Развитие межполушарных связей у дошкольника
консультация по логопедии (старшая группа)

Давкнис Надежда Константиновна

Немаловажным аспектом успешного обучения в школе является речь ребёнка. Поэтому, к этой проблеме пристальное внимание педагогов и родителей закономерно: ведь колоссальное увеличение детей с недостатками речевого развития на сегодняшний день превзошли все показатели прошлых лет.

 

Стало неоспоримым фактом утверждение, что богатая и правильная речь малыша способствует непринуждённому высказыванию мыслей, расширяет возможности в познании мира, облегчает отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляет его психическое развитие. И напротив, дефекты речи вызывают ряд комплексов у детей-логопатов: повышение утомляемости, низкую работоспособность, несформированность психических процессов, частые заболевания .

 

В связи с этим, работа учителей-логопедов становится актуальной и востребованной, так как в процессе исправления речевых нарушений формируются не только речевые умения и навыки, но и совершенствуются интеллектуальные задатки будущих школьников.

 

В сложившихся условиях особую злободневность приобретает проявление инициативы свободного выбора оптимальных технологий комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

 

Под «оптимальными технологиями» мы подразумеваем внедрение нестандартных методов, приёмов и инструментов, обладающих повышенной эффективностью и являющихся своеобразным плодом интеллектуальной деятельности учителя-логопеда и психолога.

 

Если в дошкольном возрасте осуществлять 2-полушарный подход к образованию и проводить целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит не только работу нервной системы за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, но и усовершенствует связную речь, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, а также память и мышление детей, страдающих различными дефектами речи.

 

Ученые-физиологи установили, что правое полушарие головного мозга отвечает за гуманитарное, образное и творческое начало человека . Его функционалом является тело и способность контролировать координацию движений, также оно ответственно за пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

 

В противовес ему – левое полушарие головного мозга, которое в ответе за восприятие слуховой информации. Благодаря ему человек способен ставить цели и строить программы. Именно развитие левого полушария способствует доминированию математических, знаковых, речевых, логических и аналитических функций.

 

Что же произойдет, если делать упор на развитие обоих полушарий? Произойдет активизация речевых и мыслительных процессов, так как единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой, а с помощью определенных движений и развивается межполушарное взаимодействие.

 

 

– кинезиологические: фонетическая ритмика, слогомузыкальная автоматизация, синхронное чтение;

 

– арт-терапевтические: образовательные ситуации по обоюдорукому рисованию на песке по схемочтению [3];

 

– массажные: рифмованный комплекс самомассажа, пальчикового и классического массажа;

 

– сенсорные: создание сенсорной лепбуктеки, направленной на развитие психологической базы речи;

– телесноориентированные: биоэнергопластика, соединяющая движения артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

 

Следует заметить, что в ходе систематического применения инновационных технологий, направленных на развитие межполушарных взаимодействий, у дошкольников с ТНР замечена положительная динамика по формированию интеллектуальных способностей, наблюдается ускоренное исправление дефектных звуков, выявились улучшения интегративной функции мозга, наметился прогресс в способностях к обучению и управлению своими эмоциями.

 

Важной характеристикой предлагаемых приемов является то, что они работают над оживлением «базового» опыта личности, в частности: зрительного, слухового и чувственно-двигательного.

 

Проведение занятий с использованием вышеизложенного опыта, у детей легче нормализуются речевые нарушения, совершенствуются межполушарные связи, память и концентрация внимания.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Связь развития межполушарных

Немаловажным аспектом успешного обучения в школе является речь ребёнка. Поэтому, к этой проблеме пристальное внимание педагогов и родителей закономерно: ведь колоссальное увеличение детей с недостатками речевого развития на сегодняшний день превзошли все показатели прошлых лет.

Стало неоспоримым фактом утверждение, что богатая и правильная речь малыша способствует непринуждённому высказыванию мыслей, расширяет возможности в познании мира, облегчает отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляет его психическое развитие. И напротив, дефекты речи вызывают ряд комплексов у детей-логопатов: повышение утомляемости, низкую работоспособность, несформированность психических процессов, частые заболевания .

В связи с этим, работа учителей-логопедов становится актуальной и востребованной, так как в процессе исправления речевых нарушений формируются не только речевые умения и навыки, но и совершенствуются интеллектуальные задатки будущих школьников.

В сложившихся условиях особую злободневность приобретает проявление инициативы свободного выбора оптимальных технологий комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Под «оптимальными технологиями» мы подразумеваем внедрение нестандартных методов, приёмов и инструментов, обладающих повышенной эффективностью и являющихся своеобразным плодом интеллектуальной деятельности учителя-логопеда и психолога.

Если в дошкольном возрасте осуществлять 2-полушарный подход к образованию и проводить целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит не только работу нервной системы за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, но и усовершенствует связную речь, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, а также память и мышление детей, страдающих различными дефектами речи.

Ученые-физиологи установили, что правое полушарие головного мозга отвечает за гуманитарное, образное и творческое начало человека . Его функционалом является тело и способность контролировать координацию движений, также оно ответственно за пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

В противовес ему – левое полушарие головного мозга, которое в ответе за восприятие слуховой информации. Благодаря ему человек способен ставить цели и строить программы. Именно развитие левого полушария способствует доминированию математических, знаковых, речевых, логических и аналитических функций.

Что же произойдет, если делать упор на развитие обоих полушарий? Произойдет активизация речевых и мыслительных процессов, так как единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой, а с помощью определенных движений и развивается межполушарное взаимодействие.

– кинезиологические: фонетическая ритмика, слогомузыкальная автоматизация, синхронное чтение;

– арт-терапевтические: образовательные ситуации по обоюдорукому рисованию на песке по схемочтению [3];

– массажные: рифмованный комплекс самомассажа, пальчикового и классического массажа;

– сенсорные: создание сенсорной лепбуктеки, направленной на развитие психологической базы речи;

– телесноориентированные: биоэнергопластика, соединяющая движения артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Следует заметить, что в ходе систематического применения инновационных технологий, направленных на развитие межполушарных взаимодействий, у дошкольников с ТНР замечена положительная динамика по формированию интеллектуальных способностей, наблюдается ускоренное исправление дефектных звуков, выявились улучшения интегративной функции мозга, наметился прогресс в способностях к обучению и управлению своими эмоциями.

Важной характеристикой предлагаемых приемов является то, что они работают над оживлением «базового» опыта личности, в частности: зрительного, слухового и чувственно-двигательного.

Проведение занятий с использованием вышеизложенного опыта, у детей легче нормализуются речевые нарушения, совершенствуются межполушарные связи, память и концентрация внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игры и упражнения , направленные на развитие межполушарных связей у дошкольников"

Большое количество детей испытывает трудности в координации движений и речи; наблюдается моторная неловкость при выполненнии упражнений. Всвязи с этим , на мой  взгляд, необходимо подбирать и исп...

Проектная деятельность направленная на развитие межполушарных связей у дошкольников.

      Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей.  Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и пе...

Развитие межполушарных связей у дошкольников.

Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а самый хороший вариант, когда функционируют и правая, и левая половин...

Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".

Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...

развитие межполушарных связей у дошкольников

Скоординированная работа левого и правого полушария - является основой для интеллектуального развития ребенка, что обеспечивает в дальнейшем успешное обучение в школе. А также являются профилактикой д...

Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения....