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой: это основа нравственного воспитания. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает им разобраться во взаимоотношениях людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Этот жанр художественной литературы позволяет создавать у ребенка радостное, приподнятое настроение; активизировать речевое общение; совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление); развивать речь (причем все её компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам). Звуковая сторона речи отрабатывается на звукоподражаниях, которые часто используются в сказках. Особое значение сказка приобретает как средство формирования лексической стороны речи у детей, которое проводится по следующим направлениям:

  1. обогащение  словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
  2. уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка;
  3. активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.

Обогащение речи детей с помощью сказки идет, прежде всего, за счет знаменательных слов (существительных, прилагательных, глаголов, числительных, наречий),  а также за счет слов, характерных для фольклорных произведений (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребенок, в процессе слушания сказки, понимает и отчасти запоминает, а иногда и использует в своей речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания. При чтении сказок припоминаются (воспроизводятся) отрывки, наиболее интересные в плане обогащения речи («мышка бежала, хвостиком задела»; «затрещал теремок, упал на бок и весь развалился»; «козлятушки-дитятушки, отомкнитеся, отворитеся!»). При работе со сказкой можно предложить малышам задания, требующие от них более сложных умственных операций, которые развивают словесно-логическое мышление (на взаимосвязь речи с мыслительными процессами указывают исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца)    Например, попросить рассказать о том, кто тянул репку (перед детьми находятся фигурки всех персонажей сказки), но не в традиционном изложении, а в обратном порядке: мышка за … кошку, кошка за … Жучку … и т.п.

С помощью сказки на занятиях реализуется еще одно направление по формированию лексической стороны речи, как закрепление и уточнение словаря. Это направление понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слова, а также в его запоминании. Прежде всего, закрепляются в речи детей такие трудные слова, как собирательные существительные (обувь, одежда, овощи и т.д.); отвлеченные существительные (добро, зло и др.), а также слова, сложные в звуковом и морфологическом отношении. Наряду с закреплением словаря параллельно уточняется смысл слова. С помощью сказки закрепляются в речи детей слова,  обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия.

В процессе знакомства ребенка со сказкой, её анализа и проигрывания идет  активизация словаря. Данное направление включает работу над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение), антонимами (словами с противоположным значением). В процессе этой работы педагог побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова.  Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На них, а также при руководстве другой речевой деятельностью детей воспитатель оперирует специфичными приемами обогащения, уточнения, активизации словаря. Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

        Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что сказка является средством развития речи детей раннего возраста. Не случайно знакомство с ней начинается уже в детском саду под четким руководством педагогов. Государственная программа обучения и воспитания детей третьего года жизни предусматривает знакомство детей примерно с пятью русскими народными сказками. Содержание сказок для детей разнообразно. В русском фольклоре имеется большое количество волшебных сказок, бытовых, сказок о животных.  Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку, сказки о животных. Замечено, что дети их легко запоминают. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок» и другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой – либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса по теме самообраования “Сказка как средство развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОУ”

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкол...

«Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

В статье подробно описывается как с помощью сказки можно развивать все стороны речи детей раннего возраста....

«Сказка как средство развитие речи детей раннего возраста».

Для детей сказка – удивительный и волшебный мир.Использование сказок способствует целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи. Сказки предполагают воздействие на мышление реб...

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»...

Программа по самообразованию "Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста"

План й по самообразованию.Тема: "Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста"Цель: развите связной речи младших дошкольников посредством чтения сказок....

" Русские народные сказки , как средство развития речи детей раннего возраста".

quot;Русские народные сказки , как средство развития речи детей раннего возраста"....