КАРТОТЕКА пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников 7-го года жизни группы комбинированной направленности
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников 7-го года жизни группы комбинированной направленности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»
КАРТОТЕКА
пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников 7-го года жизни
группы комбинированной направленности
Составила
воспитатель Галикаева Л.Г.
г.п. Излучинск, 2019
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
коррекционно-образовательного процесса в группе комбинированной направленности
для воспитанников седьмого года жизни на 2019-2020 учебный год
СЕНТЯБРЬ 1. Ранняя осень. 2. Деревья, кустарники. 3. Грибы. 4. Овощи-фрукты. 5. «Золотая» осень. | ДЕКАБРЬ 1. Зима. Звуки 2. Родной край - Югра. 3.Зимующие птицы. 4. Новый год. | МАРТ 1. Весна. Женский день. 2.Транспорт. 3. Бытовые электроприборы. Инструменты. 4. Неделя безопасности. 5. Середина весны. Прилёт птиц. |
ОКТЯБРЬ 1. От зерна до булочки. 2. Продукты питания. Посуда. 3. Перелётные птицы. 4. Наша страна. | ЯНВАРЬ 1. Каникулы. 2. Неделя здоровья. 3. Начало года, календарь. 4. Я и моё тело. 5. Рыбы. | АПРЕЛЬ 1. Планета Земля. Космос. 2. Домашние птицы. 3. Цветы, насекомые. 4. Весенние работы в саду и огороде. |
НОЯБРЬ 1. Поздняя осень. 2. Одежда, обувь, головные уборы. 3. Дикие животные готовятся к зиме. 4. Домашние животные. | ФЕВРАЛЬ 1. Животные Севера. 2. Животные жарких стран. 3. Родина. Защитники Отечества. 4. Профессии людей. | МАЙ 1. День Победы. 2. Мой дом, моя семья. 3. Школа. 4. Лето. |
Месяц | Тема недели | Пальчиковая игра |
СЕНТЯБРЬ | «РАННЯЯ ОСЕНЬ» | «ОСЕНЬ» Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) (по очереди сжимаем кулачки) (трем ладошки друг о друга) (положить ладошки на щеки) (движение ладонями сверху вниз) (поглаживаем коленки) (по очереди сжимаем кулачки) (разводим одновременно ручки в разные стороны) (скрестить ручки и пошевелить пальчиками) (стучим пальчиками по ладошкам) (делаем вид) (постучать ногами) |
«ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ» | «ДЕРЕВЬЯ» Вот деревья: перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке.) | |
«ГРИБЫ» | «ГРИБЫ» Топ-топ – пять шагов («шагают» пальчиками по столу) (переплести пальцы обеих рук – корзинка; показать 5 пальцев на одной руке) А второй – лисичка, рыжая косичка. Третий гриб – волнушка, розовое ушко. А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок. Пятый гриб – белый. Ешь его смело. (загибают пальцы на одной руке по одному, начиная с большого пальца – другой рукой) | |
«ОВОЩИ-ФРУКТЫ» | «ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИШЛА» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла («шагают» пальцами по столу) Картошку, капусту, морковку, горох, (загибают по одному пальчику) Петрушку и свеклу. Ох!.. (хлопок) Вот овощи спор завели на столе Кто лучше, вкусней И нужней на земле. (попеременно ударяют по столу кулачками и ладонями) Картошка? Капуста? Морковка? Горох? (загибают по одному пальцу на название) Петрушка иль свекла? Ох!.. (хлопок) Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала. (стучат ребром каждой ладони по столу) Картошку, капусту, морковку, горох, (загибают по одному пальчику) Петрушку и свеклу. Ох!.. (хлопок) Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке ( ладони складывают крест-накрест) Картошка, капуста, морковка, горох, (загибают по одному пальчику) Петрушка и свекла. Ох!.. (хлопок) И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп) | |
«ЗОЛОТАЯ» ОСЕНЬ | «ОСЕНЬ» (плавные движения обоими кистями – «ветер») Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: (поочерёдно загибают пальцы) Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой. Вот последний лист с осинки (укладывают ладони на стол) Ветер бросил на тропинку. | |
ОКТЯБРЬ | «ОТ ЗЕРНА ДО БУЛОЧКИ» | «ХЛЕБ» Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, (слегка покачивают руками, поднятыми вверх). А потом обмолотили, (постукивают кулаками друг о друга). Он в зерно вдруг превратился. (выполняют упражнение «Пальчики здороваются») Из зерна – в муку и тесто, (сжимают и разжимают кулаки). В магазине занял место. (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх). Вырос он под синим небом, (поднимают руки вверх). А пришел на стол к нам – хлебом. (вытягивают руки вперёд ладонями вверх). |
«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ» | «ПРОДУКТЫ» (загибают по одному пальчику на правой и левой руке Жили-были сыр, котлеты, Мармелад, зефир, котлеты, Соки, овощи и фрукты, (сжимают и разжимают кулачок). Называем их – еда, (выполняют ритмичные хлопки) Очень любим их всегда! | |
«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ» | «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ» Птицы перелетные (дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.) В стаи собираются, В края теплые летят, (сжимают пальцы рук в кулаки.) До весны прощаются. (загибают по очереди пальцы на руке) Стаи журавлиные, Стаи лебединые, Стаи соловьиные, Гусиные, утиные – К югу все они летят, (дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз) Здесь замерзнуть не хотят. Как наступят холода – (двигают пальцами рук – «машут, прощаются»). Не найдется им еда. | |
«НАША СТРАНА» | «МОЯ СТРАНА» (вытягивают вперед прямые ладони) (поочередно соединяют одноименные пальцы рук) (крепко сжимают в «замок») (прикладывают руки к груди) | |
НОЯБРЬ | «ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ» | «ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ» (произнести: «с-с-с-с-с») (пошевелить пальцами и подуть на них) (вращать круговыми движениями кисти рук (плавно положить руки на стол) Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап», «кап-кап-кап!» (постучать пальцами по столу) Град по ним заколотил Листья все насквозь пробил. (постучать кулаками по столу) Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд-назад) Одеялом их накрыл (ладони крепко прижать к столу) |
«ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» | «В ПРИХОЖЕЙ» Ботинки и тапки – две пары подряд. Сапожки и туфли, и папины кеды, И тапочки мамы, и шлепанцы деда, А рядом мои босоножки, Кроссовки братишки Сережки, И красные туфли на шпильке, Что папа купил нашей Лильке. | |
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ» | «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ» (загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье) У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, травы Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. Есть у каждого свой дом, (ударяют ладонями и кулачками поочерёдно). Всем тепло уютно в нём. | |
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» | Раз, два, три, четыре, пять, Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке) Самых близких, самых верных — Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши). Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке). Как назовем их? Подумай немножко. (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих). В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой), Значит, домашними все их зовут. | |
ДЕКАБРЬ | «ЗИМА» | «СНЕЖОК» Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого) Мы с тобой снежок слепили. («лепят», меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую) И совсем – совсем не сладкий. (грозят пальчиком) Раз – подбросим. (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок) Два – поймаем. (приседают, ловят воображаемый снежок) Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок) И… сломаем. (топают). |
«РОДНОЙ КРАЙ – ЮГРА» | Здравствуй, солнце золотое! (потянуться, растопырив пальцы) (помахать «небу») (волнообразные движения кистей рук) (показать «дубок» - растет от маленького росточка вверх) («обнимашки») | |
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» | «ПТИЧКИ» Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев 4 раза) Сала дам синичке. («режущие» движения одной ладони по другой) Хлебушка немножко. (пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга) (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью) (то же – левой рукой) Ешьте макароны! | |
«НОВЫЙ ГОД» | «ПОДАРКИ» Дед Мороз принёс подарки: («шагают» пальцами по столу) Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка И пушистого щенка! (на каждое название подарка загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке) Гав! Гав! (делают из пальцев правой руки мордочку щенка) | |
ЯНВАРЬ | «НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ» | «МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ» Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. («идут» по столу указательными и средними пальчиками) Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками) С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки) Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки под щёку) |
«НАЧАЛО ГОДА. КАЛЕНДАРЬ» | «КАК ИНТЕРЕСНО ЗИМОЙ» (показывают большим пальцем вверх) (указательный палец скользит по ладошке) (имитируют лепку и бросание снежков) (скользят ладонями по столу) (ребром ладоней едут по столу) (хлопки) | |
«Я И МОЁ ТЕЛО» | «ВЕСЁЛЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК» (указательные и средние пальцы обеих рук «шагают» по столу.) (растирают ладони.) (охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.) (потирают ладони.) (складывают пальцы в замок.) | |
«РЫБЫ» | «ЖИЛ ДА БЫЛ ОДИН НАЛИМ» Жил да был один налим, (дети складывают ладони, изображают, как плывет рыба.) Два ерша дружили с ним. (Поднимают ладони вверх.) Прилетали к ним три утки (складывают кисти рук крест- накрест, машут ладонями.) По четыре раза в сутки. И учили их считать: (сжимают и разжимают кулаки). Раз, два, три, четыре, пять. (загибают поочередно пальцы, начиная с большого). | |
ФЕВРАЛЬ | «ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА» | «БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ» |
«ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН» | «В ЖАРКИХ СТРАНАХ» (сжимать – разжимать пальцы в кулаки.) (соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам). (разогнуть большой и указательный пальцы правой руки.) (разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки.) (разогнуть большой и указательный пальцы левой руки.) (разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки.) (хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны.) | |
«РОДИНА. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» | «БОЙЦЫ-МОЛОДЦЫ» Пальцы эти все бойцы, (показать раскрытые ладони) Удалые молодцы. (сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших) Два - больших и крепких малых И солдат в боях удалых. Два - гвардейца-храбреца, Два - сметливых молодца. Два героя безымянных, Но в работе очень рьяных! Два мизинца-коротышки - Очень славные мальчишки! | |
«ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ» | «ПОВАР» Повар готовил обед, (рёбрами ладоней стучат по столу) (загибают большие пальцы) (загибают указательные пальцы) В печку кладёт варенье (загибают средние пальцы) Мешает суп кочерыжкой (загибают безымянные пальцы) (загибают мизинцы) (разводят руками) (машут рукой) | |
МАРТ | «ВЕСНА. ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ» | «НАШИ МАМЫ» Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) Всех их очень любят дети! Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек») Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх) |
«ТРАНСПОРТ» | « Я ПО УЛИЦЕ ШАГАЮ» (на каждое название транспорта загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке) Я по улице шагаю, Я шагаю и считаю. Раз – автобус тёмно-синий, Два – пожарная машина, Три – маршрутное такси, Подвезти нас попроси. А четыре – самосвал. Он на стройке побывал, Он туда песок отвёз. У него есть шесть колёс. Пять – троллейбус номер «пять», Ездим мы на нём гулять. Шесть и семь – велосипеды, По своей дорожке едут. Восемь – серый внедорожник, Он несётся! Осторожно! Девять – грузовик с камнями, Покажу его я маме. Десять – папин «шевроле». Был он куплен в феврале. | |
«БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ. ИНСТРУМЕНТЫ» | «ЧТО ЗА ШУМ НА КУХНЕ ЭТОЙ» (сгибание мизинцев) ( сгибание безымянных пальцев) (вращение средних пальцев вокруг друг друга) (вращение указательных пальцев вокруг друг друга) ( вращение больших пальцев ) (соединение мизинцев) (соединение безымянных пальцев) (соединение средних пальцев) ( движение указательными пальцами) (пожимаем плечами) | |
«НЕДЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ» | «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ» Дорожных правил очень много. Раз - Внимание дорога! (показываем указательный палец) Два - сигналы светофора, (показываем два пальца) Три – смотри дорожный знак, (показываем три пальца) А четыре – «переход». (показываем четыре пальца) Правила все надо знать (грозим указательным пальцем) И всегда их выполнять. | |
АПРЕЛЬ | «СЕРЕДИНА ВЕСНЫ. ПРИЛЁТ ПТИЦ» | «ПТИЦЫ ВЕРНУЛИСЬ» (на обеих руках пальцы «здороваются») К нам с весной тепло вернулось, (большие пальцы дважды касаются кончиков всех остальных пальцев) Солнце в небе улыбнулось. (взмахи перекрещенными ладонями) Возвратились наконец (загибают по одному пальцу сначала на левой, потом на правой руке, начиная с больших пальцев) Грач, кукушка и скворец, Гуси, лебеди, чижи, Утки, ласточки, стрижи, А последний – дрозд – Длинный серый хвост. |
«ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. КОСМОС» | «МЫ КОСМИЧЕСКИЙ ОТРЯД» (пальцы одной руки сжаты в кулак; дети разжимают и сжимают пальцы) Мы космический отряд, Очень дружных пять ребят. (разгибают по очереди пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого; говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой) 1 – Гагарин, 2 – Титов, 3 – Леонов, 4 – Комаров, 5-ый женщина, а не мужчина - Терешкова Валентина! (соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки) В космический корабль сели, Да и в космос полетели. | |
«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» | «УТЯТА» (поочерёдно сгибать пальцы рук, начиная с большого) Первый, второй – шли утята. Третий, четвёртый – за водой. А за ними плёлся пятый, позади бежал шестой. А седьмой от них отстал, а восьмой уже устал. А девятый всех догнал, а десятый испугался, (ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук) Громко – громко запищал: «Пи-пи-пи!» - «Не пищи, мы тут рядом, поищи!» | |
«ЦВЕТЫ. НАСЕКОМЫЕ» | «НАСЕКОМЫЕ» (сжимать - разжимать пальцы в кулак.) (последовательно соединять пальцы обеих рук с большими). (поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки). (поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.) | |
«ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ В САДУ И ОГОРОДЕ» | «ВЕСНЯНКА» Солнышко, золотое донышко — («рисуют» вытянутыми руками круг над головой) Гори ясно, чтобы не погасло. (руки в стороны, перебирают пальцами) Побежал в саду ручей. (волнообразные движения руками) Прилетели сто грачей. (отпуская руки, машут «крыльями») А сугробы тают, (приседают на корточки) Цветочки подрастают. (руки возле груди, ладони соединены, встают, раскрывают ладони). | |
МАЙ | «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» | «НАША АРМИЯ» Аты – баты! Аты – баты! На парад идут солдаты. (поочередно шагают указательным и средним пальцами то правой, то левой руки) Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой. (по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальца). |
«МОЙ ДОМ. МОЯ СЕМЬЯ» | «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА» Этот пальчик большой — (руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.) Это папа дорогой. Рядом с папой — наша мама. Рядом с мамой — брат старшой. Вслед за ним сестренка — Милая девчонка. И самый маленький крепыш — Это славный наш малыш. Дружная семейка! (сжать руку в кулак несколько раз.) | |
«ШКОЛА» | «В ШКОЛУ» («шагают» пальцами по столу) В школу осенью пойду. Там друзей себе найду. (загибают по одному пальцу на обеих руках) Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать. Буду рисовать портреты, Стану изучать кометы, Выращу кристаллы соли И цветок для тёти Оли, Языками овладею, Самым сильным стать сумею, Будку сделаю щенку… Всё на свете я смогу! | |
«ЛЕТО» | «ЛЕТОМ» Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики) Будем летом мы играть: (хлопки в ладоши) Будем плавать и качаться, (плавные движения ладонями) Будем прыгать и кататься, (стучать пальчиками по столу) Будем бегать, загорать (пальчики бегут по столу) И грибочки собирать. (сжимать и разжимать кулачки) |
Литература:
Комплексные занятия с детьми 3-7 лет :формирование мелкой моторики, развитие речи / авт.-сост. Н.Л. Стефанова. – Изд. 2-е, испр. –Волгоград : Учитель. – 261 с.
Нищева Н. В. современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 544с.
Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т. В. Калинина и др. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 151 с.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. СПб. : Лань, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников старшего возраста
Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, котор...
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников подготовительной группы
Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, котор...
Конспект (итоговый) интегрированной непосредственно - образовательной деятельности воспитанников 6-го года жизни группы комбинированной направленности № 23. Тема: «Летят перелётные птицы» (Посвящается Году экологии в России)
Конспект(итоговый) интегрированной непосредственно - образовательной деятельностивоспитанников 6-го года жизни группы комбинированной направленности № 23. Тема: «Летят перел...
Конспект (итоговый) интегрированной непосредственно - образовательной деятельности воспитанников 7-го года жизни группы комбинированной направленности № 23.Тема: «Весна Юбилейная»(посвящается 30-летнему юбилею со дня открытия детского сада «Сказка».
Конспектинтегрированной непосредственно - образовательной деятельности воспитанников 7-го года жизнигруппы комбинированной направленности № 23. Тема: «Весна Юбилейная»...
Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности воспитанников 6-го года жизни группы комбинированной направленности № 23. Тема: «Славный День Победы» (Посвящается 70 - летию Великой Победы)
Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности воспитанников 6-го года жизни группы комбинированной направленности № 23. ...
«Театр – это праздник!» Итоговое мероприятие с драматизацией по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха» с воспитанниками шестого года жизни группы комбинированной направленности № 23. (Посвящается Году театра в России).
laquo;Театр – это праздник!»Итоговое мероприятиес драматизацией по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»с воспитанниками шестого года жизни группы комбиниро...
КАРТОТЕКА пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников 6-го года жизни группы комбинированной направленности
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздев...