Проектная деятельность направленная на развитие межполушарных связей у дошкольников.
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Мартьянова Мария  Владимировна

        Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей.  Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Таким образом, если в дошкольном возрасте осуществлять двуполушарный подход к образованию, проводить целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит работу нервной системы детей за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, что в свою очередь будет являться необходимым условием для более успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_mezhpolusharnyh_svyazey.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 п. Новоорск »Новоорского района Оренбургской области

Проект

для детей младшего дошкольного возраста  

« Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста »

Образовательная область :

речевое  развитие

                                          Руководитель проекта:

Мартьянова Мария Владимировна

старший воспитатель

2020 г.

Пояснительная записка

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей.  Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться левое полушарие, а к началу школьного обучения функции полушарной ассимметрии становятся более обозначенными (А.Р. Лурия, А.Л. Сиротюк,  и др.). Современная цивилизация преимущественно левополушарная, все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов младших школьников (Т.П. Хризман, Н.Н. Таугот, А.Л. Сиротюк и др.).Сензитивный период для развития межполушарного взаимодействия приходится на дошкольный возраст, когда кора полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.

Отдавая ребенка в школу, каждый надеется, что учеба будет даваться малышу легко и без усилий. Но мало кто знает, что для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие межполушарных связей правого и левого полушарий коры головного мозга.

Таким образом, если в дошкольном возрасте осуществлять двуполушарный подход к образованию, проводить целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит работу нервной системы детей за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, что в свою очередь будет являться необходимым условием для более успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования.

Игра с межполушарными досками очень положительно влияют на развитие ребенка,  а именно: 
1.Развивает усидчивость; 
2.Улучшают мыслительную деятельность; 
3.Способствуют улучшению памяти и внимания; 
4.Синхронизируют работу полушарий.

На основании этого нами был разработан проект с использованием различных методов для развития межполушарных связей. 

Цель проекта: создать для детей условия, предназначенные для стимуляции работы обоих полушарий головного мозга.

Задачи:

1. Провести  начальную психологическую диагностику : определить  уровень общего психического развития детей, а также уровень развития подконтрольных психических процессов (мышление, тонкая моторика, пространственные представления, память, элементарные математические представления ).

2. Опираясь на полученные диагностические результаты, сформировать контрольную группу детей, которые не будут выполнять специальные упражнения.

3. Реализовать  использование приемов для гармонизации межполушарного взаимодействия в образовательной деятельности.

4. Выполнить повторную диагностику уровня подконтрольных познавательных процессов у основной и контрольной группы. Определить динамику развития  процессов в основной и контрольной  группе, сравнить их.

5. Сделать вывод об эффективности применения специальных упражнений  при  реализации образовательной программы и их влиянии на развитие познавательных процессов у детей 2 младшей группы.

Методы и приемы  организации деятельности детей:

  • Игры и упражнения на развитие тонкой  моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации с использованием межполушарных досок.
  • Игры и упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти.
  • Игры и упражнения,  формирующие мыслительные операции.
  • Кинезиологические упражнения.
  • Зеркальное рисование.

Участники проекта: дети  2 младшей  группы, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие.

Срок реализации : 1.03.2020-1.06.2020 г

Тип проекта: подгрупповой, практико-ориентированный

Ожидаемый результат:

у детей улучшится:

- память;

- внимание;

- речь;

-мелкая моторика рук

Продукт проекта: методические рекомендации по использованию в работе педагогов методов и приемов для развития у детей межполушарных связей.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

-межполушарные доски;

-бегунки для досок;

-рисунки –шаблоны для рисования обеими руками;

- карандаши;

-прозрачные мольберты.

Формы работы:

 – включение приемов в программное содержание образовательной деятельности

(Кинезиологические упражнения применяются ежедневно во время физкультминуток, утренней гимнастики.  Занятия  проходят в первой половине дня, в игровой форме   по подгруппам, индивидуально ).

Проектная карта :

Виды деятельности

Содержание, цель

Дата

  1. Организационно – подготовительный

1. Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта.

2. Составление тематического планирования

3.Изучение литературы по использованию межполушарных досок для работы с детьми

4. Изготовление межполушарных досок

5. Диагностика  уровня развития памяти детей

6. Подбор произведений, книг для использования в проекте.

1.03.-15.03.2020

II. Основной

Игры и упражнения с межполушарными досками

1. Без использования бегунка. Пальчиком ведущей руки проходим лабиринт. Стараемся непрерывно его пройти от начала до конца. Затем в противоположном направлении.

2. Параллельная игра. Пока пальчик ведущей руки проходит лабиринт, ладошка второй руки стучит по столу (как вариант - каждый пальчик стучит, мячик катает и т.д.)

3. Усложняем игру: одновременно пальчиками обеих рук проходим лабиринт от начала до конца, затем в обратном направлении.

4. С использованием бегунка. Проводим бегунком ведущей руки лабиринт в одном направлении, затем в другом. Вторая рука может выполнять другое параллельное действие. Усложняем игру: одновременно проходим лабиринт двумя руками с помощью бегунков.

5. Закрытыми глазами. Предлагаем ребенку пройти лабиринт одновременно двумя руками с закрытыми глазами.

6. Разные лабиринты.  Одна рука проходит один рисунок (к примеру, круг), вторая - другой (к примеру, квадрат).

7. Игры и упражнения с тактильными карточками

8. Игры с сенсорной коробкой.

9. Упражнения с флэш-картами. 

10. Зеркальное рисование

16.03.2020-1.06.2020г

 Индивидуально, подгруппами по мере усвоения упражнений.

  1. Заключительный

Оценка результатов и отчетность

Анализ проведенной работы за определенный период, методическая, диагностическая и практическая работа, составление рекомендаций для родителей и педагогов для применения в различной деятельности приемов по формированию межполушарного взаимодействия у детей.

Методическое объединение педагогов МДОУ (круглый стол)

Районный семинар

Презентация проекта

Используемая литература:

1.Деннисон  П. «Программа «Гимнастика ума», Москва, 1997г.

2.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллектадошкольников. − М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

3.Трясокурова Т. Развитие межполушарного взаимодействия у детей.- Ростов-на –Дону, Феникс, 2019.

   Интернет источник:

https://vishiradugi.ru/mezhpolusharnye-doski/, 2018 г.

МДОУ Детский сад  №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игры и упражнения , направленные на развитие межполушарных связей у дошкольников"

Большое количество детей испытывает трудности в координации движений и речи; наблюдается моторная неловкость при выполненнии упражнений. Всвязи с этим , на мой  взгляд, необходимо подбирать и исп...

Методическая разработка "Создание мультфильма с детьми как вид проектной деятельности, направленной на развитие творческих способностей дошкольников"

Создание мультфильма - многогранный творческий процесс, включающий в себя разнообразные виды детской деятельности. Такой вид проектной деятельности очень привлекателен для детей....

Развитие межполушарных связей у дошкольника

Немаловажным аспектом успешного обучения в школе является речь ребёнка. Поэтому, к этой проблеме пристальное внимание педагогов и родителей закономерно: ведь колоссальное увеличение детей с недостатка...

Развитие межполушарных связей у дошкольников.

Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а самый хороший вариант, когда функционируют и правая, и левая половин...

развитие межполушарных связей у дошкольников

Скоординированная работа левого и правого полушария - является основой для интеллектуального развития ребенка, что обеспечивает в дальнейшем успешное обучение в школе. А также являются профилактикой д...

НОД по ФЭМП на тему: «Весну выручаем» для детей старшей группы с элементами игровых упражнений, направленных на развитие межполушарных связей.

в ходе занятия дети выполняют различные задания, направленные на мыслительную деятельность и развитие межполушарного взаимодействия головного мозга....