Совершенствование логического мышления, диалогической речи и изобразительных навыков дошкольников с помощью работы по закрытой картине
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Данный материал представляет собой отражение практического опыта работы учителя-логопеда по закрытой картине с детьми с ОВЗ. В статье подробно изложена методика работы, варианты развития, усложнения материала, возможность применения в контексте взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика работы по закрытой картине с детьми дошкольного возраста | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы по закрытой картине.
По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития МГПУ Савенкова И.А., в процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Он говорит о том, что познание начинается с вопроса. Термины: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация», обозначают нетождественные, но тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза – это способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Целью данной работы является необходимость научить ребенка задавать вопросы и с их помощью выяснить содержание картины, которую они не видят. В такой ситуации все вопросы ребенка имеют мотивированный характер, так как он действительно хочет узнать, что там нарисовано. При работе по открытой картине вопросы носят формальный, немотивированный характер. Такие вопросы не пробуждают интереса к диалогу, не ставят ребенка в позицию необходимости узнать о рисунке больше.
Изначально подобная методика широко использовалась на занятиях с глухими и слабослышащими детьми. Однако ее с успехом можно применять для совершенствования речи как нормально развивающихся дошкольников, так и детей, посещающих группы компенсирующей направленности. В частности, данный вид деятельности был опробирован мной в группе компенсирующей направленности для дошкольников с нарушением зрения (слабовидящие дети, дети с амблиопией и косоглазием). В результате кроме того, что ребята научились строить вопросы в соответствии с логической целесообразностью для угадывания рисунка, они ещё
- стали лучше ориентироваться на листе бумаги;
- внимательнее относятся к деталям изображения;
- расширили словарный запас;
- улучшили изобразительно-графические способности.
Работа по закрытой картине представляет собой угадывание детьми того, что на ней изображено с помощью логически верно выстроенных вопросов. При этом картина полностью скрыта от глаз детей. На начальных этапах работы беседу по выявлению содержания закрытой картины полностью выстраивает педагог, а дети лишь повторяют вопросы. По мере понимания детьми логики построения вопросов, роль педагога изменяется: он передает инициативу в составлении вопросов детям.
Работа по закрытой картине предполагает 4 этапа.
I. Беседа по выявлению содержания закрытой картины.
На данном этапе учим детей задавать вопросы и отвечать на них.
II. Зарисовка детьми выявленного с помощью вопросов содержания картины.
На данном этапе детям все еще не показана картина, однако предлагается нарисовать ее. У детей появляется множество дополнительных вопросов. Педагог помогает детям в их формулировании.
III. Анализ рисунков детей.
Третий этап предполагает показ картины и сравнение рисунков детей с картиной, которая была закрыта.
VI. Устное описание картины детьми.
Данный этап может быть более развернутым, когда он проводится именно в данной последовательности и более сжатым, если провести его перед зарисовкой картины, то есть непосредственно после отгадывания картины.
Работа по закрытой картине усложняется по содержанию картин, развивается по форме вопросов к картине, изменяется по степени самостоятельности ученика.
Усложнение работы по содержанию картин
Усложнение работы по содержанию картин строится следующим образом. На начальном этапе работы отбираются рисунки с одним объектом. В литературе, в основном, представлена методика для учащихся школьного возраста. Она предполагает наличие на картине объекта, обязательно действующего. Так как я работаю с другими детьми (с дошкольниками, имеющими нарушения зрения), то первоначальным этапом являлись картины с изображением одного неодушевленного предмета. Это могло быть, например, яблоко или варежка. И эта работа оказалась очень важной. В процессе выяснилось, что многие дошкольники часто не обращают внимание на детали. Так, половина группы на этапе зарисовки вместо варежки нарисовала перчатку. Хотя отгадали правильно, проговорили где и как будет изображён предмет, какого он цвета.
Далее берутся рисунки с изображением нескольких персонажей и нескольких объектов. И опять же, это не обязательно живой предмет. На данном этапе можно отработать пространственные отношения между объектами на картине (слева от, за, перед и т.п.) Затем – картина с несколькими планами. Самой сложной представляется работа по серии картин.
Изменение формы вопросов к картине
Усложняется содержание и формулировка вопросов. Начинаем с самых простых.
- Это овощ? (нет)
-Это фрукт?(да)
- Это яблоко?(да)
- Яблоко красного цвета?
- Яблоко большое?
- Яблоко расположено в центре листа?
Фрагмент работы по закрытой картине.
Педагог: «Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?»
Ответы детей.
Педагог: «Я принесла вам очень интересную картину, но сразу ее не покажу. Вы с моей помощью отгадаете то, что там нарисовано. Вы будете задавать мне вопросы, а я буду на них отвечать. Спросите меня: «На картине изображено животное?»
Дети: «На картине изображено животное?»
Педагог: «Да, животное. Спросите меня: «Это домашнее животное?»
Дети: «Это домашнее животное?»
Педагог: «Да, это домашнее животное. Попробуйте угадать, какое это животное»
Дети: «Это собака? …Это корова? …Это кошка?»
Педагог: «Вы угадали, это кошка. Спросите меня, какого цвета кошка?»
Дети: «Какого цвета кошка?»
Педагог: «Кошка серого цвета. Спросите меня, а что делает кошка?»
Дети: «Что делает кошка?»
Педагог: «Кошка лакает молоко из миски. Теперь вы знаете, что за картинку я вам принесла. Расскажите о ней»
Ответы детей.
Педагог: «Молодцы, теперь вы знаете, что нарисовано на картинке. Попробуйте ее нарисовать»
На данном этапе можно предложить детям нарисовать отгаданную картину. Безусловно, в процессе рисования возникнут дополнительные вопросы о деталях. Если ребенок затрудняется в формулировании вопроса, то педагог дает образец вопроса, который ребенок обязательно повторяет.
Усложнение работы по степени самостоятельности детей
Особенности работы над многоплановой картиной
При работе над многоплановой картиной используется схема.
На первом этапе работы по закрытой картине педагог учит задавать вопросы о пространственном расположении предметов.
Например:
Педагог: «Спросите меня, кто находится по центру на переднем плане»
Вопросы детей.
Педагог: «По центру на переднем плане находится собака. Спросите меня, кто находится в центре картины»
Вопросы детей.
Педагог: «Девочка. Спросите меня, что делает девочка»
Вопросы детей.
Педагог: «Девочка смотрит на собаку. Спросите меня, что находится в левом верхнем углу картины» и т.д.
Работа по закрытой картине предполагает 4 этапа.
I. Беседа по выявлению содержания закрытой картины.
На данном этапе учим детей задавать вопросы и отвечать на них.
II. Зарисовка детьми выявленного с помощью вопросов содержания картины.
На данном этапе у детей появляется множество дополнительных вопросов. Педагог помогает детям в их формулировании.
III. Анализ рисунков детей.
VI. Устное описание картины детьми.
Данный этап может быть более развернутым, когда он проводится именно в данной последовательности и более сжатым, если провести его перед зарисовкой картины, то есть непосредственно после отгадывания картины.
Использованная литература
Лурия А. Р. Язык и сознание — М., 1979.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М. 1983; В 2-х т.
Быкова «Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов»
Леонтьев А.А. Функции и формы речи// Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.:Просвещение,1985.
Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие диалогической речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Проблема овладения детьми диалогической речью и коммуникативными навыками является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и методики развития речи. Это обусло...
Экспериментальное исследование особенностей формирования основ диалогической речи у детей четвертого года жизни в условиях учреждения закрытого типа
В данном исследовании были выявлены особенности формирования основ диалогической речи детей четвертого года жизни детей, воспитывающихся в условиях закрытого учреждения, путем специального моделирова...
Загадки как средство развития логического мышления и речи у младших дошкольников.
Рабочая программа по теме самообразования разработана на вторую младшую группу....
Педагогический совет на тему: «Совершенствование логического мышления дошкольников в соответствии с ФГОС путем различных игровых технологий»
Повышение уровня знаний педагогов по методике развития логического мышления в соответствии с ФГОС,овладение различными технологиями развития у детей умственной деятельности, формирование творческого п...
Метод работы с закрытой картиной, как одна из форм развития познавательной активности дошкольника
Как сформировать у дошкольников умение задавать вопросы и с их помощью выяснять содержание картинки, которую они не видят....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ №2 по совершенствованию лексико-грамматичского строя речи и графомоторных навыков методическая разработка по развитию речи
2 часть РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ, разработана для детей, посещающих подготовительные к школе курсы. Работа по тетради позволит развить у детей словарный запас и лексико-грамматический сторй по лексическим тема...
Работа по закрытой картине с использованием графических изображений в процессе развития речевого общения у детей с тяжёлым нарушением речи.
Работа по закрытой картине с использованием графических изображений в процессе развития речевого общения у детей с тяжёлым нарушением речи....