Условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Вандышева Вера Васильевна

В статье доказывается необходимость создания специальных условий для решения комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-вос­питательных задач в процессе динамического психолого-педагоги­ческого обучения и воспитания ребенка с нарушением интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка с ОВЗ

Теоретики отечественной дошкольной общей и коррекционной педагогики, психологи и педагоги П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин установили, что наиболее важными факторами детского развития являются процессы воспитания и обучения.

        Венгер Л.А., Запорожец А.В., Зинченко В.П., Поддьков Н.Н. доказали значение создания особенных условий для каждого возрастного периода и вывели теорию об амплификации (обогащении) детского развития.

Давыдов В.В., Лисина М.И., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б. доказали необходимость учитывать свойственную определённую ведущую деятельность ребёнка, отношение к окружающим людям, к действительности, назвав её теорией дифференциации процессов воспитания и обучения в зависимости от возрастного периода.

Репина Т.А., Рузская А.Г., Смирнова Е.О. вывели теорию о формировании личности ребенка в процессе сотрудничества с окружающими людьми.

В результате исследований учёных мы знаем о развитии ребенка, которое происходит по диалектическим законам, и каждый возрастной период значим для формирования его личности, определяет общий характер поведения ребенка, и, так называемые, «заделы» на будущее выражаются в психологических новообразованиях, появляющихся к концу данного возрастного периода; о необходимости «создания определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода» (А.В. Запорожец).

Из исследований учёных Е.Р. Баенской, Т.А. Басиловой, А.Л. Венгер мы знаем, что у детей с нарушением интеллекта есть не только общие недостатки, но и особенные осложнения, связанные  «с характером и выраженностью первичных нарушений, с особенностями вторичных отклонений и с индивидуальными особенностями психики и личности ребенка. Первичные нарушения вытекают непосредственно из биологического характера болезни, а вторичные отклонения возникают вследствие первичных нарушений. Их наличие и степень выраженности зависят от своевременности и адресности ранней коррекционной помощи, а также от ее целенаправленности и интенсивности.

По утверждению Л. С. Выготского, именно вторичные отклонения являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия».

Л. С. Выготский в результате своих исследований так же утверждает, что «не только первичное нарушение определяет структуру и характер отклонений, но и условия воспитания, которые могут либо усиливать дефицитарность, либо способствовать ее сглаживанию или преодолению».

К числу общих проблем относятся социальная дезадаптированность детей, т. е. нарушение его связей с окружающими людьми, что приводит к затруднению взаимодействия с социальной средой. У всех детей с нарушениями развития отмечаются изменения приема информации, уменьшении способности к ее переработке. Для большинства из них характерен замедленный темп становления психических процессов (внимания, восприятия и представлений, памяти, мышления, речи, воображения); несформированность мотивационно - потребностной и эмоционально-волевой сферы; недостаточность моторного развития; снижение произвольности психических процессов, деятельности и поведения. Все эти особенности приводят к существенной задержке развития возрастных психологических новообразований, к их слабому совершенствованию и низкой завершенности на каждом возрастном этапе и к своеобразному становлению личностных качеств ребенка и его Я- концепции.

         «Сгладить» недостатки и проблемы в развитии, в некоторых случаях даже устранить их может только своевременная помощь и коррекция, которая обеспечит  полноценное развитие ребенка.  

Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Оказание ранней комплексной помощи позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения.

По исследованиям А.В. Выготского, который вывел принцип системности, для исправления или сглаживания причин отклонений в психическом развитии ребёнка необходимо проанализировать как структуру нарушения, так и социальную ситуацию развития ребёнка, опираясь на диагностическое обследование.

Другими словами, для разработки стратегии коррекционного воздействия необходим системный подход, который предусматривает изучение ребёнка. На основе полученных сведений в процессе медико-психолого-педагогического обследования специалисты определяют пути коррекционного воздействия, учитывая уровень первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, анализируют сущность трудностей ребенка, выделив факторы происхождения отклонений в целях устранения или ослабления остроты проблемы.        

В итоге исследований целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением интеллекта стало создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование его позитивных личностных качеств. Решаются задачи организации комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка для уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса и составления индивидуальной программы развития ребенка.

Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка. При этом соблюдаются следующие требования:

содержание воспитания и обучения должно быть направлено на амплификацию (обогащение) развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

         задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитывают структуру, степень и характер нарушений в развитии;

содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды детства различны;

материально-технические и медико-социальные условия, предметно развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;

профессиональная подготовка специалистов направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно совершенствоваться и соответствовать достижениям передовой науки и практики.

Воспитание и обучение детей осуществляется специально подготовленными учителями-дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому воспитанию, психологами, врачами, логопедами.

Все специалисты организуют свою работу на основе общих психолого-педагогических принципов:

принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка;

принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями;

принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;

деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.

Каждый из специалистов осуществляет своё направление в методах воздействия не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других в соответствии со специальным учебным планом и программами, в том числе и лицензированными авторскими, где учитываются особенности ребёнка с нарушением интеллекта.

Для выработки единого стиля работы, для единого подхода к воспитанию каждого ребёнка особое внимание уделяется работе дефектолога и воспитателя. Единство работы заключается в необходимости

совместного изучения содержания программы обучения и воспитания и ссовместного составления перспективного плана работы;

в диагностическом изучении детей для анализа и планировании дальнейшей работы;

в совместной подготовке и участии в праздниках и развлечениях для раскрытия всех возможностей детей в итоге проведённой коррекционно-воспитательной работы;

в проведении работы с родителями, обдумывая и согласовывая все рекомендации родителям.

Большое значение имеет характер взаимодействия взрослого с ребёнком. Оно должно обеспечивать психологическую защищённость и комфортность каждому ребёнку в ходе коррекционно-педагогического процесса. При этом необходимо учитывать своеобразность психического развития, характерные отклонения, состав нарушений, актуальный и допустимый уровень развития ребёнка.

Протекание взаимодействия зависит от условий, в которых находится ребёнок и от изменений ведущей деятельности и ведущих мотивов. В раннем возрасте первостепенное значение имеет необходимость признания его успешности, что содействует образованию «Я - сознания».

В дошкольном возрасте содержание общения обусловлено игровыми и познавательными интересами, формирование которых являются главной целью педагога. В процессе общения педагог способствует развитию у ребёнка образа «Я - позиции», пониманию себя среди взрослых и сверстников, в окружающей природе, пространстве, времени. Взаимодействуя с дошкольниками, взрослый формирует познавательные и творческие умения и навыки, развивает его как личность: учит самостоятельности и непринуждённому осознанному положительному поведению, пониманию своих поступков, проявлениям познавательной активности.

Список использованных источников

  1. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. [Текст] : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб. : Каро, 2013. - 330, [1] с. - (Коррекционная педагогика). - Библиогр.: с. 324-329.
  2. Игры и игровые задания для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: практическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. - Москва : Инфра-М, 2016. - 108 с. ; 20 см. - (Практическая педагогика : ПП).
  3. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: Методическое пособие / Филипповых Г.И., Лазуренко С.Б., Закрепина А.В., Тихонова Е.С., Стребелева Е.А., Кинаш Е.А., Вейс Ю.Н., Шалимова Т.И., Бутусова Т.Ю., Кремнева Е.А., Афанасьева Ю.А. ; Под редакцией Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. Москва : ЛОГОМАГ, 2013. - 242 с. : ил. - Библиогр.: с. 156-160.
  4. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. - Москва : Владос, 2008. - 256 с. : ил. ; 21 см. - (Коррекционная педагогика).
  5. Стребелева Е. А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта: монография / Е. А. Стребелева. - Москва : Инфра-М, 2016. - 207, [3] с. : ил. ; 22 см. - (Научная мысль). - Библиогр.: с. 188-199 (197 назв.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуального потенциала в условиях ДОУ

В статье описывается методическая работа, проводимая в ДОУ по развитию интеллектуального потенциала детей....

Развитие творческого, интеллектуального потенциала детей в условиях дошкольного учреждения

— организация системы образовательной деятельности в ДОУ, направленной на развитие творческого и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста....

Презентация "Создание условий для развития эмоционально-чувственной сферы детей раннего возраста" Опубликовано 14 декабря 2019 года

1 слайд «Создание условий для развития эмоционально-чувственной сферы детей раннего возраста»Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и исп...

План самообразования «Развитие эмоциональной сферы и творческих проявлений ребёнка в возрасте 5-7 лет в музыкально-ритмической деятельности».

Цель: содействовать творческому и эмоциональному развитию личности дошкольника средствами музыкальных двигательных игр-диалогов и сюжетных танцев.Повышение своего профессионального мастерства и компет...

Использование элементов сказкотерапии для развития эмоциональной сферы и творческого потенциала воспитанников в практике работы воспитателя ДОУ

Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.Ребенок будет знат...

Развитие речевого, творческого и интеллектуального потенциала у детей с речевыми нарушениями, через театрализованную деятельность.

Анализ ситуации,  сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей  имеющих отклонения в речевом развитии с каждым годом...

Консультация - «Ознакомление родителей с условиями для развития и социальной адаптации детей с нарушением зрения»

Описывается коррекционно-развивающая среда, которая решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации дет...