Использование элементов сказкотерапии для развития эмоциональной сферы и творческого потенциала воспитанников в практике работы воспитателя ДОУ
Емельянова Ирина Викторовна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 223»,г. Новокузнецк
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения . Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказкотерапия решает множество задач, связанных с развитием ребёнка: - раскрытие и активизация творческого потенциала;
- развитие фантазии и образного мировосприятия;
- знакомство с миром общечеловеческих ценностей, вековой народной мудростью, приобщение к бытовой культуре и опыту предков;
- регуляция самооценки, нейтрализация психологических проблем (страхи, враждебность, гиперактивность);
- формирование богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка;
- оттачивание правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания, развитие пальчиковой моторики и пространственного мышления;
- развитие умения выстраивать монолог, вести диалог с собеседником;
- решение проблем социальной адаптации, воспитание безопасной модели поведения, культуры здорового образа жизни.
В своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. ( таблица 1) Таблица 1 «Возрастные особенности сказкотерапии» возраст | Отличительные особенности сказкотерапии | 3-4 года | - Ребёнок наблюдает за мимикой, жестами взрослого во время индивидуальных или коллективных занятий и учится передавать чувства и эмоции героев сказки.
- Проблема, вокруг которой выстраивается сказочный сюжет, должна быть интересна и актуальна для малыша, вопросы формулируются так, чтобы помочь увидеть и осознать причинно-следственные связи.
- Сюжеты сказок должны быть простыми и доступными для восприятия ребёнка, стоит помнить, что отделять сказочный мир от реального малыши смогут только в четыре года.
- Малышам трёх–четырёх лет близки и понятны сказки, повествующие о взаимодействии людей и животных. Маленькие фантазёры без труда перевоплощаются в образ животного, с лёгкостью и врождённым артистизмом подражают их повадкам.
|
5 лет
| - Совместное с ребёнком моделирование сюжетов, прорабатывающих его реальные жизненные ситуации, проблемы, страхи. Такая история может начинаться, например, такими словами: «Жил-был мальчик (девочка), который был очень похож на тебя».
- Вся работа происходит на глубинном, подсознательном уровне, обсуждение и анализ в этом возрасте малоэффективны.
- Задания, связанные с продолжением сказки, круговая методика совместного развития сюжетной линии, когда каждый ребёнок по очереди придумывает свой небольшой фрагмент, вплетая его в сюжет, создаваемый общими усилиями.
- Пятилетние дети отдают предпочтение волшебным сказкам, видят себя в образе благородного принца, очаровательной принцессы, храброго солдата и т. д.
|
6-7 лет
| - Сказкотерапия начинается с обсуждения и постановки проблемных вопросов.
- Снять психологическое напряжение помогут сказки-страшилки, финал которых будет смешным и непредсказуемым.
- Активно применяются дидактические сказки, например, математические задания, вплетённые в сказочный сюжет о преодолении испытания или сказка «Две лягушки», символически иллюстрирующая истину о том, что бороться нужно до конца.
- Детям этого возраста интересны философские и бытовые сказки.
|
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка. В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают. 1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями). 2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное. 3. Страхи и тревоги по самым различным поводам. 4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение. В своей профессиональной деятельности используем следующие виды сказок : 1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. 2. Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды: – Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных; – Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях. – Сказки о преобразовании. Например, сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». – Страшные сказки. Сказки о нечистой силе. Также сказки – страшилки. Многократно моделируя и переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Рассказывание страшилок детям семи лет, необходимо учитывать, что конец должен быть обязательно неожиданным и смешным. – Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет. 3. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознавать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Мамин - Сибиряк Д. «Серая шейка». 4. Дидактические сказки. Создаются для подачи учебного материала. Так, например, на организованной - образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок. 5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы. 6. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Работа со сказкой строится следующим образом ( рисунок 1)
Рисунок 1 «Модель работы со сказкой»
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: - музыкальный образ сказки,
- образ сказочного пространства (светотехнические эффекты),
- собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Разнообразны и приёмы сказкотерапии: - чтение или рассказывание;
- пересказ по опорному плану;
- обсуждение и словесный анализ;
- рисование сказки;
- артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия:
- дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, песочная терапия, инсценировки, психодинамические упражнения на релаксацию);
- сочинение собственных сказочных сюжетов;
- решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов);
- эмоциональные и актёрские тренинги;
- подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т. д.
Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры: - С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:
- «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
- «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
- «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.
- «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.
- «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.
- «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.
Сказкотерапия помогает повысить самооценку ребёнка, расширить словарный запас, стимулировать развитие памяти, творческого воображения и мышления. Разнообразные методы и приёмы позволяют варьировать задания по уровню сложности. Чтение, сочинение собственных сказок, театрализация создают тёплую атмосферу в группе, способствуют развитию словесного творчества и становлению гармоничной личности дошкольников. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения Для этого в группе оформлен уголок сказки. Основная цель — активизировать интерес к сказке, создать особое уютное, уединённое место, где малыши смогут погрузиться в волшебную атмосферу сказки, с удовольствием полистать страницы полюбившейся книги, поиграть с куклами, рассмотреть иллюстрации, нарисовать полюбившийся сказочный эпизод. При оформлении уголка придерживаюсь определенных правил : - Способствовать тому, чтобы ребёнок самостоятельно находил занятие по душе, развивая инициативность и самостоятельность.
- Располагается вдали от шумной зоны, создаёт комфортные условия для эмоционального расслабления и снятия психологического напряжения, настраивает на спокойное и вдумчивое времяпровождение.
- Материалы должны отличаться вариативностью и учитывать возрастные особенности.
- Оформляется с помощью специальных полок и столов, игры, иллюстрации, книги, театральные атрибуты, игрушки должны быть в свободном доступе, детям должно быть удобно заниматься индивидуально и в небольших группах.
Уголок укомплектован играми и материалами: - Настольные игры-путешествия (игровое поле с фишками) по мотивам сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волшебник изумрудного города» и т. д.
- Дидактические игры.
- Пальчиковый театр.
- Настольный театр.
- Маски, костюмы, куклы.
- Материалы для художественного творчества (карандаши, краски).
Большую работу проводим с родителями воспитанников .Все формы работы с родителями по данному направлению можно разделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные. К информационным относятся ‒ проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье»; «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» Они позволяют педагогам изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Познавательные формы работы - провожу индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как привлечь ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи). Основное внимание обращаю на то, как важны для воспитания дошкольника — зрителя совместный с родителями просмотр детских телепередач, спектаклей и их последующее обсуждение. И самое главное условие для приобщения детей к чтению — собственный пример. Только читающие родители становятся образцом для подражания Важной формой работы по приобщению детей к чтению является семинар — практикум. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, продуктивной деятельности. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми. Очень эффективно решаются задачи приобщения дошкольников к литературе в детско-родительских читательских клубах. На заседание клуба можно пригласить работников библиотеки, которые дадут консультации по воспитанию будущего читателя, обогатят представления родителей о детской литературе или посетить библиотеку вместе с родителями. Интересной формой работы клуба может быть создание семейных библиотек. Предложите родителям воспитанников принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Таким образом, дети смогут увидеть очень старые экземпляры, книги-малютки и книги-великаны; альбомы, посвященные технике, моде, спорту, которые начали собирать еще их родители, старые детские журналы. Широко используется такая форма работы, как конкурсы детских рисунков, поделок. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, отгадывают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений. Главная задача наглядно-информационных форм работы — познакомить родителей с содержанием и методами ознакомления детей с художественной литературой детей в ДОУ (группе). Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться в совместной деятельности в детском саду и что рекомендуется для домашнего чтения. На стендах для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги». Здесь же может быть представлена постоянная рубрика: «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним. Можно предложить родителям памятки, рекомендации, папки-передвижки. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь. Ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы, он сможет усвоить такое жизненное правило: «нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом». Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
Литература
1.Вачков, И.В. Сказкотерапия в работе детского психолога / Современное дошкольное образование. – 2008.- №4.- с.50 – 55. 2. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – Санкт – Петербург: «Речь», 2004. - с 12 – 59 3.Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – Санкт – Петербург: «Златоуст», 1998. – 352 с. 4.Кондратьева Н. В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 291-293. — URL https://moluch.ru/archive/180/46525/ (дата обращения: 04.02.2020). 5. Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии / Н. А. Сакович. - Санкт-Петербург: «Речь», 2007. - 214 с. 6. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. – Москва: «Владос», 1999. - с. 32 - 274. 7. Сухомлинский В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - Москва: Политическая литература, 1982 - с. 270.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Принципы работы со сказками
Принцип | Основной акцент | Комментарий | Осознанность | Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. | Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки. | Множественность | Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. | Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. | Связь с реальностью | Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. | Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. |
Приложение 2
Структура коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия № | Этап | Назначение | Содержание | 1. | Ритуал «входа» в сказку | Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку» | Коллективные упражнения. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие. | 2. | Повторение | Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. | Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят, использовали ли они новый опыт. | 3. | Расширение | Расширить представления ребенка о чем-либо. | Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки. | 4. | Закрепление | Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. | Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения. | 5. | Интеграция | Связать новый опыт с реальной жизнью. | Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели. | 6. | Резюмирование | Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. | Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта. | 7. | Ритуал «выхода» из сказки | Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде. | Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. |
Приложение 3
Примеры заданий для викторины по сказкам «О какой сказке идёт речь?» | - В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли. (Три медведя)
- Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.(Репка)
- Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей. (Доктор Айболит)
- Помогла нам яблонька, помогла нам печка…(Гуси–лебеди)
- Нам не страшен серый волк. (Три поросёнка)
- Сяду на пенёк, съем пирожок. (Маша и медведь)
- Колотил, колотил по тарелке носом. (Лиса и журавль)
- И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.(Мойдодыр)
- Приходите, тараканы, я вас чаем угощу. (Муха-Цокотуха)
- Свет мой, зеркальце, скажи…(Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях)
- Не пей из копытца, козлёночком станешь. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
- Ещё пуще злится злая старуха…(Сказка о рыбаке и рыбке)
| «Салат из сказок» | Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать , из каких сказок эти персонажи? 1. … Сидит Волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка — внучку, внучка — Жучку…. («Лисичка — сестричка и Серый волк», «По щучьему велению», «Репка») 2. … Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем…». («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка — Хаврошечка») 3. … Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: «Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт? ». «Я — мышка — норушка, я — лягушка — квакушка…». («Колобок», «Гуси — лебеди», «Теремок»). 4. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают. «А что, старуха, говорит старик, давай мы себе из снега дочку сделаем». А старуха отвечает: «Не тужи, Иван — царевич! Ложись-ка спать — почевать, утро вечера мудренее! («Снегурочка», «Царевна-лягушка») | «Песенки сказочных героев» Участникам команды необходимо вспомнить песенки которые исполняются в сказках | - Песня Красной Шапочки.
- Песня Золушки.
- Песня Колобка.
- Песня Буратино.
- Песня Бременских Музыкантов.
- Песня белочки ( во саду-ли , во городе..).
- Песенка Трёх поросят.
- Песня Козы и козлят.
| «Живые картинки» | Команды по очереди изображают сказку без слов, с помощью мимики, движений и жестов. («Репка», «Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят»). | «Продолжи сказку» | Жили — были в детской комнате игрушки: кукла Маша, весёлый клоун, мышка Малышка и косолапый мишка. Надоело им сидеть на одном месте, и решили они отправиться в путешествие. Долго ли, коротко ли шли наши игрушки, и, наконец, попали они в сказочный лес…. с помощью наводящих вопросов продолжить сказку по очереди) — Какой сказочный лес? — Что увидели игрушки в сказочном лесу? — Кого они встретили ? — Игрушки заблудились , кто им помог? — Кому игрушки помогли? — Как игрушки вернулись домой? | «Рыбалка» | Помните, в «Сказке о рыбаке и рыбке» занятием старика было ловить неводом рыбу, мы тоже сейчас порыбачим. Рыбки, которых вы поймаете не простые, а с заданиями. (Ребята по очереди выходят к доске, «ловят» рыбку и отвечают на вопрос, который написан на обороте. Кто правильно ответит, тот поймал рыбку). Вопросы на рыбках: 1. Кто являлся сторожем царя Дадона? (Петушок) 2. Как звали жениха мёртвой царевны? (Королевич Елисей) 3. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33 года) 4. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, к месяцу, к ветру). 5. Какими словами начинается «Сказка о попе и работнике его Балде» »? (Жил-был поп, толоконный лоб). 6. За какую плату согласился служить Балда попу? (за 3 щелчка по лбу) 7. Какими словами бранила старуха своего старика? (Дурачина ты..) 8. Назовите место встречи Балды с попом. (базар) 9. Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (33) 10. Какую песню поёт белочка в «Сказке о царе Салтане»? (Во саду ли…) 11. О каком времени года идёт речь в «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (о зиме) 12. Какое было 1 желание старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (корыто) | «Кроссворд по русским народным сказкам» | По горизонтали: 2.Тот Илья, что Соловья-разбойника усмирил. 4.Героиня сказок. Она и Премудрая, она и Прекрасная. 7.Цветок, который дружил с жаворонком. 10.В истории про деда и медведя одному из них достались корешки, а другому… 11.Он и от дедушки ушёл и от бабушки ушёл. 12.Что произошло, когда принц и принцесса встретились? По вертикали: 1.Птица-разбойник. 3.Баба страшная … 5.Младший сын деда и бабы. Обычно дурачок. 6.У сестрицы Алёнушки был братец … 8.Чем поп машет? 9.Сказочный домик, в котором живёт много зверей. |
|